В ноябре ляжет снег и снова пойдут по дорогам трактора с плугами и щётками, грузовики с песком и солью. Снова превратят снег и лёд в серую кашу, на которую будут ругаться водители и пешеходы: мол, что там опять рассыпали на дороге, неужели нет ничего лучше?
Разбираемся, как очищают дороги в Кузбассе, какие бывают реагенты и как они влияют на кузов автомобиля и окружающую среду.
Вроде бы современная проблема на самом деле стояла в России ещё полтора века назад. Уже в 1868 году корреспондент «Московского вестника», рассказывая о дорогах столицы, упоминает, что соль разъедает копыта лошадей, и с этим пора что-то решить. За 150 лет ничего решить не удалось. Хлорид натрия, то есть поваренная соль, и песок остаются ключевыми компонентами противогололёдных материалов. Более современные и эффективные реагенты пробовали тоже, но по разным причинам отказались — и дело не только в их цене.
Если снег не смести в первые часы после снегопада, машины и люди превращают его в твёрдый накат. Осенью и весной он вдобавок быстро превращается в лёд из-за перепадов температуры. Убрать твёрдый слой гораздо сложнее: его приходится скалывать или плавить.
Задача реагентов — не дать снегу слежаться и размягчить уже существующий накат, чтобы плуги и отвалы дорожных машин смогли его взять и очистили дорогу до асфальта. Интересно, что в процессе уборки дорожники вполне осознанно рассчитывают на горожан: рассыпают реагент и ждут несколько часов. В это время автомобили перемешивают песчано-соляно-снеговую кашу на дороге, не давая ей слежаться.
— Технологический процесс снегоочистки предусматривает интервал между обработкой противогололёдными материалами и началом повторного цикла сгребания снежных масс, — рассказали корреспонденту A42.RU в кемеровской мэрии. — В интервале, продолжительность которого составляет 3-4 часа, снег накапливается на дороге и, активно перемешиваясь с ПГМ колесами движущегося транспорта, сохраняет сыпучесть, что позволяет удалить его плужно-щёточными механизмами с покрытия проезжих частей.
Песок и соль
Обычный песок и обычный хлорид натрия, хоть грибы соли. Разве что без очистки, да и фракция покрупнее, поэтому такую соль называют технической. Самый первый и наиболее популярный реагент, дешёвый и достаточно эффективный. Песок, естественно, снег не плавит — он помогает соли проникнуть и распределиться, не даёт снегу слежаться. Доля соли в смеси — до 20%. Количество и способы применения пескосоляной смеси расписаны в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах» со времён СССР.
Плюсы смеси песка с солью — дешевизна и простота использования. Минусы — соляной раствор ускоряет окисление металла, а значит, автомобили быстрее ржавеют. Соль уходит в почву, и трава на газонах плохо растёт, деревья засыхают. Соль портит обувь, из песка получается пыль и грязь, кроме того, он забивает ливневую канализацию.
Специфический нюанс: песок по тому же «Руководству…» должен содержать не более 3% глинистых частиц, иначе на дорогах будет очень грязно. Этому требованию соответствует только промытый песок, который существенно дороже просеянного. В реальной жизни контролировать этот параметр довольно сложно.
Мраморная крошка и соль
Попытка сохранить плюсы пескосоляной смеси и избавиться от важного минуса — грязи. Используется в основном на севере Европы, причём многократно: снег отгребают на обочины, но не вывозят, а весной, когда он растает, собирают крошку чем-то вроде большого пылесоса. Если под боком нет мраморного карьера — это дорого. В Кузбассе в похожих целях используют отсев щебня; только назад, конечно, не собирают.
Хлорид кальция
Более эффективный антиобледенитель, чем хлорид натрия: быстро проходит в слой льда, причём сильный мороз — не помеха. Не вредит траве и дорожному покрытию. По сравнению с технической солью расход ниже примерно на 30%. Этот реагент начали активно использовать в Москве в 2000-х годах, но затем отказались: выяснилось, что он провоцирует аллергию, опасен для животных, а главное — притягивает влагу. «Маслянистый» эффект снижал сцепление колёс с асфальтом, из-за этого выросло количество аварий.
Хлорид магния (бишофит)
Как и все хлориды, впитывает влагу, но ускоряет ржавение. Хлорид магния безопасен для человека и животных, меньше вредит обуви, но коррозию вызывает сильнее.
Минеральная вода
«НТВ» приводит интересный опыт Ярославской области: там с 2007 года используют минеральную воду из местной скважины. Из-за высокого содержания солей пить её нельзя, а вот для дорог в самый раз. Минералку без добавок закачивают в цистерны машин, причём стоимость куба воды в пять раз ниже, чем куба пескосоляной смеси.
«Бионорд» и другие реагенты промышленного производства
Производители много лет пытаются подобрать рецепт идеальной противогололёдной смеси. Обычно это пара хлоридов плюс бром, кремний, цинк и другие элементы в разных пропорциях. В Новосибирске и Красноярске пробовали использовать «Бионорд», но отказались из-за высокой стоимости и огромного количества жалоб горожан: на дорогах плыла чёрная каша, на машинах трескались шины, собаки после выгуливания хромали. Не возьмёмся решать, что из этого реальная проблема, а что — накрученные домыслы.
В 2020 году большинство российских городов вернулись к старой доброй пескосоляной смеси. Зато совершенствуется регламент очистки дорог. Например, как пишет «Енисей ТВ», в Челябинске переходят на сухую уборку: снег с реагентами планируют собирать и вывозить почти сразу, не давая подтаять — чтобы не вредить машинам, почве и пешеходам. Получится ли — вопрос.
В мэрии корреспонденту A42.RU сообщили, что к наступающей зиме кемеровские дорожники заготавливают песок, соль и отсев, расчётная потребность — около 46 000 тонн. Приобретение других видов противогололедных смесей и реагентов не запланировано. Очищать город будут 6 дорожных предприятий и 278 единиц техники.
Первыми убирают въезды в город, магистральные дороги с наиболее интенсивным движением общественного транспорта.
Операции в ходе уборки бывают первой и второй очереди.
К первоочередным относятся:
Во вторую очередь дорожники:
Нормы расхода смеси и периодичность выходов техники мастера определяют по погоде. В сильные снегопады дорожникам приходится работать сутками и откладывать второочередные мероприятия на потом.
Пескосоляную смесь по мере необходимости рассыпают по всем городским дорогам, кроме частного сектора — там обычно обходятся просто уборкой.
Тротуары обычно посыпают только песком, без соли.
Собранный снег вывозят на выделенные площадки. Для Кемерова запланировали 25 таких площадок, но где они будут — пока неизвестно, вопрос на стадии согласования с органами местного самоуправления и Роспотребнадзором.
Во многих странах песок признали неэффективным и запретили вообще — например, в Норвегии, Франции, Германии и отдельных штатах США. Вместо этого используют ударные дозы соли и реагентов в чистом виде. Аргументы такие: весной песок образует пыль, стирает разметку и забивает ливневые стоки.
По той же причине песок уже более десяти лет не используют в Москве — вместо него в ход идут дорогие жидкие и твёрдые реагенты. Совсем отказаться от них хотели в Санкт-Петербурге в 2016 году: пытались просто часто убирать выпадающий снег. Это не помогло, вернулись к реагентам.
В российской провинции, и в том числе в Кемерове, песок с солью — практически единственный доступный вариант.
— Мы не можем избежать применения этих технологий, поскольку климатические условия в зимний период требуют применения такого рода обеспечения безопасности дорожного движения, — говорил мэр Кемерова Илья Середюк, отвечая на вопросы горожан в Instagram[*].
Вариантов отойти от песка пока не просматривается. Учитывая количество снега, ограничиться просто частой уборкой в Кузбассе невозможно. Соль в чистом виде — это дорого и ещё более убийственно для почвы, обуви и машин. Реагенты с добавлением сахара и мраморной крошки, как в Финляндии, вредят меньше, но стоят ещё больше, а с учётом перевозки на сибирские расстояния — совсем заоблачных денег. Да и проблему не решают: в той же Финляндии отказаться от реагентов всё равно не удалось, и это при том, что трафик там ниже.
Поэтому, как и 150 лет назад, соль ещё долго будет нам «разъедать копыта».
ВКонтакте Twitter Одноклассники