О чём молчат дома: фотограф снимает панельки по всей России и за её пределами

18 ноября в 15:13

Семь лет назад Арсений Котов собирал ракеты «Союз» на самарском заводе, сейчас он — один из главных наблюдателей того, как выглядит современная Россия. Арсений ищет вдохновение в советской архитектуре, типовой застройке и безликих панельках, которые давно заполонили всю страну. Instagram[*] – тысячи однотипных на первый взгляд фотографий, а за спиной – более 130 похожих городов.

В следующем году у фотографа выходит книга совместно с британским издательством Fuel Publishing, посвящённая бывшим советским городам. Корреспондент A42.RU Максим Полюдов пообщался с Арсением о том, в чём эстетика его снимков и как ехать по России и доехать до конца.

 

«Везде в России я ощущаю себя как дома»

Я из Самары и одно время работал на местном заводе – на «Прогрессе», где собирают ракеты «Союз». Первый год был офигенен, просто восторг, там огромные цеха, ракеты, спутники. На второй год казалось, будто что-то уже не то. На третий год посещали мысли: «Какая скукота, один день похож на другой».

У меня появился пассивный доход, поэтому я подумал: «Зачем заниматься тем, что надоело, если можно отправиться путешествовать?». Начал ездить по каким-то туристическим местам типа Крыма, Сочи, Абхазии. Потом стал останавливаться в случайных городах по пути, смотреть, что есть интересного там.

Привлекала советская архитектура. Мне и в Самаре нравились разные мозаики или крутые монументы. Из-за этого я увлёкся фотографией, хотя раньше даже фотоаппарат в руках толком не держал.

Города кажутся одинаковыми, но в них всегда находится разнообразие. Стиль один, повсюду типовые панельные девятиэтажки, но имеется национальный колорит, так скажем, который отличает один регион от другого.

Дзержинск
Волгоград

С другой стороны, некая «одинаковость» играет только на руку. Благодаря этому везде в России я ощущаю себя как дома. Это касается и стран ближнего зарубежья — Таджикистана, Киргизии, Грузии и других.

Конечно, если перемешать мои фотографии, посторонний человек не разберётся, а я сразу пойму, что это за место. Каждый крутой снимок, который публиковал в Instagram[*], помню, где сделал. В общей сложности я уже объездил около 130 городов.

 

«Кемерово тянул к себе огромными заводами на фоне города»

На восприятие города влияет ландшафт и природа. Например, я летал на Камчатку, и Петропавловск-Камчатский — это просто фантастика. Особенно если горизонт виден с вулканами. Представьте, панельная застройка, а позади — гигантский вулкан, из которого поднимается дымок.

Вообще мне интересно посещать города, потому что каждый день открываю что-то новое для себя. И в Кемерове есть интересные районы, не ожидал такого увидеть. Например, окраина Ленинского, где стоят сгибающиеся длинные дома. Они построены в разной цветовой гамме. И это — на фоне заснеженных холмов. Выглядит круто.

Считаю, что эта архитектура — лучшее, что есть в России и постсоветских странах. В ней чувствуется единый план. Это меня и привлекает — то, что человек задумал, и то, что человек сделал что-то грандиозное.

Люблю погружаться в исторический контекст, делаю это, как правило, перед посещением какого-то места. Специально прихожу в библиотеку, беру книжки или журналы типа «Архитектура СССР», смотрю их и выбираю, куда бы поехать в следующий раз.

Кемерово
Кемерово

Обычно я основательно готовлюсь к каждой поездке. У меня есть белые пятна на карте, куда я стремлюсь попасть. Кемерово выбрал, кстати, почти случайно: поехал в Монголию, а он оказался на обратном пути в Москву. Заранее посмотрел крупные города, которые будут на маршруте в России, чтобы посетить их: Новокузнецк, Абакан, Железногорск, Красноярск, Братск, Ангарск, Улан-Удэ.

За шесть лет путешествий по стране я уже бывал в Кемерове. Провёл тут день проездом. И запомнил, что здесь стоят огромные заводы на фоне города. Приехав сюда, только и думал, как бы сделать фотографию с ними. Это меня тянуло.

Поэтому в Кемерове очень запомнилась центральная застройка, где стоят сталинские пятиэтажки, а на фоне — дымят трубы заводов. Такое видел ещё в Магнитогорске и Нижнем Тагиле. Пейзажи кажутся очень похожими.

 

«Я показываю срез России в определённый момент времени»

Раньше восхищались конструктивизмом 1930 годов, потом – сталинским ампиром, сейчас пришло время для советского модернизма, самого позднего стиля. Наша страна стала более открытой. Мне кажется, это хорошо. Возможно, люди будут бережнее относиться к тому, как выглядят их города.

Я же выношу качественные и уникальные фотографии, через которые показываю срез России в определённый момент времени. За годы поездок я вижу, как она меняется. Точечная застройка поглощает центры, исторические деревянные домики сносят, они горят в каждом городе. В панельки тоже втыкают что-то стрёмное, всё сильно уплотняется. Но есть и позитивные изменения — строят новые районы в одном стиле, видна преемственность. Правда, это касается больше крупных областных центров.

В следующем году у меня выходит книга совместно с британским издательством Fuel Publishing, посвящённая бывшим советским городам. Это крутое издательство, которое занимается подобными документальным проектами. В своё время они выпускали книгу канадского фотографа Кристофера Хервига о советских автобусных остановках.

Я как раз в 2018-м только закончил посещать бывшие соцстраны и решил, что пришло время для книги – не в стол же работать.

 

«Меня приняли за иностранного шпиона»

Отстойный случай произошёл в Абхазии, в Ткуарчале, который после бомбёжки превратился в город-призрак. Там в пять раз уменьшилось население, остался один райончик, и местная гопота за мной бегала и ножичком угрожала. Отделался от них тем, что позвал на помощь местных жителей. Вообще за семь лет никто не пытался на меня напасть и забрать камеру, хотя ситуации порой происходят забавные.

Например, один раз меня подвозили автостопом военные, это происходило рядом с Мурманском. Попросил остановиться, где удобно, но они этого не сделали. Зато отвезли в прокуратуру в закрытый город Приозёрск. Потому что подумали, будто я иностранный шпион. Просидел три часа, ждал сотрудника ФСБ, он посмотрел на меня и тут же отпустил.

Или в Новокузнецке нас вписал товарищ, который подписан на меня в Instagram[*]. Когда увидел, что я буду тут, предложил пожить в его квартире, которая пустовала. Дал нам клёвую сталинку с высокими потолками. На второй день кто-то стучится в дверь, мы открываем, а там девушка в истерике и слезах, говорит, что встречается с хозяином квартиры, тут живёт и ей срочно надо забрать какие-то вещи. Он нас не предупредил об этом. Я ему позвонил, он попросил больше никого не пускать.

Через некоторое время в дверь начинают ломиться, прям выламывать её ногами, перцовым баллончиком заливают щели. Оказалось, что девушка задолжала кому-то денег — и вот поэтому к нам ломятся. Мы покашляли, распахнули окна, проветрили квартиру. Приехал хозяин с друзьями, подождал, никто больше не пришёл. Он собрал вещи этой девушки, сказал: «Теперь она моя бывшая» — и ушёл. А мы спать легли. До этого вписки были нормальными. 

 

«Люди не сильно отличаются друг от друга»

Во многих городах люди не сильно отличаются друг от друга. Бывают, конечно, нестандартные типажи, которые не вписываются в общепринятые нормы, но чаще все достаточно хмурые. Где-то больше, где-то меньше. И волнуют всех примерно одни и те же вопросы: зарплата, проблемы с пенсией, транспорт еле ходит, пробки на дорогах, экология. Это встречается по всей России.

«Кузнецы Современности», Киев
«Тыл – фронту», Магнитогорск

Но люди мне тоже интересны, нравится их показывать на фоне чего-то. Не просто человек стоит в поле, а чтобы читалась история. Какой-то крутой фон сзади, который отражает масштаб, а вот сюжеты зрители додумывают сами. И это не моё дело, что именно они придумывают.

Есть серии, которые по-разному трактовать не получается. В абхазских фотографиях конкретный сюжет – война и её последствия, настоящее, в котором человеку нет места. Там дома полностью разрушены, вокруг воронки от снарядов, при этом несколько квартир заселены. И людям, кроме как в этих домах, больше негде жить.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники