Тулеев, Леонов или Кола-мэн: кто такой человек из Кемерова

Сегодня в 18:30

Отшумевший на минувших выходных фестиваль «Детализация» вызвал множество споров о написании топонима «Кемерово», волну селфи с мэром города и море благодарностей в адрес организаторов за яркий и неформальный праздник. А ещё навёл на одну простую мысль: большинство из нас (за исключением, пожалуй, Бориса Гребенщикова) никогда не задавалось вопросом, кто же такой «человек из Кемерова». Хотя бы потому, что ответить на него с ходу не получалось.

Напомним, «Человек из Кемерова» стал темой второго по счёту ежегодного уличного фестиваля, объединившего самые разные виды искусств и получившего символическую приставку «исследование». Именно этой приставкой мы и воспользовались, чтобы в течение недели перед «Детализацией» вместе с московским урбанистом Михаилом Алексеевским порасспрашивать кемеровчан, что же они думают о себе и о городе.

Фото: Андрей Отинов
Фото: Кристина Звездина

 

Зачем им это надо

Руководитель Центра городской антропологии KB Strelka честно признался, что Кемерово не относился к списку сибирских городов, которые хотелось посетить в первую очередь. «Уголь», «шахтёры», «Сибирь», «холод» — первые ассоциации, приходившие в голову. К концу «Детализации» Михаил Алексеевский не переставал удивляться, какой Кемерово тёплый, а люди — отзывчивые. Сиюминутного превращения из гадкого утёнка в прекрасного лебедя, конечно же, не было: была работа и правильные вопросы. В рамках совместного проекта «Стрелки» и АИЖК в ближайшие два года будут благоустроены общественные пространства в 40 городах России. Кемерово попал в этот список (у нас преобразятся улицы Весенняя, Дзержинского и бульвар Строителей) — и зимой первая группа исследователей отправилась изучать город.

«Когда я прочитал отчёт, то увидел много интересных моментов, которых ну никак не ждал. Это уже был взгляд на Кемерово не через призму стереотипов, а антропологический, с деталями. И я понял, что город на деле намного интереснее, чем кажется», — говорит эксперт.

Затем появилась возможность поучаствовать в «Детализации» — пригласили кемеровские коллеги.

«Раз темой фестиваля стала «Человек из Кемерова», почему бы нам не провести собственное мини-исследование и узнать, какой он?» — улыбается PR-директор фестиваля Татьяна Кардаильская. 

Вместе придумали площадку «Урбанистика», набрали группу исследователей из числа любопытных кемеровчан и «пошли в народ» — расспрашивать знакомых и незнакомых о том, что они думают о городе, каких знаменитостей вспоминают, где им комфортно, а какие городские места, напротив, стараются обходить стороной. Но главное, какой он, по их мнению, человек из Кемерова. 

Антропологические исследования, в отличие от социологических, не опираются в первую очередь на цифры (чем больше, тем точнее). В их фокусе — субъективное восприятие человеком городского пространства и своего места в нём. И в этом смысле несколько десятков глубинных интервью могут дать больше информации, чем несколько сотен «для статистики». Хотя последние, безусловно, важны для понимания общих тенденций в той или иной сфере. Примечательно, что для антропологов нет правильных и неправильных ответов, потому что нет правильных или неправильных ассоциаций — есть личные. Так, для одних город Кемерово — это запах автобусов, для других — пение птиц по утрам, для особых романтиков — скрип снега под лыжами; кто-то грустит, что культовый некогда ДК «Москва» превращается в дом-призрак, а кто-то радуется тому, что в городе не сносят советские памятники — значит, бережно относятся к истории. Всё вместе это складывается в общую картинку, собирать которую очень увлекательно. Потому что в ней понемногу начинаешь узнавать себя.

Фото: Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Теоретически без антропологических исследований город обойтись может. Но велик риск того, что новые городские пространства будут существовать отдельно от горожан, сами по себе, без внутренней связи с местом и удовольствия от его посещения. Как непонятные по сюжету памятники, которые обходят стороной. Или новый ДК, построенный на месте солдатского кладбища — столичные проектировщики не поинтересовались деталями, а местные жители отказались танцевать на костях. Таких историй из разных городов России у антропологов десятки, а то и сотни. Именно поэтому урбанистика превращается в востребованную науку, а горожане всё увереннее говорят «мне это нравится» не потому что «красиво», а потому что «это моё».

 

Хождения в народ 

В отличие от остальных площадок «Детализации», работавших в течение шести часов 24 июня, «Урбанистика» работала шесть дней — с понедельника по субботу. Освоив методы глубинного интервью, включённого наблюдения и создания ментальных карт (рисунков города по памяти), участники команды энтузиастов профессиональными антропологами, конечно, не стали. Зато собрали немало любопытной информации, которая, по словам Михаила Алексеевского, во многом подтвердила и даже расширила зимнее исследование его коллег из KB Strelka

Непосредственно в день фестиваля площадка оказалась одной из самых посещаемых: взрослые с удовольствием останавливались, чтобы поговорить о городе (согласитесь, в обычной жизни нечасто спрашивают, с каким звуком у вас ассоциируется Кемерово?), дети – корпели над ментальными картами. В дополнение к обычным методам у площадки поставили две грифельных доски, где каждый мелом мог написать, что ему нравится в городе, а что раздражает (прежде чем стереть надписи для новой «серии» мыслей, их обязательно фиксировали, чтобы добавить к исследованию).

Порадовало философское отношение городских властей к подобной эскападе. Проходивший мимо мэр лишь заметил, что доски стоят не очень удачно: надпись «что вас вдохновляет» почти не видна в тени дерева – в то время как «что вас раздражает» сразу бросается в глаза. В порядке эксперимента их поменяли местами: и «вдохновляющая» доска постепенно тоже покрылась виньетками букв – к ней начали подходить первой. 

Фото: Михаил Алексеевский, Кристина Чурай

Результат мини-исследования: 135 подробных анкет горожанина, 29 анкет блиц-опроса, 22 ментальных карты — не считая надписей на досках и около трёх десятков устных интервью, которые успели записать энтузиасты. 

Надо сказать, что на вопросы «Чем Кемерово отличается от других городов» и «Есть ли какие-то характерные черты у местных жителей» респонденты довольно часто отвечали «Ничем» и «Нет». Смею предположить — оттого, что не привыкли мы размышлять над слишком очевидными вещами, а вовсе не потому, что, как любят намекать соседи-новокузнечане, Кемерово — город без культуры. Справедливости ради — у Новокузнецка на историческую рефлексию было 400 лет, у Кемерова — всего 100 (если придерживаться официальной версии). Как только у респондентов появлялась возможность немного подумать, они возвращались и рассказывали, что кемеровчане сдержанные, но добрые, а для города ключевым моментом стали не только открытие каменного угля и АИК «Кузбасс», но и, например, Великая Отечественная война. Ведь именно в ходе войны Кемеровская область вышла из состава Новосибирской, а Кемерово стал областным центром.

Фото: Инна Донова, Кристина Чурай

 

Что получилось

На детальную обработку всей информации с последующим отчётом — для «Стрелки» и администрации города — уйдёт около двух недель, отметили специалисты. Но обобщённый портрет человека из Кемерова и значимых для него символов на основании опросов можно составить уже сейчас. Выяснилось, что: 

  • Человек из Кемерова суров, прагматичен и не склонен к лирике. И причина — отнюдь не холодная погода, а индустриальное прошлое, сформировавшее в первую очередь рабочую среду. Он менее открыт, чем жители городов-милионников, и редко улыбается незнакомцам. В то же время он оптимист: чтобы жить в регионе, где погода легко меняется от -35 до +35, нужна изрядная сила духа. При этом сибиряками кемеровчане себя называть по большей части отказываются. «Сибиряк — это новосибирец», — чаще всего говорят они. В сравнении с новокузнечанами кемеровчан считают более добрыми и приветливыми, тогда как новокузнечане — щедрые и расторопные. 
  • Бытует мнение, что кемеровчане добиваются успеха, когда переезжают в другие города — из-за своей целеустремлённости и умения приспосабливаться к тяжёлым условиям. В Москву едут те, кому важно построить карьеру, за интересной и насыщенной жизнью едут в Санкт-Петербург, за погодой — в Краснодар. Также важны Томск, Новосибирск и Красноярск — в основном туда едут учиться. Человек из Кемерова традиционно игнорирует противостояние двух кузбасских столиц, потому что «это новокузнецкая тема», но с удовольствием выбирается в Новокузнецк за покупками — там интереснее торговые центры. Ещё из дальних поездок популярны вылазки в Новосибирск — с его зоопарком и IKEA
  • Многим кемеровчанам важно, что Кемерово – очень рациональный, пространство организовано не кругами, как в старом Новокузнецке, а чёткой сеткой квадратов. Некоторые предполагают, что новокузнецкая городская среда – более холодная, а Кемерово своим уютом больше напоминает Красноярск. Ещё Кемерово называют очень зелёным, вспоминая главную рекреационную зону города – Сосновый бор. В числе других особенностей города – короткие расстояния (при отсутствии пробок добраться в любую точку можно быстро), а также обилие баров и пивточек. 
  • Из известных людей, которые прочно ассоциируются с городом, в первую очередь называют Амана Тулеева и Алексея Леонова. С небольшим отрывом за ними следуют Евгений Гришковец и безвременно ушедший Андрей Панин. Чуть реже говорят об артистах Алёне Бабенко, Викторе Логинове и Евгении Сытом, а также спортсменах Виталии Раздаеве и Юрии Арбачакове. Героев войны Веру Волошину и Юрия Двужильного, чьи имена носят улицы города, к удивлению, не вспомнил почти никто. Многие вспоминали Михайло Волкова, однако были и те, кто считал эту историю легендой и называл первооткрывателем угля немецкого натуралиста Даниэля Мессершмидта. 
  • Высказывалось и любопытное мнение, что самые известные жители Кемерова – городские сумасшедшие. Их знают все, причём намного лучше исторических персонажей. Кола-мэна – человека, который ходит по морозу в лёгкой одежде и с бутылкой колы – встречал практически каждый. До него известным городским маргиналом считался Леонид Коновалов, который позиционировал себя как бомжа. По мнению респондентов, консервативное общество плохо воспринимает всё новое, поэтому стать по-настоящему свободным можно именно таким образом.
  • К символам города кемеровчане в большинстве своём относят набережную Томи, Красную Горку (музей и территорию), Главпочтамт, Театральную площадь и фонтан на ней, Советский проспект и Весеннюю улицу, «лисий хвост» (факел «Кокса»), гостиницу «Кузбасс» и Лесную Поляну. Многие считают Кировский район мифологическим местом, где происходят все преступления мира – в то же время называют его набережную и вид с неё одним из главных символов города. Химия и угледобыча – две сферы, сформировавшие город – всё так же важны в качестве символов. 
  • Значимые вехи в истории: открытие Горелой горы и каменного угля, АИК «Кузбасс», переименование Щегловска в Кемерово, выход в открытый космос Алексея Леонова, рельсовые войны, закрытие всех шахт в городской черте. Также к важному событию в новейшей истории часто относят работу на посту мэра Кемерова Владимира Михайлова. Многие предлагают даже установить ему памятник.
  • К слову, к городским памятникам и малым архитектурным формам кемеровчане относятся вполне лояльно, хоть и не понимают смысла многих. Самый любимый и символичный для города – «Память шахтёрам Кузбасса» Эрнста Неизвестного. Дети очень любят бездомную собаку на набережной, пингвинов на Весенней и медвежонка Умку на бульваре Строителей, молодёжь – памятник писателю Лобсангу Рампе у сквера «Орбита», хоть и не представляют, кто это, называя его просто «Будда». И все, как один, вздрагивают при виде слона с улиткой в двух шагах от Мемориала Славы. 
  • Не хватает в городе, по мнению кемеровчан, памятников Андрею Панину и гениальному хирургу Михаилу Подгорбунскому, а также простых и понятных форм – вроде памятников учительнице или маме. В качестве пожеланий отмечают, что хотелось бы больше скульптур животных – особенно местных, сибирских. 
Фото: Георгий Шишкин / Архив A42.RU

Человек из Кемерова гордится «кемеровским временем» и тем, что «Кемерово» — первое слово, которое приходит на ум после слова «Кузбасс»; любит путешествия, рыбалку, грибные походы и вид на город со смотровой площадки Соснового бора; он ворчит на дороги, но защищает их перед знакомыми из других регионов; подкармливает голубей, хоть и не признаётся в этом; не любит хмурые лица в маршрутках и безответственных владельцев собак.

Но главное, он уверен, что жизнь может стать лучше, если к его мнению начнут прислушиваться. И фестиваль «Детализация» стал одним из важных шагов в этом направлении: кого-то заставил задуматься, что для него значит город, кого-то — поверить в собственные силы и понять, что историю можно делать вместе. Конечно, если жить в городе, а не просто спать и есть в нём. 


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники