«Неужели и я такой в старости стану?»: откровения соцработника

Позавчера в 16:43

Они приходят каждый день: приносят продукты, готовят еду, убирают, помогают мыться. И не требуют ничего взамен. Для многих социальных работников уход за пожилыми людьми больше, чем просто работа. Они считают это призванием. Мы поговорили с одним из соцработников о том, почему старики ведут себя как дети и как не принимать всё близко к сердцу. На условиях полной анонимности.

«Уделяя столько времени другим, не оставляешь его для себя и семьи»

Социальным работником я стала не так давно. Вышла на пенсию и решила, что не могу сидеть дома без дела. Моя основная работа была связана с людьми, с помощью им, поэтому подумала, что это — хороший вариант. У нас в городе есть спрос на соцработников, их постоянно не хватает. Кто-то не выдерживает на такой работе, кто-то не согласен на ту зарплату, которую предлагают. А стариков, нуждающихся в уходе, очень много.

Получаем мы правда мало — средняя зарплата около 14–15 000 рублей. И я прекрасно понимаю тех, кто не хочет трудиться за такие деньги: скажу прямо, это тяжело, особенно первое время.

У каждого социального работника есть примерно по 10 бабушек и дедушек, за которыми он ухаживает. Кто-то их называет клиентами или заказчиками, потому что люди обращаются в соцзащиту за услугами, а мы как раз их оказываем. Не поворачивается язык так сказать: для меня все эти люди, скорее, подопечные. Это слово гораздо мягче.

У меня, например, 11 подопечных. Есть те, у кого их гораздо больше, но это специалисты с большим стажем – по 10–15 лет. С одной стороны, восхищаюсь такими людьми, с другой — мне их немного жалко. Уделяя столько времени другим, не оставляешь его для себя и семьи. Поняла это по себе. Потому что день социального работника расписан буквально по минутам, хотя ты всегда работаешь «сверхурочно». По-другому не получается.

Конечно, я устроилась сюда не из-за денег. Просто хотела помогать тем, кто в этом нуждается. Поэтому искать тут какого-то большого заработка не стоит. Уход за пожилыми людьми стоит копейки, каждая услуга у нас расписана по ценам. Они очень низкие: начиная от 1,5 рублей. Когда люди заказывают дополнительные услуги, которые не входят, так сказать, в «стандартный пакет», их оплачивают отдельно. Например, постричь ногти на руках стоит 10 рублей. Сходить с бабушкой в какой-нибудь банк или на рынок – 50 рублей. И так далее. Много здесь не заработаешь. Пожалуй, выгоднее всего работать сиделкой по праздникам: за один час платят 400 рублей.

 

«В первую очередь люди хотят общения»

Мой рабочий день начинается в 8:30. Есть участок, где я работаю, и график. Несколько дней в неделю я совершаю обход, мне надо обойти все адреса, навестить каждого. Одним достаточно, чтобы я пришла раз в неделю, к другим надо приходить каждый день: если человек не может сам пить или есть. У меня таких нет.

В свободные от обходов дни занимаюсь бумажными делами. Когда выхожу на работу «в поле», то надо купить продуктов, пять-семь килограммов, принести их, иногда и приготовить, убрать квартиру. На всё про всё даётся 20–30 минут, потом надо ехать к следующей бабушке.

Отведённого ремени катастрофически не хватает. Потому что многим требуется и другая помощь: сходить в аптеку, погладить постельное бельё, помочь помыться. Но в первую очередь люди хотят общения: часто им не с кем поговорить, они заперты в четырёх стенах. Конечно, если делать всё механически, будешь успевать, но так не выходит. Хотя есть даже негласная рекомендация, что не стоит сближаться с людьми, за которыми ухаживаешь, кто-то её и правда соблюдает. Просит такого бабушка посидеть с ней, чай попить, а он: «Не положено».

Стариков тоже можно понять. Многие из них одиноки при живых детях. К кому-то просто редко приезжают родственники, потому что живут в другом городе, а кого-то вообще забыли и объявляются только тогда, когда придёт время получать наследство. Грустно это. Стараюсь не принимать всё близко к сердцу, но душа-то болит.

Поэтому остаюсь, выслушиваю каждого. Советов о том, как жить, никогда не даю, о личных делах особо не рассказываю, даже если спрашивают. Всё-таки социальный работник не должен сильно вмешиваться в жизнь подопечного, хотя, честно, многие без нас как без рук. Хотя чаще всего бабушкам и дедушкам просто хочется выговориться: пересказать сюжет любимого русского сериала или поделиться новостями политики. Иногда достаточно просто поддакивать и вставлять короткие фразы.

 

«К каждому приходится искать свой подход»

Старики разные бывают. У меня, к счастью, вредных нет. Все хорошие, покладистые. Мы с ними в постоянном контакте. Они могут мне в выходные позвонить, попросить в аптеку сходить, я соглашаюсь. Некоторые пытаются за это рублей 100–200 в карман сунуть, но я не беру: нельзя, да и неудобно как-то. Бывали и такие, с кем надо пожёстче говорить. Кто-то капризничает. И к каждому приходится искать свой подход. Правду говорят: старые люди как дети.

Сложно смотреть, как на твоих глазах угасает человек, хотя ты делаешь всё, чтобы этого не случилось. Например, я ухаживала за одной женщиной, в советские годы она была директором кондитерской фабрики. Говорят, держала всех в ежовых рукавицах — строгая. И умная. Но вот в старости жизнь её не пощадила. Стала забывать многие вещи, впадать в детство, могла принять меня за дочь или за маму. И таких примеров уйма.

Признаюсь, смотрела на некоторых и думала: «Неужели и я такой в старости стану? Не дай бог».

 

«Понимаешь, что все мы не вечны»

Когда подопечный умирает, это тяжело. Всё-таки он становится тебе родным, хотя и стараешься не принимать всё близко к сердцу. Понимаешь, что все мы не вечны. На похороны я не хожу. Хотя мы оказываем помощь в их организации, если у умершего нет родственников или они по какой-то причине не хотят этим заниматься. Да, есть и такие, кто даже не хочет собрать своих маму или папу в последний путь. У нас, кстати, существует и услуга «уборка могил»: когда бабушки или дедушки не могут уже ходить на кладбище, а кроме них этого делать некому.

Неудивительно, что иногда случается так, что старики оставляют свои квартиры социальным работникам. В знак благодарности. Редко, но бывает. Если наследство оформлено правильно, то квартира и правда может перейти тому, кто ухаживал за стариком. Но на моей памяти такого не происходило. Всегда появляются родственники, которые готовы, простите, чуть ли не уничтожить за жилплощадь.

Столкнувшись впервые со смертью, некоторые уходят с работы, не выдерживают. Кто-то не справляется ещё раньше. Потому что с непривычки такая работа изматывает и физически, и морально. Но стоит подумать, что все эти люди нуждаются в тебе и кроме тебя о них некому позаботиться, то как будто открывается второе дыхание. Не знаю, почему так происходит, но это и правда помогает.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники