«Дебильное» воспитание: могут ли учителя обзывать детей?

Вчера в 01:35

В Сети разгорелся скандал после публикации видео из Белова — отец снял на камеру, как директор школы назвала его ребёнка «дебилом». Ситуация заинтересовала не только департамент образования и науки, который сейчас разбирается в обстоятельствах случившегося, но и полицию. Родители беловских учеников признались, что подобный негатив от директора школы был не раз.

Корреспондент A42.RU узнал у кузбассовцев, считают ли они достойным такое поведение педагогов.

Юлия Кайгородова, домохозяйка

Когда я работала в школе (не учителем, а в административном отделе), часто была свидетелем подобных конфликтов. Дети срывались на учителей, а те в ответ. Агрессия порождает агрессию. Дети рождаются чистыми и светлыми, они становятся теми, в кого мы их сами превращаем, копируют поведение взрослых. Те, кто оскорбляет учителей, берут это из семьи, окружающего мира, от самих педагогов. «Если учителю можно назвать меня дебилом или придурком, то почему мне нельзя сделать то же самое?», — так подумает любой ребёнок.

Поэтому педагоги, директора, то есть те, кто преподают нашим детям не только науки, но навыки поведения, общения, должны быть образцом, эталоном, не позволять себе лишнего. Конечно, ребёнок может выбесить, вести себя дерзко и нагло, но учитель всегда должен держать себя в руках.

Я училась в советское время, когда учителя приравнивали чуть ли не к богу. Помню случай из детства, когда подруга пришла ко мне в гости, а за столом сидела моя тётя, которая работала учителем русского языка и литературы. Подружка увидела, как учительница пьёт чай. У неё такой шок случился — как так, они ещё и питаются! Вот так мы относились к тем, кто нас учит. Это шло в том числе от родителей: мама всегда меня одёргивала, если я как-то плохо отзывалась об учителе. Ведь уважение должно быть безоговорочным, как у детей, родителей, так и учителей.

Татьяна Михайлова, учитель начальных классов

В настоящее время у людей появилось больше возможностей снимать видео, записывать разговоры, пересылать друг другу и выкладывать на общее обозрение и обсуждение. Неудивительно, что Сеть пестрит роликами самодеятельных «режиссёров». К сожалению, запретить снимать никто не может. Иногда такие видео действительно позволяют разглядеть назревшие глобальные проблемы в обществе. Одна из них касается взаимоотношений родителей и детей с учителями.

В последние годы в стране недостаточно поддерживается авторитет учителя. И складывается впечатление, что учителей приравняли к обслуживающему персоналу. Ученикам дали много прав, а про обязанности рассказать забыли. Отсюда и возникает недопонимание. Учителя хотят видеть детей не только умными, но и воспитанными, а воспитывать стало намного сложнее. Тем более, если родителям кажется, что воспитание идёт вразрез с их представлением. Дети стали пользоваться вседозволенностью, так как особых механизмов влияния на семью сейчас мало. И позволяют себе снимать и драки одноклассников, и нелицеприятные ситуации с педагогами.

Думаю, что большинство педагогов вполне корректны в общении с детьми и родителями, никогда не позволяют грубых слов и действий в их адрес. И так должно быть несмотря ни на что. Это связано с особым предназначением учителя — сеять разумное, доброе, вечное. Мудрый человек всегда сможет постараться найти выход из неприятной ситуации и мирным путём разрешить конфликт. Единственное, что надо учитывать: у учителей очень высокая психоэмоциональная нагрузка на работе и нервная система расшатывается быстро. Поправить здоровье получается далеко не у всех, и часто на это недостаточно средств. Огромное количество бумажных и электронных отчётов, постоянный контроль деятельности, ежедневное общение с разнохарактерными родителями, разбор конфликтов — всё это изматывает нервную систему, и, как следствие, может произойти срыв.

Оправдать грубое и хамское поведение педагога я не могу. Но могу понять, почему такое стало часто случаться. Уважение должно быть взаимным. Ведь нам кажется, что мы вкладываем в наш труд все свои силы. Но повторюсь, что учителям нельзя опускаться до такого поведения. Потому что дети должны видеть образец цивилизованного разрешения конфликтов.

Ольга Фролова, медсестра

У моего старшего ребёнка были проблемы с самого детского сада — он был шумным, пакостным мальчиком, требующим к себе повышенного внимания. Во втором классе он пришёл из школы и рассказал, что учительница английского языка швырнула его пенал в мусорное ведро, а потом выяснилось, что подобное отношение у неё было ко многим непослушным детям — могла и указкой стукнуть, и тряпкой кинуть. Видимо, такая психика у педагога, нервная немного была. Хоть я и понимала, что это реакция на плохое поведение учеников, всё равно считаю, что нужно уметь ладить с детьми другим способом. Почему нельзя найти другого метода объяснить что-то, наладить поведение? Достаточно просто начать говорить, поставить их на место, но не такими унижающими методиками же!

Сами дети в классе, где учился мой сын, вели себя очень жестоко, они издевались, например, над учительницей географии. Но и преподаватель не могла поставить себя, быть более жёсткой. Дети чувствуют, когда учитель не может с ними справиться, и «садятся ему на шею». А потом получаются вот такие конфликты, как в Белове.

Не думаю, что мягкотелые люди должны идти в эту профессию, слабовольным здесь не место. Тем более не должны быть учителями те, кто не готов отдавать частичку себя этому делу — к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.

Нина Обелюнас, кандидат филологических наук, лингвист-эксперт

Если мы говорим о слове «дебил», то, конечно, это не всегда слово, унижающее достоинство личности (если относится к человеку с умственной отсталостью и характеризует его болезненное состояние). В словарях оно имеет пометку «разговорное», то есть употребляющееся в обиходе, и обозначает тупого, несообразительного человека. Именно в этом (втором) значении оно употреблено в данном контексте.

Вряд ли его можно признать оскорблением, но унижающим достоинство взрослого человека, ребёнка — вполне. Я даже нашла ссылку на уже проведённую лингвистическую экспертизу в отношении этого слова в городе Калуга. Тогда «дебилом» 59-летняя обитательница одного из людиновских общежитий при свидетелях назвала полицейского, с которым она повздорила. Правда, что решил суд, согласился ли он с мнением лингвистов, мне неизвестно. 

Что касается моего отношения, то, во-первых, данное высказывание не столько отрицательно характеризует гиперактивного мальчика, сколько саму учительницу. Мальчик ещё школьник. У детей ещё слишком гибкая психика, они впечатлительны. Они всё запоминают и откладывают на подкорке мозга. Вот так его раз дебилом назвали, может, и в семье ещё добавляют, а потом он вырастает закомплексованным неудачником. Во-вторых, учительницу я понимаю — устала, эмоции прут, дети орут, бегают, сил никаких не хватает, ещё ответственна за безопасность. Она же знает, что такое школа, она взрослый человек и она контролирует ситуацию, а не наоборот. В школе максимально нужно держать себя в руках, даже если человеческое стадо носится вокруг тебя со скоростью реактивного двигателя. Вот поэтому, я считаю, если твои нервы тебе не позволяют работать в таком заведении, лучше просто уйти и найти другую работу, а не ломать психику себе и детям.

Лариса Чигирева, инженер

В последнее время слишком много плохого выливается в адрес учителей. Но на самом деле у них нет инструмента, чтобы повлиять на поведение учеников. Что они могут? Только орать на них! А ученики пошли наглые. Родители сами такие же, грубые, часто плохо образованные. Они внушают детям, что слушать учителей не надо, что учителя сами все идиоты. Думаю, что большая проблема в таких ситуациях заключается именно в воспитании детей, так как родителям некогда, а иногда и нечем, потому что сами лишены ума. Школе же всё запрещают, поэтому бедные учителя терпят унижения детей, ничего не могут сделать.

Я сама год работала в школе, но, тьфу-тьфу, наглые и грубые дети мне не попадались. Сейчас дети снимают реакцию педагогов и выкладывают всё это в Сеть. Но что же эти школьники не снимают то, что предшествует такой реакции? Не спорю, бывают ситуации, когда учитель ни с того ни с сего начинает фонтанировать эмоциями — тогда его лечить надо. Но практически в 100% случаев агрессивная реакция появляется в ответ на поведение детей.

Екатерина Ивания, домохозяйка

У меня неоднозначное отношение к подобным конфликтам. Виноваты в этой ситуации обе стороны, невозможно сказать, кто прав. Сейчас дети с пелёнок знают свои права и чувствуют вседозволенность. Чаще всего они заслуживают подобного отношения к себе, потому что ведут себя хамски. Учителя не могут справиться с ними, не могут найти подход к воспитанию, а это нужно сделать, иначе зачем вообще идти в эту профессию?

Даже когда я училась в школе, учителя уже начали хаметь, проявлять себя не с лучшей стороны как педагоги. Но и дети не отставали, черпали от них поведенческие навыки. Я сама не отличалась примерным поведением. Маму вызывали в школу, но в любой ситуации я была виновата, получала потом от неё втык, потому что учитель всегда прав. Так меня учили. 

Если честно, я боюсь того момента, когда мне надо будет отдавать детей в школу. Все стали такими нервными, про себя только думают, но никак не про то, какие знания и ценности вложить в головы наших детей.

Родители должны воспитать и подготовить ребёнка так, чтобы он понимал важность и значение учителя, мог принять его авторитет, а не пытался доказать собственную важность. Сейчас учителя никакие, они не могут найти подход к детям, которые понимают только ором, криком. Плюс они чувствуют слабость преподавателей, пользуются этим. Учитель должен быть учителем, каким он задумывался по определению, а не тем, кто оценивает и критикует.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники