Убийство детей в Мысках: что случилось в приёмной семье

Сегодня в 04:55

Неделю назад Кузбасс поразила новость: в одном из посёлков Мысковского городского округа родителей подозревают в убийстве двух приёмных детей. Расследование уголовного дела длится уже около года. С каждым днём эта история обрастает домыслами.

Корреспонденты «Газеты Кемерова» разбирались, что произошло в посёлке Подобас, как трое детей из Мысковского детдома попали в беду и что делать, если на ваших глазах чужой ребёнок подвергается насилию.

 

«С виду – нормальные люди»

Летом 2015 года семейная пара Крайновых с пакетом документов на руках пришла в Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Воспитатели с радостью встретили супругов. У них был на руках маленький ребёнок, пара хотела принять в семью трёх детей постарше, чтобы у малыша появились братья и сестра. В жителях загородного посёлка педагоги не увидели опасных людей.

«Внешне пара ничем не отличалась от других приёмных родителей: адекватные, разговорчивые, прилично одетые люди. Чётко изъявили желание взять взрослых детей для опоры и помощи по дому. К тому же, у супругов был родная маленькая дочка, ещё одна уже давно выросла. Сами Андрей, Саша и Даша — дети, которых взяли под своё крыло опекуны — безумно радовались этому. Ведь каждый ребёнок, оказываясь в детском доме, даже с таким диагнозом, как умственная отсталость, хочет обрести семью, чувствовать заботу, любовь, родительское тепло и поддержку», — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мысковского детдома Наталья Зелененкина.

10-летний Саша поступил в интернат в 2010 году, а 16-летний Андрей — в 2013. Здесь они прожили до того момента, как попали в новую семью. Воспитатели ребят вспоминают с теплом: таких добродушных и трудолюбивых мальчиков ещё поискать. Диагноз нисколько не мешал ребятам развиваться и расти настоящими мужчинами. Оба занимались в кружке декоративно-прикладного искусства. Саша обожал помогать всем, сам проявлял инициативу. Андрей рос творческим человеком: ни один концерт или конкурс не обходился без его участия. Ещё одним ребёнком, который отправился в семью, стала 9-летняя Даша.

«Дети были дееспособными, посещали коррекционную школу. Очень общительные, прилежные и самостоятельные. Как много разговоров было, когда они узнали, что скоро обретут родителей! Радовались, обсуждали это между собой и с воспитателями, которые разделяли счастье детей…», — вздыхает Наталья Зелененкина.

Даже если бы педагоги заметили странности в поведении будущих родителей, это бы вряд ли что-то изменило. По словам замдиректора детского дома, в учреждение семьи приходят с документом от органов опеки, который обязывает передать им детей. 

 

Трагедия в Подобасе

Семья жила на самой окраине улицы Светлой, в одноэтажном доме за высоким забором. Соседи помнят мальчишек – они постоянно работали в огороде, занимались скотиной. Однажды дети попросту пропали с глаз, а супруги внезапно продали дом и уехали в Краснодарский край. 

Полиция приступила к поискам детей. Спустя какое-то время мужа и жену разыскали, доставили обратно в Кузбасс, начали допрашивать по делу об исчезновении мальчиков. Долгое время они проходили по делу просто свидетелями.

«Сами опекуны не проявляли беспокойство по поводу пропажи детей. Они запутывали следователей, мешали расследованию уголовного дела, вели себя очень коварно. Например, заявили, что за одним из мальчиков присматривала их родная 22-летняя дочь. Однако информация не подтвердилась, правоохранители обнаружили тело ребёнка», — отмечают в Следственном управлении СК РФ по Кемеровской области. 

По словам соседей, одного мальчика попытались сжечь в печи, другого завернули в ковёр и утопили в водоёме. Одна из жительниц посёлка рассказала, что жестокое и неадекватное отношение супругов к детям чувствовалось и раньше.

«Даже родная дочь подвергалась нападкам со стороны матери. В детстве она постоянно ходила в синяках. Если девочка ела слишком много, на неё могли поднять руку, кричали», — вспоминает одна из местных жительниц, пожелавшая остаться анонимной.

Сейчас соседи утверждают, что понимали – приёмных детей заставляли трудиться. Но ничего не сделали. Впрочем, сотрудники органов опеки и попечительства тоже не вмешались в трагические события. По информации следователей, специалисты не проверяли условия проживания детей в семье. Сотрудница органа опеки, назначенная куратором за этой семьёй, даже жила по соседству, и утверждала, что постоянно контролировала ситуацию. 

«Она говорила, что видимых причин тревожиться за то, что дети не совсем нормально живут, нет. Но затем вскрылись факты, что был пропущен отчётный период, когда нужно было посещать семью», — рассказала «Первому каналу» начальник управления образования Мысковского городского округа Светлана Коваль.

Вскоре после того, как о гибели детей заговорил весь Кузбасс, начальница отдела опеки и попечительства города Мыски Елена Ермолова покинула свой пост. Уже 24 апреля в особом порядке состоялся суд, который рассмотрел дело о халатности, проявленной в связи с убийством двух приёмных детей. Ермолова признала свою вину и понесёт наказание — выплатит штраф в размере 25 000 рублей.

Органы опеки в Мысках не в первый раз дают сбой. Ещё в 2014 году 47-летняя учительница забрала из детдома восьмилетнего мальчика. Как и нынешние обвиняемые, женщина получила все необходимые документы, прошла обучение в школе приёмных родителей. Но спустя некоторое время стало известно, что опекун систематически избивала ребёнка. В отношении неё возбудили уголовное дело по статье «Истязание». Тогда потрясённые мысковчане спрашивали: «Как такому человеку могли доверить мальчика?» Воспитанник детдома остался жив, оправился от случившегося и вернулся в учреждение.

Чем всё закончится

В отношении 42-летней женщины и её супруга возбудили уголовные дела по статьям «Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего». Обвиняемые не хотят помогать следствию. Но сотрудники правоохранительных органов делают всё возможное, чтобы завершить расследование. Обвиняемым грозит наказание вплоть до пожизненного заключения.

В посёлке всё ещё судачат. До сих пор в головах жителей не укладывается, как такое могло произойти рядом с ними. По словам жителей, дочь предполагаемых преступников воспитывает младшую сестру. Приёмная дочь Даша вернулась в Мысковский детский дом-интернат. Сейчас она живёт в той же группе, из которой её когда-то забрали. Друзья вспомнили её, и вместе с психологом и педагогами помогают оправиться от случившегося.

«Конечно, дети слышат об этой истории. Паники нет. Может быть, ребята не до конца поняли, что произошло. Мы бережём их, стремимся в стенах детдома избежать обсуждения трагедии. Всячески стараемся оградить их от стресса и волнений. Даша вернулась обратно, у неё нет серьёзных проблем после жизни в приёмной семье. Она так же улыбается, добрая и отзывчивая девочка. Заметно выросла — стала больше разговаривать, проявлять активность. С ней работают психолог и дефектолог», — рассказывает Наталья Зелененкина.

В детском доме считают, что случившееся — единичный случай. Сколько счастливых семей здесь видели за 40 лет существования учреждения. Дети с умственной отсталостью не раз обретали любящих родителей и шанс на достойное будущее. Жаль, что его не будет у Андрея и Саши. Воспитатели надеются, что виновных в гибели мальчиков накажут, а для органов опеки эта история станет уроком.

 

Кому доверяют детей

Прежде чем ребёнок оказывается в новой семье, потенциальные родители сталкиваются с бумажной волокитой. Она не напрасна – многочисленные документы призваны доказать, что людям можно доверить детей. 

От будущих родителей требуют:

  • Заявление в органы опеки;
  • Копию паспорта;
  • Свидетельство ИНН;
  • Пенсионное удостоверение;
  • Свидетельство о браке;
  • Справки о регистрации по месту жительства, о доходах или размере пенсии, о занимаемой на работе должности, об отсутствии судимостей;
  • Заключение санэпидемслужбы о соответствии жилья санитарным нормам;
  • Правоустанавливающие документы на жилплощадь;
  • Копии лицевых счетов.

Заявители обязаны пройти обследование врачей, получить документ, удостоверяющий отсутствие инфекционных и психических заболеваний. Обязательна и характеристика с места работы. Примечательно, что будущие родители должны даже написать автобиографию. 

Всеволод Курбанов, руководитель юридической компании «ЮристЪ»:

— Получить опеку над ребёнком довольно сложный процесс, регламентируемый рядом документов международного и федерального уровня. После предоставления всех необходимых бумаг опека обязана тщательно со всем ознакомиться. В том числе специалисты должны провести проверку жилищных условий, где будет жить подопечный. У него должно быть отдельное спальное место, а также рабочий стол или детский уголок для игр. Если у ребёнка инвалидность, то ему нужно выделить отдельную комнату. На принятие решения у опеки есть 15 дней, а разрешение на опекунство действительно два года.

В данной ситуации многое говорит о том, что проверка органов опеки не осуществлялась на протяжении всего времени, пока дети находились в новой семье. В контроле над родителями должны быть задействованы не только отдел опеки и попечительства, но и представители органов образования всех уровней, правоохранительных органов, здравоохранения и представители власти, в том числе уполномоченный по правам ребёнка в субъекте. Если все надзорные органы заинтересованы в защите законных прав и интересов ребёнка, если их обязанности не будут выполняться лишь формально, то это будет 100% гарантия предотвращения подобных преступлений.

Что делать, если ребёнка обижают на ваших глазах

Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор психиатрии:

— Родители обычно делятся на два типа, когда забирают детей из интернатов. Меньше всего тех, кто искренне рад, получает удовольствие от процесса воспитания. Зачастую это те пары, которые долгое время не могли родить ребёнка самостоятельно. При усыновлении они оберегают детей, как зеницу ока. Но есть и семьи, в которых приёмные дети воспринимаются как маленькие работники. Их брали не для того, чтобы растить и воспитывать, а для обслуживания – как в сказке «Золушка». 

Довольно часто родители наказывают детей, будь то приёмные или родные, за непослушание или плохие отметки в школе. Считается, что это благородные цели, ведь мама и папа хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился, по-своему любят его. Но порой, сами того не замечая, они переходят какую-то грань, и невинный шлепок может превратиться в систематические избиения. Совсем как у Максима Горького в повести «Детство», где по субботам дед порол всех детей в воспитательных целях.

Справедливости ради замечу, что такой метод воспитания прижился не только в России, но всё-таки в нашей стране он отличается особой изощрённостью. Для нас получить ремень или подзатыльник, как это не печально, норма поведения. Люди, которые истязают детей, даже не понимают, что они жестоки. Это огромная проблема в мировой психологии. 

Подобные преступления в моей практике были. Например, одни родители заперли ребёнка в сарае на неделю, без еды, туалета. И они считали это нормой. И миллионы других могут счесть это нормальным поведением. К сожалению, установленные стереотипы стоят во главе угла. 

К решению проблемы нужно подходить с осторожностью. Опрометчивыми действиями можно сделать только хуже ребёнку, который уже и так подвергается физическому насилию. Если сосед, друг семьи, знакомый стал свидетелем проявления жестокости, то можно побеседовать с родителями. По-дружески сказать, что такое отношение неприемлемо. Но если же ребёнок пожаловался, то велика вероятность, что разгневанный отец после такого разговора придёт домой и снова поднимет руку. В таком случае в семью должны вмешаться компетентные органы. 


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники