Кузбассовцы проезжают над Томью по огромным мостам, расположенным в крупных городах. По историческим меркам их построили совсем недавно — первый мост в Кемерове появился только в 1952 году. До этого реку зимой пересекали по льду, а летом — на лодках и с помощью паромных переправ. Там, где мостов нет, они работают и сейчас. Как именно – разбирался корреспондент A42.RU Вячеслав Ворожейкин.
Лодочные станции и наплавные мосты работают под контролем государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Именно ГИМС ведёт учёт, проводит ежегодное техническое освидетельствование и выдаёт разрешения на эксплуатацию.
С паромными переправами сложнее. Кроме собственно судна, перевозящего автомобили, людей и грузы, в состав переправы входят причальные сооружения и подъездные пути. За организацию работы переправы отвечает муниципалитет, освидетельствование судна проводит Российский речной регистр, а контролирует работу целый набор госорганов: от Ространснадзора до ГИБДД. К паромным переправам предъявляют высокие требования, связанные с безопасностью пассажиров.
В главном управлении МЧС России по Кемеровской области нам сообщили, что в Кузбассе действует пять лодочных станций и два наплавных моста, а вот поднадзорных паромных переправ нет вообще.
Но паромы есть.
Паром в Крапивинском районе — единственный способ добраться с левого берега Томи в село Салтымаково и проехать сухим путём к верховьям горных рек — Тайдона и Баянзаса. В советские времена в тех краях валили лес, добывали мрамор и цеолит — минерал-катализатор для нужд нефетхимии. Работал колхоз, люди жили в нескольких больших деревнях. После распада СССР деревни постепенно вымерли, паром продолжал работу по частной инициативе. Сейчас численность населения Салтымаково — 21 человек, но летом паром очень востребован у дачников, рыбаков и туристов.
Однако официально парома не существует. До 2011 года он благополучно ходил по расписанию, к берегу каждый день приезжали десятки машин. А затем в Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария», на котором погибли 122 человека. Происшествие стало причиной массовых проверок на речном флоте, в органах Речного регистра и Ространснадзора. Паром в Салтымаково не доработал сезон: транспортная прокуратура обследовала старенькое судно и выписала крупный штраф за отсутствие техосмотра.
— Владелец после этого три раза пытался всё оформить как положено, — рассказал глава Каменского сельского поселения Александр Балышев. — Купил новую баржу, прошёл техосмотр — а ему новые требования предъявляют. Нужны рации, нужна помпа с пенотушением и так далее. И по правилам неважно, что Томь давно несудоходная, что у неё ширина в наших местах маленькая.
Хозяин судна оформлял документы технической готовности по месту приписки судна — в Томске, потом пытался зарегистрировать конструкцию в Новосибирске, в администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Довести дело до победного конца ему так и не удалось.
— Ситуация: в магазине стоят две одинаковые помпы, одна стоит, к примеру, 38 тысяч рублей, вторая — 88 тысяч, — продолжает глава поселения. — Почему так? Потому что вторая сертифицирована Речным регистром, а первая нет. Деталей таких много. В общем, смысла работать на коммерческой основе не было, и паромщик махнул на всё рукой.
С тех пор паромной переправы в Салтымаково нет. Владелец судна при этом может в частном порядке перевезти груз, если его попросить — этого ведь не запретишь. Надо только знать, кого просить. Рыбаки со стажем, как правило, знают.
Переправа соединяет Юргу с селом Поломошное на правом берегу Томи и далее с Яшкино. Раньше весь грузо- и пассажиропоток переправлялся на паромах, которые ходили весь сезон. Причальных конструкций не было как таковых, кроме того, нередки были случаи перегруза — А42.RU писал об этом в 2013 году.
В том же году на переправе построили понтонный мост по инициативе одного из крупнейших российских пищевых холдингов «КДВ-Групп». Холдинг отправляет грузы из Новосибирска в Красноярск по автодороге, и понтонный мост сократил грузовикам КДВ путь более чем на 150 километров. Для остальных автомобилей проезд платный: водители фур отдают 1430 рублей, легковушек — 110 рублей. Бесплатно проезжают только жители правого берега, которые ежедневно ездят на работу в Юргу.
В периоды ледохода и ледостава мост не работает — его демонтируют, чтобы шуга и лёд не повредили понтоны. Вот в эти-то две-три недели апреля и ноября паром приобретает прежнюю актуальность. То, что судно регулярно ходит по Томи, нам подтвердили два жителя Юрги. Тем не менее, самая развёрнутая информация о пароме, доступная в открытых источниках — это комментарии в социальных сетях вида «ходит паром, остальная информация по телефону». Позвонив по указанному номеру, мы попали в ООО «Мост» – компанию, организующую работу понтонного моста. Однако женщина, взявшая трубку, сообщила, что о пароме ничего не знает.
– Когда мост закрыт, мы переправляем на катере людей, но не автомобили – рассказала она. – Мы видели судно, но им занимается какой-то частник, который не имеет к нам отношения.
Станция Лужба находится далеко за Междуреченском, почти на границе с Хакасией. Туристы, дачники, сплавщики и рыбаки добираются сюда на электричке «Междуреченск — Бискамжа», затем около километра идут пешком к реке.
Две лодочные переправы — единственный способ попасть на Поднебесные Зубья, ключевой туристский район Кузнецкого Алатау. Летом людей много, через Томь их перевозят моторные лодки, забирающие по 6-12 человек за один раз. Стоимость переправы — 50-70 рублей.
Ещё три лодочные переправы работают в посёлках Сосновый лог, Мундыбаш и Корчагол совершенно бесплатно, но перевозят только жителей этих посёлков. Посторонним прокатиться не выйдет.
Посёлки Майзас и Ортон начинались как колонии-поселения. Дороги на Ортон несколько лет не было вообще — это 80 километров от Междуреченска по тайге. Продукты и осуждённых завозили на вертолёте.
Сейчас колонию в Ортоне закрыли, а из Междуреченска в Майзас через Томь ведёт понтонный мост. Протяжённость конструкции — около 100 метров, с обеих сторон к ней подходят гравийные насыпи. Почти каждую осень мост сносит мелкий рыхлый лёд — шуга, который идёт по реке перед ледоставом.
Зимой транспортное сообщение вновь открывается по ледовой переправе. Весной открытие затягивается до июня: даже если осенью мост выстоял, поднимающаяся вода размывает насыпи. Жители посёлка к таким перерывам привыкли: продукты, лекарства, топливо и прочие припасы перед паводком завозят на два месяца вперёд.
Фото: архив A42.RU, ГУ МЧС по Кемеровской области, rusnavi.org, podnebesnie.ru, ИД «Контакт».
ВКонтакте Twitter Одноклассники