«Я лез и думал — только бы не спрыгнула»: история спасения кузбасской школьницы

Сегодня в 09:25

В Топках два сотрудника Росгвардии предотвратили трагедию. Они удержали от прыжка с 25-метровой вышки 15-летнюю школьницу, которая хотела покончить с собой. Без помощи психолога, до приезда подмоги, сначала отвлекли подростка, а затем удерживали, пока не прибыли спасатели с пожарной лестницей.

«Газета Кемерова» встретилась с водителем Василием Василенко и старшим сержантом полиции Дмитрием Володькиным, которые уберегли девочку от непоправимого шага.

Дмитрий Володькин служит во вневедомственной охране четыре года, сейчас он в звании старшего сержанта полиции. Василий Васильевич Василенко, старший прапорщик в отставке, был его наставником. Сейчас он на пенсии, работает водителем. Сотрудники Росгвардии признают, что девочку им удалось спасти благодаря слаженной работе – они уже в первые минуты решили, как будут действовать.

«Мы вышли на дежурство. Около 15:00 получили сообщение из дежурной части: школьница забралась на вышку неподалёку от заброшенного бомбоубежища и собирается прыгнуть вниз. Поехали туда немедленно. Благо, были совсем рядом. Условились, что я буду отвлекать девочку, разговаривать с ней. А Василий Васильевич подберётся к вышке так, чтобы его не было видно. Машину оставили за деревьями, чтобы не напугать», – вспоминает Дмитрий Володькин.

Дмитрий Володькин отвлекал девочку. Фото: Александр Патрин / «Газета Кемерова»

В полицию позвонила подруга девочки. Она не знала, что та хочет спрыгнуть, когда они вместе забирались на металлическую вышку. Когда поняла это, то нашла предлог ненадолго спуститься вниз и набрала два номера – «02» и родителей подруги. Когда Василий Васильевич и Дмитрий прибыли на место, под опорой уже стояла мачеха старшеклассницы, готовившейся к прыжку. Но она боялась заговорить с падчерицей.

«Я подошёл к вышке и увидел там девочек. Мы потом узнали, что им по 15 лет. Одна из них сильно плакала, была взвинчена. В тот момент она могла сделать что угодно. Подруга держала её за руки, но с трудом, потому что была ниже ростом и слабее», – объясняет Дмитрий.

Позднее сотрудники Росгвардии узнали, что у подростка были проблемы в семье. Родители развелись, маму лишили родительских прав. Дочь переживала это тяжело. А тут ещё в школе экзамены и контрольные, постоянный стресс. Последней каплей стал разбитый телефон – именно о нём она говорила сквозь слёзы. 

«Я не спрашивал девочку, почему она на это решилась, а задавал элементарные вопросы. Какие? Как тебя зовут, где ты живешь, сколько тебе лет… Сейчас уже всех не вспомню. Но мне удалось переключить её внимание, отвлечь», – делится старший сержант.

Василий Васильевич тем временем подходил к вышке, скрываясь за высокими деревьями и развалинами бомбоубежища. Ему удалось остаться незамеченным. 

«Пока взбирался наверх, только об одном думал – только бы успеть, появиться там вовремя, чтобы не прыгнула… Удержать, если она всё-таки сделает шаг. Она была решительно настроена. На этой вышке даже лестницы не было, только перекладины, даже мне, взрослому мужчине, нелегко было подниматься туда. А она совсем ребёнок! Юная, напуганная. Подруга её очень мужественной оказалась. Держала её до последнего, когда меня заметила на вышке – не подвела, не подала виду. Я рывком забрался на площадку, схватил школьницу за одежду. Теперь нужно было дождаться автовышки», – рассказывает Василий Василенко.

Стояли они так долго. Удержать девочку было нелегко. Она пыталась вырваться и сделать то, что задумала. Но Василий Васильевич рук не разжимал. Был сильный ветер, вышку качало. Мачеха позвонила отцу, он сорвался с работы.

«Отец тоже поднялся к нам. Он смог успокоить дочь, мы вдвоём продолжали удерживать её – мало ли что. Сотрудники МЧС оперативно прибыли. В Топках домов по 10 этажей нет, наши автовышки невысоки. Но спасатели смогли поставить машину так, чтобы добраться до нас. Вместе с отцом мы спускали девочку по лестнице, держали её на руках, чтобы не спрыгнула», – продолжает Василий Васильевич.

Когда всё закончилось, старшеклассница поняла, что могло с ней случиться. Как вспоминает Дмитрий, на лестнице она впервые испытала страх: обхватила руками отца, побледнела.

«Не успел поговорить с девочкой – её увели родители. Мачеха перед этим сказала мне: «Спасибо вам большое». Ко мне пытались подойти коллеги, приободрить, поддержать. Но я не мог никому ответить. В горле был комок. Сразу ушел в машину. Мы часа два с Дмитрием не могли успокоиться в тот день. Постоянно возникала мысль: а что, если бы мы не успели?

Этот случай мне сильно запал в душу. В правоохранительных органах я работаю 20 лет. Чего только не видывал – и с ножами на меня шли, и с топорами, и с ломом. Но никогда мне не было страшно так, как за эту девочку», – говорит с горечью водитель.

У Василия Василенко двое детей. Они уже выросли – старший сын работает машинистом, а дочь заканчивает Томский железнодорожный техникум. Но Василий Васильевич помнит, как ранимы подростки и насколько им нужна поддержка родных людей.

Со школьницей после случившегося работают психологи. Её спасители надеются, что с девочкой всё в порядке.

«Хотелось бы, конечно, узнать, как она. Встретиться с родителями, – делится Дмитрий. – Но, к сожалению, это невозможно».

После того случая у сотрудников Росгвардии работы прибавилось. Школьники теперь часто ходят к заброшенному бомбоубежищу, гуляют у вышки. Некоторые забираются наверх и делают селфи. Для профилактики бойцы вневедомственной охраны постоянно заезжают туда, просят ребят покинуть опасное место.

«В администрации Топок обещали, что возьмут вопрос с вышкой на контроль. Обварят её чем-нибудь или огородят. Пока это не сделано, мы будем начеку, – говорит Василий Васильевич, и добавляет, что история получила огромный резонанс. – Мы встречали у бомбоубежища учеников разных школ, пытались им объяснить, что приходить сюда не стоит – может случится беда. Но этого недостаточно. Хорошо бы педагогам провести родительские собрания, донести до жителей, что детей нужно уберечь от этой вышки. У родителей есть свой подход к детям, они смогут им объяснить это лучше нас».


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники