В конце июня для всех кузбассовцев стартует однодневная экскурсия «Каменный эпос Притомья». Это путешествие в эпоху бронзы, раскрывающее тайны петроглифов – рисунков на писаных скалах. Маршрут разработали оператор «Инес тур» и музей «Томская Писаница» при финансировании Туристического кластера Кемеровской области.
Корреспонденты «Газеты Кемерова» протестировали новый экскурсионный маршрут.
Наш круиз начинается в музее-заповеднике «Томская Писаница», который с 1988 года изучает и защищает наскальные рисунки Притомья.
«С XVII века первые землепроходцы увидели петроглифы, которые оставили древние люди. Наскальные рисунки встречаются и в других регионах, но наши уникальны тем, что это очень ранняя эпоха бронзы. Никто ничего не портил буквально до 30-х годов XX века – тогда были первые случаи вандализма. Нужно было срочно закрыть от людей этот памятник истории и никого не пускать. Стоит сказать «спасибо» московским и ленинградским учёным, которые помогли сохранить историко-культурное наследие и развили туризм в нашем регионе», – рассказывает заведующая отделом экскурсий, туризма и связей с общественностью Лариса Юсифова.
После этого мы идём к экспозиции «Живая археология». Нас ждёт обряд жертвоприношения медведю, к которому древние люди всегда относились уважительно.
Мы держим монету на уровне своего плеча и говорим: «Старик, прими жертву». Затем кидаем её в каменный колодец. Если деньги остались в углублении – медведь принял дар, если же вылетели – ему что-то не понравилось. Тогда нужно взять оружие и исполнить возле его шкуры ритуальный танец.
Затем отправляемся непосредственно на «охоту», вооружившись луками и арбалетами. Для стрельбы из лука требуется большая сноровка. Мы надеваем защитные средства, чтобы не повредить руки. Тетива достаточно мягкая, но у новичков не всё получается с первого раза: нужно правильно её натянуть – немного от себя, – а затем прицелиться и отпустить стрелу.
О духах не стоит забывать и после удачной охоты: нужно повязать ленту к дереву и мысленно поблагодарить их. Также позволено загадать желание.
Мы отправляемся к петроглифам. Как говорит специалист в области петролингвистики Ирина Русакова, самым древним рисункам на территории региона – около 5 000 лет, самым поздним – примерно 2 500. Человек всегда искал средство самовыражения, а камни использовались для нанесения рисунков.
«В 1721 году здесь побывал немецкий учёный Даниэль Готлиб Мессершмидт, и ему принадлежит научное открытие притомских петроглифов. Вся экспедиция была в восторге: на их пути это был первый памятник такого масштаба. Одно время финны вообще думали, что это их прародина: некоторые рисунки сильно похожи на скандинавские руны.
Наши скалы до сих пор открывают какие-то тайны: мы находим всё новые и новые начертания. Вообще, томские петроглифы являются крайним северо-западным очагом огромного ареала наскального искусства в Сибири. Дальше рисунки есть только на Урале.
«Томскую Писаницу» можно сравнить с намоленной церковью – здесь древние люди обращались к своим богам на протяжении тысячелетий. На многих чувствительных посетителей эта скала оказывает определённое воздействие. Она реально снимает стресс: этому способствуют природа и энергия, которую скалы накапливали», – делится Ирина Русакова.
Во время водной части экскурсионного маршрута мы проезжаем мимо Острова серой цапли – птицы, занесённой в Красную книгу. О редком обитателе здешних мест сложено много легенд и рассказов. Как отметила Лариса Юсифова, раньше на серую цаплю активно охотились, а теперь восемь особей постоянно гнездятся на этом острове: в сентябре улетают, а в мае – возвращаются.
Грот на берегу Томи в Яшкинском районе тоже окутан тайнами. По словам травника Алексея Смирнова, о разломе в скале есть легенда.
«Давным-давно жил здесь один шаман. Обладал он невиданной силой – умел превращаться в медведя, и все окрестные племена дань ему платили. Как-то случился неурожай – ничего не взошло, дичи не было, поэтому не принесли ничего шаману. Разозлился он и наслал на всех лютую грозу, которая продолжалась три недели и три дня. Смыло практически всё, и позвали племена богатыря великого, который приехал и убил шамана. С тех пор говорят, что, ежели залезть в грот и сделать что-то неправильное, будет лить дождь три недели и три дня. Сюда можно подняться только с позитивными мыслями», – заканчивает травник свой рассказ.
У грота гости пьют крепкий иван-чай, заваренный в котелке на огне. Это неприхотливое растение невероятно полезное: оно заживляет раны и успокаивает нервы, является мощным иммуностимулятором, помогает при гипертонии, заболеваниях желудка, кашле и воспалениях.
Дальше мы отплываем в деревню Новороманово Юргинского района. Здесь тоже есть Писаные скалы, которые начали исследовать в 1967 году. В этой точке сосредоточена основная часть экскурсионной программы – мастер-класс по созданию петроглифов, шоу-кухня, где готовят национальные шорские блюда, а также прогулка по живописным окрестностям и общение с историками.
«Петроглифы – памятники недвижимые, но перенести информацию с них люди хотели всегда. Сын военнопленного шведа, который сопровождал Мессершмидта во время экспедиции, первым запечатлел один из притомских петроглифов. До начала ХХ века все художники по-разному создавали рисунки, но с появлением фотокамер этот процесс стал лучше. Иногда изображения обводили мелом, что им вредило: кальций тяжело удаляется с поверхности скалы. В 60-х годах, во время научного документирования, петроглифы стали прорисовывать на кальке. На мастер-классе мы используем контактный метод копирования с микалентной бумагой. Показываем мы, конечно, не на самих петроглифах, а на специальных отливах – точных копиях изображения памятника наскального искусства – висячего камня, – который расположен чуть ниже по течению реки», – объясняет кандидат исторических наук, заведующий научно-экспозиционным отделом «Томской Писаницы» Константин Конончук.
На обед организаторы предлагают гостям два сытных блюда – дичь по-таёжному и шорский суп. Мясное блюдо готовится достаточно быстро – курицу с лавровым листом, двумя видами перца и солью укладывают слоями в котёл, каждый из которых разделяют луковой подушкой и томят на огне около получаса. А вот суп из картофеля, лука, перловки, говядины, соли, перца и небольшого количества воды необходимо варить 3,5 часа.
Под вечер мы возвращаемся в «Томскую Писаницу». Согласно программе экскурсии, до отъезда в Кемерово по территории музея можно погулять ещё целый час – подышать свежим воздухом, насладиться пением птиц и посетить экспозиции.
И кажется, что и этого будет мало. На Писаных скалах так хорошо, что не хочется уезжать - душа отдыхает. Всего не расскажешь, что мы увидели на 12-часовой экскурсии, да это и не нужно: в месте силы нужно побывать самому, чтобы зарядиться его энергией и узнать больше о таком далёком бронзовом веке.
ВКонтакте Twitter Одноклассники