Отшумевший на минувших выходных фестиваль «Детализация» вызвал множество споров о написании топонима «Кемерово», волну селфи с мэром города и море благодарностей в адрес организаторов за яркий и неформальный праздник. А ещё навёл на одну простую мысль: большинство из нас (за исключением, пожалуй, Бориса Гребенщикова) никогда не задавалось вопросом, кто же такой «человек из Кемерова». Хотя бы потому, что ответить на него с ходу не получалось.
Напомним, «Человек из Кемерова» стал темой второго по счёту ежегодного уличного фестиваля, объединившего самые разные виды искусств и получившего символическую приставку «исследование». Именно этой приставкой мы и воспользовались, чтобы в течение недели перед «Детализацией» вместе с московским урбанистом Михаилом Алексеевским порасспрашивать кемеровчан, что же они думают о себе и о городе.
Руководитель Центра городской антропологии KB Strelka честно признался, что Кемерово не относился к списку сибирских городов, которые хотелось посетить в первую очередь. «Уголь», «шахтёры», «Сибирь», «холод» — первые ассоциации, приходившие в голову. К концу «Детализации» Михаил Алексеевский не переставал удивляться, какой Кемерово тёплый, а люди — отзывчивые. Сиюминутного превращения из гадкого утёнка в прекрасного лебедя, конечно же, не было: была работа и правильные вопросы. В рамках совместного проекта «Стрелки» и АИЖК в ближайшие два года будут благоустроены общественные пространства в 40 городах России. Кемерово попал в этот список (у нас преобразятся улицы Весенняя, Дзержинского и бульвар Строителей) — и зимой первая группа исследователей отправилась изучать город.
«Когда я прочитал отчёт, то увидел много интересных моментов, которых ну никак не ждал. Это уже был взгляд на Кемерово не через призму стереотипов, а антропологический, с деталями. И я понял, что город на деле намного интереснее, чем кажется», — говорит эксперт.
Затем появилась возможность поучаствовать в «Детализации» — пригласили кемеровские коллеги.
«Раз темой фестиваля стала «Человек из Кемерова», почему бы нам не провести собственное мини-исследование и узнать, какой он?» — улыбается PR-директор фестиваля Татьяна Кардаильская.
Вместе придумали площадку «Урбанистика», набрали группу исследователей из числа любопытных кемеровчан и «пошли в народ» — расспрашивать знакомых и незнакомых о том, что они думают о городе, каких знаменитостей вспоминают, где им комфортно, а какие городские места, напротив, стараются обходить стороной. Но главное, какой он, по их мнению, человек из Кемерова.
Антропологические исследования, в отличие от социологических, не опираются в первую очередь на цифры (чем больше, тем точнее). В их фокусе — субъективное восприятие человеком городского пространства и своего места в нём. И в этом смысле несколько десятков глубинных интервью могут дать больше информации, чем несколько сотен «для статистики». Хотя последние, безусловно, важны для понимания общих тенденций в той или иной сфере. Примечательно, что для антропологов нет правильных и неправильных ответов, потому что нет правильных или неправильных ассоциаций — есть личные. Так, для одних город Кемерово — это запах автобусов, для других — пение птиц по утрам, для особых романтиков — скрип снега под лыжами; кто-то грустит, что культовый некогда ДК «Москва» превращается в дом-призрак, а кто-то радуется тому, что в городе не сносят советские памятники — значит, бережно относятся к истории. Всё вместе это складывается в общую картинку, собирать которую очень увлекательно. Потому что в ней понемногу начинаешь узнавать себя.
Теоретически без антропологических исследований город обойтись может. Но велик риск того, что новые городские пространства будут существовать отдельно от горожан, сами по себе, без внутренней связи с местом и удовольствия от его посещения. Как непонятные по сюжету памятники, которые обходят стороной. Или новый ДК, построенный на месте солдатского кладбища — столичные проектировщики не поинтересовались деталями, а местные жители отказались танцевать на костях. Таких историй из разных городов России у антропологов десятки, а то и сотни. Именно поэтому урбанистика превращается в востребованную науку, а горожане всё увереннее говорят «мне это нравится» не потому что «красиво», а потому что «это моё».
В отличие от остальных площадок «Детализации», работавших в течение шести часов 24 июня, «Урбанистика» работала шесть дней — с понедельника по субботу. Освоив методы глубинного интервью, включённого наблюдения и создания ментальных карт (рисунков города по памяти), участники команды энтузиастов профессиональными антропологами, конечно, не стали. Зато собрали немало любопытной информации, которая, по словам Михаила Алексеевского, во многом подтвердила и даже расширила зимнее исследование его коллег из KB Strelka.
Непосредственно в день фестиваля площадка оказалась одной из самых посещаемых: взрослые с удовольствием останавливались, чтобы поговорить о городе (согласитесь, в обычной жизни нечасто спрашивают, с каким звуком у вас ассоциируется Кемерово?), дети – корпели над ментальными картами. В дополнение к обычным методам у площадки поставили две грифельных доски, где каждый мелом мог написать, что ему нравится в городе, а что раздражает (прежде чем стереть надписи для новой «серии» мыслей, их обязательно фиксировали, чтобы добавить к исследованию).
Порадовало философское отношение городских властей к подобной эскападе. Проходивший мимо мэр лишь заметил, что доски стоят не очень удачно: надпись «что вас вдохновляет» почти не видна в тени дерева – в то время как «что вас раздражает» сразу бросается в глаза. В порядке эксперимента их поменяли местами: и «вдохновляющая» доска постепенно тоже покрылась виньетками букв – к ней начали подходить первой.
Результат мини-исследования: 135 подробных анкет горожанина, 29 анкет блиц-опроса, 22 ментальных карты — не считая надписей на досках и около трёх десятков устных интервью, которые успели записать энтузиасты.
Надо сказать, что на вопросы «Чем Кемерово отличается от других городов» и «Есть ли какие-то характерные черты у местных жителей» респонденты довольно часто отвечали «Ничем» и «Нет». Смею предположить — оттого, что не привыкли мы размышлять над слишком очевидными вещами, а вовсе не потому, что, как любят намекать соседи-новокузнечане, Кемерово — город без культуры. Справедливости ради — у Новокузнецка на историческую рефлексию было 400 лет, у Кемерова — всего 100 (если придерживаться официальной версии). Как только у респондентов появлялась возможность немного подумать, они возвращались и рассказывали, что кемеровчане сдержанные, но добрые, а для города ключевым моментом стали не только открытие каменного угля и АИК «Кузбасс», но и, например, Великая Отечественная война. Ведь именно в ходе войны Кемеровская область вышла из состава Новосибирской, а Кемерово стал областным центром.
На детальную обработку всей информации с последующим отчётом — для «Стрелки» и администрации города — уйдёт около двух недель, отметили специалисты. Но обобщённый портрет человека из Кемерова и значимых для него символов на основании опросов можно составить уже сейчас. Выяснилось, что:
Человек из Кемерова гордится «кемеровским временем» и тем, что «Кемерово» — первое слово, которое приходит на ум после слова «Кузбасс»; любит путешествия, рыбалку, грибные походы и вид на город со смотровой площадки Соснового бора; он ворчит на дороги, но защищает их перед знакомыми из других регионов; подкармливает голубей, хоть и не признаётся в этом; не любит хмурые лица в маршрутках и безответственных владельцев собак.
Но главное, он уверен, что жизнь может стать лучше, если к его мнению начнут прислушиваться. И фестиваль «Детализация» стал одним из важных шагов в этом направлении: кого-то заставил задуматься, что для него значит город, кого-то — поверить в собственные силы и понять, что историю можно делать вместе. Конечно, если жить в городе, а не просто спать и есть в нём.
ВКонтакте Twitter Одноклассники