Не зря говорят, что педагог – это не профессия, а призвание. Учителями и воспитателями становятся не из-за желания заработать много денег, а из-за любви к детям. По крайней мере, чаще всего происходит именно так.
Мы пообщались с одной из воспитательниц детского сада – о том, почему молодые родители постоянно куда-то торопятся, как отвечать на каверзные детские вопросы и что делать с коррупцией в садах. Разговор проходил на условиях полной анонимности.
Воспитательницей в детском саду я работаю уже больше двадцати лет. Конечно, роль сыграло то, что я люблю детей – без этого тут никак. Ещё когда я сама ходила в старшую группу, мне очень нравилось помогать малышам. Наверное, правду говорят, если работа по душе, то всё остальное приложится, потому что именно из-за своей любви я так долго тут продержалась. Было всякое: и зарплату задерживали, и урезали её, да и в принципе не сказать, что воспитатель много зарабатывает. Поэтому я подрабатываю няней в свободное от работы время.
Собираюсь работать воспитателем до самой пенсии: теперь почти на пять лет дольше. Но если подумать, я больше ничего не умею и ничем не хочу заниматься, кроме как детьми. Подруги удивляются моему терпению, потому что за маленькими и правда глаз да глаз нужен. А ещё железная выдержка. Чтобы не кричать лишний раз и тем более, упаси боже, не поднимать руку. Они смеются: мол, своих внуков не всегда вынести могут, а тут детей так много, и все чужие. Но у меня пока что получается, хоть и злюсь иногда.
Я уже выпустила много групп. Всегда грустно, когда дети, к которым ты прикипела, уходят. Они этого не понимают, поэтому редко вспоминают меня и уж тем более не заходят в гости. Хотя, конечно, приятно, когда те, кого ты воспитывала лет десять-пятнадцать назад узнают тебя и здороваются при встрече.
Раньше я работала только в государственных детских садах, потому что просто не было выбора, понятия «частный детский сад» не существовало. Последнее время ситуация меняется, и предприниматели или открывают частные сады, что случается редко, или арендуют группы в детских садах, куда берут детей на платной основе. Как правило, туда попадают те, до кого не дошла очередь на место: это или малыши, или дети, которым через год уже идти в школу, и у них не остаётся времени на подготовку.
В частных детсадах нам прописывают в правилах, чтобы мы улыбались и были любезны, ни за что не повышали голос на детей и носились с ними, как со своими. Но это у нас нормальная практика везде: взять те же больницы – в бесплатной тебе нагрубят, а в платной – ещё и пальто снять в гардеробе помогут.
Мне всё равно на эти правила: я считаю, что всегда была хорошим воспитателем, и знаю, как найти подход к детям. Конечно, в частных группах работать гораздо комфортнее – детей не больше 15, всем хватает места и игрушек. Родители им ни в чём не отказывают, поэтому в целом это плюс для воспитания. Но попадаются и очень капризные дети. Хотя вопреки стеореотипам в бесплатных группах таких «капризных» ещё больше.
Есть очереди, в которые родители записываются заранее, если хотят получить место в каком-либо детсаду для своего ребёнка. И иногда места дождаться просто нереально, поэтому они идут к заведующей и «покупают» его. Эти деньги заведующая кладёт в карман, хотя считается, что они идут на капитальный ремонт или закупку новой мебели. А ребёнка она берёт вне очереди в середине года или, скажем, делает так, что он оказывается в самом начале очереди.
Такое случается до сих пор, хотя говорить об этом не принято: обычно, наоборот, рассказывают, как мы успешно побеждаем коррупцию. Конечно, есть нормы СанПиН, которые должны регулировать количество детей в группе, но на них никто не обращает внимания. Поэтому если в группе 30 или больше детей – скорее всего, дело тут нечисто.
Я работала с разными возрастами, но ближе всего мне дети трёх-четырёх лет, в это время они особенно ясно воспринимают окружающий мир. Они изучают его, впитывают информацию, задают много вопросов, поэтому я стараюсь дать им максимум. Есть так называемый принцип минимакса, когда воспитатель даёт максимум тех знаний, которые он может вложить в ребёнка. И кто-то впитывает их все, а кто-то – только, скажем, половину. Но в этом нет ничего плохого: способности у всех разные.
Ещё мне нравится, что у маленьких детей лучше работает воображение. Они задают много вопросов, придумывают какие-то необычные сюжеты, рисуют нереальные картины. Это всегда так интересно – наблюдать за тем, что творится в голове у маленького человечка, когда он выплёскивает это наружу.
Стараюсь всегда отвечать на все вопросы, которые мне задают, хотя некоторые из них ставят меня в тупик. Например: «А как описать слепому человеку, что такое синий цвет?». Выкручиваюсь, а про себя думаю: «Откуда в этой маленькой голове такие мысли вообще?»
Но в то же время не стоит забывать, что перед тобой – ещё не сформировавшийся человек, который даже не всегда догадается помыть руки перед едой или использовать ложку вместо вилки. Поэтому им всё нужно объяснять так, чтобы это вошло в привычку. Говоришь им «Моем руки!» – и они моют. Говоришь «Открываем шкафчики и переодеваемся» – и они слушаются. Через какое-то время делают всё сами, не дожидаясь команды.
Но родители не всегда понимают, что не надо делать за детей то, что они умеют самостоятельно. Прибегают в мыле, схватили ребёнка в охапку, переодели – и в машину сразу. Хотя ребёнок может и сам переодеться, просто времени ему надо чуть больше. А взрослым – чуть больше терпения.
В этом, кстати, большая проблема: создаётся впечатление, что у родителей нет времени для собственных детей. Им некогда поговорить с ними, спросить, как прошёл день или что они узнали сегодня нового. Такие разговоры если и происходят, то на ходу, а ведь иногда просто надо остановиться на несколько минут.
Кроме того многие из них пользуются гаджетами как средством «отвлечения» ребёнка. Чтобы он не нашкодил, никуда не полез, не сделал чего-нибудь «ненужного». В итоге часто дети теряют желание занять чем-то себя сами, потому что привыкают, что у них перед глазами любые мультики или игры мира всего лишь по одному нажатию на экран. Но гаджеты никогда не заменят человеческого общения.
В своей группе я запрещаю детям пользоваться смартфонами и планшетами. Некоторые родители недовольны, но я стараюсь донести свою позицию максимально понятно. Проводя весь день в смартфоне, ребёнок никогда не научится общаться со своими сверстниками, и потом ему придётся тяжело из-за своей социальной пассивности.
Ещё родители редко стали спрашивать на собраниях о своих детях, только если воспитатели на них жалуются. Не интересуются тем, всё ли они понимают, как общаются с другими детьми, нравится ли им еда. Если я ничего не говорю – это значит, всё нормально.
Современные молодые люди постоянно куда-то торопятся. Мне это не по нраву, но я не вправе делать им какие-то замечания и уж тем более давать советы по воспитанию. Только если меня об этом попросят.
Сейчас в детсадах в основном остались те, кто очень любит свою профессию, а это люди в возрасте. Молодых почти нет: за деньгами сюда не идут, а из-за детей тоже не всегда получается остаться. Появляется своя семья или попросту не хватает терпения.
В первую очередь, дети смотрят на тех, кто рядом с ними, и следуют их примеру: то есть, это родители и воспитатели. Поэтому важно следить за собой, как бы заезженно это ни звучало. Ведь по ребёнку сразу понятно, какая ситуация происходит у него в семье. Если в семье проблемы, то ребёнок будет конфликтовать и вымещать обиду на других. Нельзя дать ему повод делать также дома.
Поэтому важно, чтобы с малышами работали квалифицированные специалисты. Но так бывает не всегда: из-за нехватки кадров человека могут взять чуть ли не с улицы. Конечно, тут больше зависит от заведующего, но иногда это правда так. Потому что по-хорошему с группой должны работать два человека: воспитатель и нянечка. Но реальная ситуация такова, что людей всегда не хватает.
Я не отчаиваюсь, ведь рано или поздно приходят люди, влюблённые в профессию, которые хотят работать тут просто потому, что считают это призванием. И пока такие люди есть, наши дети будут в порядке.
ВКонтакте Twitter Одноклассники