В Кемерове создают интеллектуальную транспортную систему. Зачем она нужна и как будет работать

Сегодня в 23:15

Администрация Кемерова опубликовала тендер на оснащение перекрёстков очередной порцией систем видеонаблюдения. Новые камеры с датчиками будут передавать информацию в Центр организации дорожного движения. Это один из множества шагов на пути к созданию интеллектуальной транспортной системы. Давайте разберёмся, что это такое и как улучшит жизнь горожан.

 

Больше видеонаблюдения

29 сентября на сайте госзакупок появился тендер на установку в Кемерове элементов интеллектуальных транспортных систем. За 8,7 миллиона рублей будущий подрядчик обязан до 1 июня 2021 года смонтировать видеонаблюдение на 31 участке дорожной сети. В ЦОДД корреспонденту A42.RU подтвердили, что планируется расширение существующей системы видеонаблюдения, и отметили, что камеры будут оснащены специальными датчиками.

Это ожидаемый шаг, ведь задача кемеровского ЦОДД в долгосрочной перспективе — выстроить единую интеллектуальную транспортную систему города.

В неё войдут:

  • видеокамеры
  • «умные» светофоры
  • датчики движения транспорта
  • информационные табло
  • системы связи
  • серверы для хранения и обработки информации.

Информацию будут принимать и обрабатывать в новом ситуационном центре ЦОДД, который заработает в 2021 году.

Фото: администрация Кемерова

 

Меньше пробок и аварий

Интеллектуальные транспортные системы внедряют во всех городах России — это одно из направлений нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цели — уменьшение количества пробок, снижение количества ДТП и человеческих жертв.

Важно понимать, что ИТС — это не просто набор оборудования и отдельных программ. Все элементы связаны между собой и дополняют друг друга, собирают большой массив данных и в реальном времени их передают. Это позволяет «оцифровать» транспортный поток и управлять обстановкой на дорогах. ИТС сама собирает и обрабатывает первичную информацию: сколько машин проехало и куда, какого веса и типа, с какой скоростью, в какое время и так далее. А люди принимают управленческие решения: как изменить режим работы светофора, как переделать перекрёсток, где поставить автобусную остановку, в каком месте торговый центр, чтобы обеспечить наилучшую транспортную доступность.

 

Интеллектуальная транспортная система состоит из подсистем. Обычно выделяют следующие:

  • управление системой светофоров;
  • видеонаблюдение, детектирование ДТП;
  • контроль соблюдения ПДД и контроль транспорта;
  • мониторинг состояния дороги и дорожной инфраструктуры;
  • диспетчеризация транспорта дорожных служб;
  • информирование через электронные табло;
  • информирование водителей с помощью бортовых и персональных устройств;
  • весогабаритный контроль транспортных средств;
  • штатное, ситуационное, оперативное и прогнозное управление транспортными потоками;
  • управление состоянием дорог;
  • метеорологический мониторинг.

 

Ориентир — Москва

Города идут по этому пути не вслепую. Все учатся на ошибках и используют успешные практики Москвы, в которой интеллектуальную транспортную систему начали строить раньше всего. «Ведомости» пишут, что на конец 2019 года в ИТС столицы работало 40 000 светофоров, более 2 000 камер фотовидеофиксации, более 2700 камер телеобзора, 100 000 платных парковочных мест и 27 экипажей дорожного патруля. Управляет всем ситуационный центр ЦОДД Москвы — напичканное оборудованием, футуристично выглядящее учреждение с сотнями сотрудников. Благодаря интеллектуальной транспортной системе Москве удалось сократить смертность на дорогах почти вдвое с 2010 года — с 6,6 человек до 3,5 на 100 тысяч населения. Утренний путь от окраин до центра стал быстрее на 20%. Несмотря на то, что число автомобилей в столице выросло за последние семь лет в полтора раза, средняя скорость движения в часы пик увеличилась на 16%.

 

По кирпичику

В Кемерове интеллектуальной транспортной системы в полном смысле слова пока нет, но город уже много лет внедряет её отдельные элементы:

  • программное обеспечение для автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД);
  • более 60 камер наблюдения;
  • более 70 километров оптико-волоконных линий связи для управления светофорами;
  • 68 светофоров с возможностью управления в автоматизированном и ручном режимах.

Количество элементов будущей ИТС растёт ежегодно. Так, 1 июля администрация Кемерова сообщала, что в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» заключено 10 муниципальных контрактов на установку 10 светофоров и 10 комплексов фото- и видеофиксации. Разрабатывается проектная документация для прокладки оптоволокна, чтобы связать эти объекты с магистральной линией связи ЦОДД.

Управление транспортными потоками в реальном времени на крупных городских артериях происходит уже сейчас. Увидев затор, диспетчер удалённо увеличивает или уменьшает фазы светофора. В ближайшем году ЦОДД получит собственный ситуационный центр и сможет принимать стратегические решения на основе анализа больших данных, чтобы развивать систему дальше и делать жизнь горожан более комфортной и безопасной. 


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники