Новый год в России воспринимается как рубеж: мы ждём изменений, открытий и чудес. Празднуем с размахом, проводим много времени с семьёй, ездим по гостям и устраиваем себе настоящие каникулы. Новый год сейчас — это самый долгожданный праздник в стране.
Но так было не всегда. Как отмечали Новый год наши прадеды на войне и после неё? Как менялось отношение к празднику? Об этом читайте в материале корреспондента A42.RU Вячеслава Ворожейкина.
Украшенная ёлка, застолье, фейерверки и торжественное поздравление лидера страны кажутся незыблемыми атрибутами Нового года. Но стали они такими только в 50-60-х годах – новогоднее дерево то запрещали, то разрешали всю первую половину XX века. Сам праздник несколько раз менял свой статус и был вовсе не в числе главных.
«Я родился и жил в Москве до войны. Новый год мы не отмечали. Ёлки долго были запрещены, ведь только в 1936 году правительство разрешило устанавливать ёлки, потом появились ёлочные украшения. Но коллективно в школе ничего не праздновали.
Потом началась война, приказом Сталина всех детей эвакуировали, мы вместе с матерью переехали в Слободской — это город в Кировской области. В 1943 году я окончил школу. Во время войны мы не думали о празднике. Мы были какие-то серьёзные, что ли. Единственное, что было важно — хорошо учиться. Мы это и делали, учились по-настоящему. А на переменах слушали сообщения Советского информбюро, следили за происходящим на фронте. Становились стратегами и обсуждали, как сделали бы здесь, там.
Единственное воспоминание радостное — как в декабре 1941 года с мамой ходили в кинотеатр. Смотрели фильм, вокруг плакали многие. Даже сейчас слёзы на глазах, потому что мы понимали, что конец близко».
Празднование Нового года в СССР до 1936 года и впрямь не приветствовалось — считалось «буржуазным пережитком». Впрочем, отмечать его в рабочей и крестьянской среде никто особо и не рвался — при царе главным праздником было Рождество, после 1927 года отменённое.
В Кемерове в то время жили иностранные рабочие, приехавшие в Автономную индустриальную колонию «Кузбасс», — они искренне недоумевали, почему советское правительство запрещает им ёлку.
— Для западных коммунистов, приехавших в Сибирь, Рождество было праздником народным, отнюдь не религиозным. Почему им, интернационалистам, ленинцам, нельзя поставить дома ёлку? Ян Рутгерс, сын директора колонии, вспоминал: «Когда наступил сочельник, мы наглухо закрыли ставни и задёрнули шторы. Не дай бог русские пойдут с рейдом по домам! Увидят ёлку — греха не оберёшься, в несоблюдении ленинских заветов обвинят», — рассказывает краевед Владимир Сухацкий. — В 30-х Новый год отмечали, но весьма скромно. С 1929 по 1935 год в стране были продовольственные карточки, поэтому, конечно, никаких изысков. Винегрет был роскошью, самое желанное блюдо — пельмени — могли позволить себе горожане, державшие скот. У пролетариев деликатесом считалась даже конская колбаса, в которой мяса было очень мало, а требухи — много. Водки пили мало, в основном — брагу, самогон, медовуху.
Трудно сказать, почему, но в 1936 году Сталин вновь разрешил устанавливать ёлку. Называлась она с тех пор новогодней, а не рождественской. Было рекомендовано проводить ёлочные праздники коллективно — в Домах пионера, клубах, театрах и школах. Вернулись ёлки и маскарады. Тогда же появился и Дед Мороз на замену рождественскому Святому Николаю, и Снегурочка — образ взяли из пьесы Александра Островского.
«Новый год перед войной не слишком-то праздновали — тогда ведь достатка такого не было, как сейчас. Но всё равно праздник такой был, неправильно говорить, что не было совсем. Ходили в гости друг к другу, поздравляли, желали всего наилучшего. Особых застолий не помню. А главный праздник был, конечно, в мае. Сначала Первомай, а после войны ещё День Победы добавился».
— В 1940 году в клубе кемеровской ГРЭС Дед Мороз не только поздравил собравшихся с Новым годом, но и поведал, сколько киловатт энергии выработано за прошедший год, рассказал о плане и соцсоревновании, — улыбается Владимир Сухацкий. — Подобные выступления были в порядке вещей, считалось, что речь Деда Мороза должна заряжать трудящихся оптимизмом и способствовать повышению производительности труда. Думаю, именно в те годы зародилась привычная нам сейчас, но вообще-то странная форма официальных поздравлений. Что-то вроде короткого доклада об итогах года и планах на будущее.
В 1941 году стало совсем не до Нового года. И всё же бойцы вспоминали о празднике: ставили ёлку и угощались, чем богаты. По воспоминаниям ветеранов, вместо крестовины для ёлки использовали гильзу от 37-миллиметровой пушки, вместо украшений — бинты и опять же гильзы, но уже винтовочные. Родственники присылали в армию посылки с подарками — кусковым сахаром и табаком, а командование иногда выделяло спиртное. После 1943-го на стол солдатам порой попадали яблоки, трофейные консервы и даже шоколад.
Конечно, празднование зависело от места и ситуации на фронте. Например, во время боёв под Сталинградом танковый корпус захватил немецкий тыловой аэродром. Помимо снаряжения, в руки советских танкистов попали рождественские подарки для немецких солдат: консервы, шнапс, сигареты. На другом участке фронта — на станции Котельников под Сталинградом — после победы решили отметить как раз подоспевший Новый год на широкую ногу: на столе было много яств, даже шампанское, отвоёванное у врага, наливали.
Но не у всех и не всегда Новый год был такой весёлый. Некоторые встречали его в весьма интересных обстоятельствах — на гаупвахте, например.
«Мы были не такие дети, как сейчас, мы взрослели раньше. Праздника по поводу Нового года перед войной я не помню, хотя день такой был. И на войне был тоже — друг друга поздравляли. А в 1944-м Новый год у меня был вообще примечательный — на гауптвахте.
31 декабря я как раз вышел из госпиталя. Часть была крупная, даже со своим кинотеатром, и там показывали фильм. Народу внутрь набилось — уйма, и я тоже постарался пролезть, в толпе ухватился за кого-то — оказалось, за ремень винтовки у постового. Мне говорят, мол, это ведь попытка присвоения оружия. И оформили меня на гауптвахту. Там я Новый год и встретил. Потом разобрались, конечно, отпустили».
Во время войны печатали праздничные открытки. Новогодние персонажи на них тоже предстают военными: Дед Мороз носит через плечо пистолет-пулемёт и гонит врага. А вот от снимков из блокадного Ленинграда по коже холодок: у ёлки — дети в бинтах, медсёстры пытаются улыбаться. В тылу Новый год устраивали в основном для детей, чтобы отвлечь от ужасов войны.
— Вместо подарков нам вручили стеклянные баночки, в них был кусок хлеба и небольшой кружок конской колбасы, — вспоминает Римма Власова, которая в военные годы была ещё ребёнком. — Вот это для нас было настоящее детское чудо, потому что мы в последнее время, кроме хлеба и воды, ничего не ели. Были невероятное удивление, радость, и это подкрепило силы. В качестве подарка была баночка вкусного, сладкого желе. В те времена — невиданный подарок. Где разыскали такую экзотику, непонятно.
В послевоенные годы Новый год не был в приоритете. Страну нужно было поднимать, а шиковать многим было не на что.
— После войны Новый Год — мы не знали, что это такое, — рассказывает Геннадий Васильев, ветеран труда. — Я был ребёнком, в семье девять детей, жили бедно. Праздновать начали только, когда выросли.
Но постепенно страна восстанавливалась — и с ней набирал популярность Новый год. В 1948 году 1 января сделали выходным.
— Когда полусонным советским гражданам не надо было с утра тащиться на работу, Новый год и стал самым весёлым и желанным, — рассказывает Владимир Сухацкий. — Новогодние традиции, которые нам так знакомы, зародились в 50-е годы. Ожидание боя курантов, — сначала, конечно, по радио. Салат «Оливье», шампанское и загадывание желаний. Детские подарки на работе родителям, мандарины, которые привозили раз в году.
Без богатого стола Новый год не Новый год, а потому в условиях тотального дефицита готовиться нужно было заранее. Соленья, консервы, алкоголь покупались порой за полгода и отправлялись на дальнюю полку, на балкон или к стенке холодильника со словами: «А это оставим на Новый год» — и становились тренажёром для тренировки воли всех членов семьи.
Ну, а в 60-х появляется «Голубой огонёк», и Новый год обретает привычный нам облик. Правда, тогда в телеэфире главными гостями были не поп-музыканты, а передовики производства, герои Советского Союза, деятели науки и искусства. Например, почётными гостями первого выпуска стали Валентина Терешкова и Юрий Гагарин.
Новый год был любимым во многом потому, что не было обязаловки, демонстраций и транспарантов — это сильно отличало его от других советских торжеств. Он стал не общественно-политическим мероприятием, а семейным праздником, добрым и тёплым, и остаётся таким по сей день.
Фото: russiainphoto.ru, waralbum.ru, pinterest.fr
«Путь к Победе» — это цикл публикаций на сайте A42.RU, посвящённый предстоящему 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы будем говорить с ветеранами, побывавшими на фронте, и тружениками тыла, листать старые документы и смотреть чёрно-белые записи, — чтобы тихие голоса героев громко звучали для новых поколений.
ВКонтакте Twitter Одноклассники