В России всё более популярным становится семейное образование: дети осваивают программу дома, с помощью родителей и педагогов-репетиторов. Сегодня более 100 000 учеников получают знания вне привычного школьного коллектива, по данным «Российской газеты». В Кемеровской области учатся дома по своему желанию 480 ребят, сообщил департамент образования и науки региона. Почему родители забирают детей из школы, разбирался А42.RU.
Семейное обучение или хоумскулинг — это форма изучения образовательной программы вне школы, которая предполагает обязательную итоговую государственную аттестацию. Также у каждого ученика есть права на промежуточные контрольные точки, с помощью которых можно проверить свои знания, а также на консультации педагогов. В России такая форма обучения существует 26 лет. Но особенно популярна она стала в последние годы.
Чтобы перейти на семейное обучение, нужно уведомить о своём решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где живёт ребёнок. В случае Кемерова это будет местное управление образования, где вам предложат написать заявление по форме. Затем нужно будет выбрать время аттестации, период, за который она нужна, и школу. Чаще всего, дети сдают школьную программу педагогам раз в полгода.
В пяти регионах нашей страны предусмотрена компенсация родителям за выбор семейного обучения. Это Омская, Свердловская, Тульская и Тамбовская области, а также Пермский край. Там больше семей решается на обучение вне школы — например, в Омской области их было 1 273 на 2018 год. В Кузбассе никаких выплат хоумскулерам не предусмотрено.
Анжелика Кириченко, мать двоих детей, домохозяйка:
— Моя дочь вроде бы успешно закончила первый класс. Я ее отдала в школу практически подготовленной: она хорошо читала и считала. Единственное: я ее не учила писать, потому что у каждого педагога свой подход к письму.
Когда мы перешли во второй класс, я решила в октябре ребенка протестировать. И с удивлением обнаружила, что ее знания остались на том уровне, с которым мы в школу пришли. Были большие проблемы с русским языком и математикой. Решение простейших задач вводило в ступор. Оказалось, что многое ребенок просто не понимает. С письмом были тоже большие проблемы. Причины этого – в моей дочери. Она несколько медленнее некоторых детей. Что-то необходимо объяснять дополнительно. И в рамках школы это невыполнимо: у педагога 30 человек в классе и очень ограниченное время.
Дополнительным фактором была удаленность школы от дома. В первый класс мы ее записывали по месту прописки в феврале накануне поступления. А уже зимой переехали в Серебряный бор. Мест в школе рядом с домом не было. Приходилось ходить в школу по месту старой прописки. На дорогу в общей сложности уходило до сорока минут. Когда в нашей семье появился новорожденный малыш, такие ежедневные походы в школу и из школы стали особенно затруднительными.
Эти два фактора и привели к решению о переходе на семейную форму обучения. Занимаемся дома, аттестацию будем сдавать в школе рядом с домом. Итог перехода положительный: дочь стала решать задачи, поняла логику русского языка, полюбила английский.
Пока готовимся к аттестации, познакомились с педагогами школы рядом с домом, много общаемся и надеемся в третий класс к ним попасть. Потому что в этой школе у педагогов больше возможностей (в том числе и технических) для работы с детьми. И у нас, в процессе работы дома появилось понимание школьной программы. То есть, теперь я дома могу корректировать то, с чем у ребенка затруднения в школе.
Ирина Т., фрилансер, сын учится в 10 классе:
— У сына в среднем звене были серьёзные проблемы с учёбой из-за особенностей его концентрации. Сейчас они нивелировались, но он снова столкнулся с трудностями — в программе 10 класса многое повторяется. По математике Саша начал получать двойки, начались вопросы по физике и химии. Именно это подтолкнуло меня к семейному обучению – с сыном у нас портились отношения, уроки мы делали по 5–7 часов.
В школе много времени расходуется напрасно. Например, на ОБЖ дети час читали в классе учебник – правила поведения в разных ситуациях. Практических занятий при этом не было. Час тратился в никуда. Физкультура – то же самое. У сына разряд по плаванию, но бегом ему по состоянию здоровья заниматься нельзя. В итоге он три раза в неделю должен по часу сидеть на лавочке.
Сейчас я возвращаю контроль над ситуацией. Мне школа выдала темы, мы последовательно их проходим. Сын занимается математикой с репетитором — педагогом старой школы. Его не натаскивают на ОГЭ и ЕГЭ, а учат понимать, что он делает и зачем. Так Саша полюбил тригонометрию.
Минус – приходится заставлять ребёнка, который не привык много учиться, делать это. Сейчас все темы других предметов он записывает в виде конспектов. Со школой мы договорились, что он не сдаёт всю программу в мае, а проходит контрольные точки в течение всего года. Завтра лабораторная по физике. Если сын не справится, будем искать репетитора и по этому предмету.
Ещё одна проблема — моё время. Я уже не могу браться за серьёзные проекты. Мама как рабочая единица в случае семейного образования заканчивается. А на обучение ребёнка тоже нужны деньги. Сыну бы не помешал хороший репетитор по информатике, у него есть потенциал. Но этого мы пока позволить себе не можем. В онлайн школах очень высокие цены. Поэтому основную часть программы сын осваивает с моей помощью.
Ольга Титович, журналист, воспитывает дочь и живёт в Санкт-Петербурге:
— Мой старший сын хорошо учился в школе в Кемерове, я в это никогда не вмешивалась. Когда пришло время Алисе идти в школу, я не ожидала, что это вызовет трудности. Она девочка весёлая, энергичная, но не любит шум. Два года она ходила в детский сад, но так и не привыкла – ей было там некомфортно. В пять лет мы её оттуда забрали, а в семь пошли в первый класс. Мы на тот момент уже переехали в Санкт-Петербург.
Мы попали в школу рядом с домом. У первой учительницы Алисы было 40 лет педагогического стажа. Но класс большой – 38 детей. Справляться было с ними нелегко. Поэтому моей дочери сразу в школе не понравилось. Дети шумят, учительница повышает голос, она строгая. А моему ребёнку от этого плохо. При этом училась она неплохо, была дисциплинированной, к ней вопросов не было. Но дочь страдала.
Доходило до того, что она просыпалась утром и плакала, осознавая своё положение. Дома-то обстановка другая, мы никогда друг на друга не кричим. В общем, за год Алиса так и не адаптировалась к этим условиям. Мы ходили к психологу, логопеду. Попросила перевести ребёнка в другой класс. Мне сказали, что нет такой практики.
Мы в семье живем так, чтобы была радость. У нас не принято выходить из зоны комфорта, достигать, бороться. Поэтому я хотела, чтобы Алиса была счастливой, а не страдала каждый учебный день. Я забрала документы из школы и перевела дочь на семейное обучение. К этому педагоги отнеслись лояльно.
Дочь занимается акробатикой, у неё первый юношеский разряд. У нас не уходит полдня на школу. Я ведь и раньше много занималась с ней уроками. Теперь мы садимся за стол – я работаю, она занимается самостоятельно. Раз в час подходит ко мне, чтобы разобрать нужные темы и задать вопросы. Это позволяет мне не отвлекаться часто и хорошо выполнять свою работу.
Математику мы прошли ещё до окончания учебного года — весь учебник. Русский язык пошел медленней. Приходиться вникать в предмет, хотя я и филолог. Но мне учить дочь интересно. В автобусе едем, обсуждаем предлоги, в магазине вспоминаем таблицу умножения. Смеюсь: «Раньше уроки были у тебя с утра до обеда, теперь твоя учительница всегда с тобой. Повезло!»
В будущем году попробуем ещё раз пойти в школу — уже в другую. Понимаю, что не смогу из-за работы полноценно заниматься с дочерью. К тому же, для ребёнка важна социализация. Сейчас у Алисы есть друзья из спортивной секции, мы ходим на экскурсии и занятия в музеи, но этого недостаточно.
Наталья Михайлова, психолог:
— Родители хотят, чтобы ребёнок рос спокойно, без лишней информации и лишних стрессов. Учился комфортно, в расслабленном темпе. Как правило, на семейное обучение переходят дети из семей, где у родителей более свободный график – удалённая работа или свой бизнес. Эти люди ценят своё время и для них первостепенно счастье ребёнка.
И плюсом, и минусом семейного образования является комфорт и отсутствие стрессов. Да, в этой ситуации больше шансов, что ребёнок раскроет свой потенциал. Но умение справляться с трудностями – важный навык в современном мире. Ребёнку надо учиться понимать себя и справляться со своими чувствами. Если вы не хотите, чтобы дети оставались в обычной школе, то этот опыт надо получить в другом месте. Например, в профессиональном спорте есть возможность получить такой опыт.
Серьёзный минус — отсутствие социализации. Нужно налаживать контакты с разными людьми, в том числе и с теми, кому ты не нравишься. В 18 лет научиться этому будет сложнее. Семейное образование и занятия в кружках не даёт возможности взаимодействовать с миром и получать разный опыт общения.
Ещё один минус — невозможность пережить возрастные кризисы. В семь лет и подростковом возрасте ребёнок ярко их переживает. Нагнать этот опыт потом не получится. Здесь как с детскими болезнями. Поэтому ребенку нужно пошалить, подраться с кем-то, влюбиться – когда это потом делать? На мой взгляд, наиболее верно отдавать предпочтение семейному образованию в 10-11 классе. Дети целенаправленно готовятся к поступлению в вуз в этом возрасте, такая форма обучения даст им возможность более плотно изучать предметы, которые им особенно важны.
Андрей Цеттель, учитель биологии в средней школе:
— Зачем ребёнок учится? Если нужно получить знания по математике, русскому языку, биологии и прочему, то семейное образование их даст. Но не стоит забывать, что школа несёт и другие функции. Социализация, воспитание, даже развитие иммунитета, а ещё — дружба и первая любовь. Мимо ребёнка это всё может пройти, если будет сидеть дома.
К тому же, трудно заставить себя учиться. Вы были фрилансером? Всегда есть соблазн налить чашку кофе и включить сериал. Если взрослые отвлекаются и теряют мотивацию, то детям ещё сложнее. Получается, что родителю придется сидеть рядом и переподключать ребенка к образовательному процессу. Нужно быть очень волевым человеком, чтобы делать это. К тому же, преподавать многие предметы тоже придётся самому. Не многие на это способны.
Многие родители говорят: «Моему ребенку не нужно школьное образование, мы будем учить его сами». Окей, пусть попробуют. Мне хочется сравнить результаты ЕГЭ детей, которые проходили программу дома, и тех, что учились в школе.
Я не противник семейного образования. Но считаю, что оно требует более серьезной подготовки. Если в школе тяжело, и ребёнок, например, сталкивается с буллингом, не стоит забирать его домой. На мой взгляд, лучше научить ребёнка взаимодействовать с социумом — проработать проблему с психологом или сменить школу, в конце концов. Уход на семейное образование означает, что вы соглашаетесь с его асоциальностью и не пытаетесь его обратно интегрировать в общество. Во взрослой жизни это может ему помешать — он поступит в вуз и всё равно попадет в большой коллектив.
ВКонтакте Twitter Одноклассники