В Ленинск-Кузнецком районе 10 июля открылась шахта им. Сергея Тихова. Это 1500 рабочих мест для жителей Полысаева, Белова и Ленинска-Кузнецкого. А также 1,8 миллиона тонн дефицитного коксующегося угля и 250 миллионов рублей в местный и региональный бюджет ежегодно.
Инвестиции в строительство новой шахты составили более 12,5 миллиардов рублей. И это ещё не предел. В 2018 году здесь построят собственную железную дорогу и обогатительную фабрику, а к 2021 году запустят вторую очередь, увеличив добычу до 3 миллионов тонн угля.
«Газета Кемерова» побывала на новом предприятии в день его открытия и узнала, чем шахта им. Тихова отличается от других предприятий Кузбасса и что она принесет региону.
На шахту им. С.Д. Тихова первым прибывает Евгений Зубицкий, президент Промышленно-металлургического холдинга, в угледобывающий дивизион которого входят шахты. Он отправляется в диспетчерский пункт вместе с директором филиала ПМХ-Уголь Виктором Шевцовым и начальником Департамента угольной промышленности Кузбасса Олегом Токаревым.
…На стене в диспетчерской – шесть огромных плазменных экранов. По ним горный диспетчер и оператор автогазовой защиты могут в онлайн-режиме отслеживать обстановку под землёй. Заместитель главного инженера шахты им. Тихова Евгений Шагуров рассказывает:
– Перед вами – информационная панель. В левом нижнем углу – схема горных выработок с расстановкой вентиляционных струй и датчиков аэрогазового контроля (Они отслеживают уровень метана. – Примеч. ред.). Сейчас они горят зелёным. Это значит, что аэрогазовая обстановка по шахте в пределах допустимых концентраций. Если где-то будет превышение метана, один из датчиков загорится красным – это сигнал для принятия оперативных решений.
Подключается Виктор Шевцов, директор филиала «ПМХ-Уголь» в Кузбассе:
– Мы одно из немногих предприятий в Кузбассе, которые относятся к выбросоопасным – такова специфика угля марки Ж и 2Ж. Лава вошла в 50-метровую зону, где мы можем безопасно добывать уголь. Её исследовали учёные и дали нам чёткие рекомендации по горной работе. И мы их не нарушаем ни на миллиметр.
– Безопасность на первом месте, – соглашается с коллегой Евгений Зубицкий.
– Диспетчер с пульта может управлять работой машин и механизмов, – продолжает Евгений Шагуров. – А это наша гордость, – продолжает замглавного инженера. – В шахте мы установили две видеокамеры на верхнем сопряжении. Именно там происходят основные операции по выезду комбайна и зарубке.
Ещё мы в режиме онлайн видим, кто работает в шахте. По всем выработкам проведен Wi-Fi и установлены датчики-считыватели. В пределах 200 метров мы можем определить, где находится человек. Мы работаем над системой, с помощью которой будем определять местонахождение горняков вплоть до метра.
На экране – фамилии всех сотрудников, которые сейчас на смене. И каждого из них диспетчер может вызвать к телефону – подать сигнал через датчик в головном светильнике. Проще говоря, «поморгать». Работает автоматическая система – в случае аварии светильник «мигает» ровно восемь раз. После этого люди эвакуируются из шахты.
– Это одна из самых современных шахт, с передовыми IT-технологиями, – дополняет президент ПМХ.
Шахту им. С.Д. Тихова строили около семи лет. Она должна была открыться только в 2018 году. Но первую очередь ввели раньше, уже сегодня, начав работу до запуска собственной железной дороги. Такое решение принял Евгений Зубицкий, и рассказал о нём во время экскурсии по административному зданию.
– Благодаря земле обетованной мы запускаемся сейчас. Знаете эту историю? Я в Израиле проходил лечение. И в апреле 2016 года я приехал в Иерусалим. И меня там простая мысль ударила. Мы, думали, что работу не начать без железной дороги. А я звоню коллегам и говорю: «Давайте на машинах запускаться». И всё у нас получилось.
Это ещё о чем говорит? Отдыхать надо обязательно. Бывают авралы, это понятно, но надо людям давать передышку. Когда не спишь, мыслишь неэффективно. У меня правило: поработали – отправляю всех спать. На Туле я как делал («Тулачермет», металлургический завод ПМХ, производящий чугун. – Примеч. ред.)? Они сидят и сидят. А я выгонял людей с работы, заставлял делать передышку, – улыбается Евгений Зубицкий.
И мы идём дальше – осматриваем кабинеты инженеров, затем отправляемся в медицинское крыло. В августе сюда доставят передовую медицинскую технику для кабинета физиотерапии. Горняки смогут проходит реабилитацию и поддерживать своё здоровье. Например, делать ингаляции для профилактики профессиональных заболеваний дыхательных путей.
Шахта им. С.Д. Тихова планирует сотрудничать с Центром здоровья шахтёров. Главный врач, профессор Ваграм Агаджанян обещал поддерживать новое предприятие.
Сегодня на шахте им. Тихова работает 1500 человек. Большинство из них – из Ленинска-Кузнецкого, Полысаево и Белово. Коллектив создавался уже в период строительства шахты. Сейчас он дружный, слаженный. Есть как молодые сотрудники, так и опытные. По словам главы ПМХ-Уголь Виктора Шевцова, который и сам прошёл путь от горнорабочего до руководителя, институт наставничества очень важен.
– В нашей команде остались аксакалы, мы их бережем, работаем с ними. Взять хотя бы Николая Ивановича Ширяева, бригадира добычного участка на «Бутовской», его ребята дают 5000 тонн угля в сутки на пласте мощностью 1,2 метра. Для Кузбасса результаты серьезные! На других шахтах столько же добывают на 4-метровых пластах. Представляете, что за люди работают на шахте «Бутовская»? Настоящие мужики, шахтёры, герои!
Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики:
– Мы понимаем, какая бы совершенная техника не была, в основе угольного производства прежде всего лежит труд людей. Он должен достойно оплачиваться и быть безопасным. И отрадно, что именно в ПМХ достаточно высокий уровень заработной платы и социальной обеспеченности. Здесь всегда есть над чем работать. Я пожелал бы руководству шахты им. Тихова обращать внимания именно на это.
Директор шахты им. С.Д. Тихова Константин Скрыль убеждён, что руководству шахты повезло набрать сильную и профессиональную команду.
– У нас очень грамотные специалисты, и каждый совершенствуется в процессе работы. Нужно учиться всю жизнь, и каждый из нас следует этому принципу.
Именно так подходил к работе инженер Кемеровского коксохима Сергей Тихов, именем которого и назвали новую кузбасскую шахту. Многие его идеи до сих пор способствуют процветанию компании.
Сергей Дмитриевич первым пришёл к выводу, что заводу нужна собственная сырьевая база. Как специалист коксохимик он принимал участие в выборе пласта «Никитинский», из угля которого по его мнению можно получить кокс высокого качества. Именно на этом пласте и будет сосредоточена работа шахты им. С.Д. Тихова.
Шахта им. Тихова находится в 10 километрах от Ленинска-Кузнецкого. От промышленной площадки до города ходит служебный автобус. Чтобы горняки не дожидались его на улице после смены, для них сделали остановку – двухкомнатное отапливаемое помещение, где тепло даже в 30-градусный мороз. Там есть санузел, в скором времени в зону ожидания даже проведут Wi-Fi. Обратил внимание на новшество Евгений Зубицкий:
– Какая хорошая идея с остановкой. Нам нужно этот опыт перенять и на других предприятиях ПМХ использовать.
И таких составляющих комфорта здесь много – просторная столовая с плазменными экранами, зоны отдыха, просторные мойки, ухоженный и освещённый двор с нарядными клумбами. И.о. губернатора Владимир Чернов сравнил промышленную площадку и административное здание с курортным городком – по-европейски чисто и уютно.
Евгений Зубицкий, президент ПМХ:
– Главное для холдинга – наши сотрудники. Мы взяли для себя правило каждый год выплачивать 13-ю зарплату. Уже сегодня зарплаты наших рабочих выше среднего уровня по области. И мы продолжаем ежегодно их повышать. В 2017 году они уже выросли на 10%.
При этом строительство не останавливается. Завершают работу над закрытым переходом из комбината в шахту – чтобы люди не мерзли зимой перед спуском под землю. Тоже деталь, но ведь немаловажная.
Также серьёзно в ПМХ подходят и к дисциплине. А всё потому, что она сопряжена с безопасностью. Шахтёр не может придти на работу пьяным или с похмелья – это смертельная опасность и для него, и для коллег. Поэтому на шахте имени Тихова внедрили ещё одно новшество – у входа в комбинат стоят турникеты с датчиком трезвости.
– Сначала сотрудник прикладывает пропуск – система фиксирует его. Затем предлагается проверить, трезв ли человек – нужно дыхнуть в это отверстие. Горит зелёная лампочка – турникет открывается. Красная – хода нет. Придётся пройти с сотрудником службы безопасности в медпункт и пройти медицинское освидетельствование.
На шахте им. Тихова забота об окружающей среде – это не формальность, а один из принципов работы, говорит Евгений Зубицкий. Президент компании с гордостью рассказывает о ещё одном своём детище – ПАО «Кокс»:
– Мне кажется, что в России нет чище завода. Туда приезжаешь, и думаешь, что на другой планете оказался – улыбается президент ПМХ. – Где ещё на коксохиме цветы растут? Туда можно в белой рубашке придти и не испачкаться — настолько всё чисто. В Кузбассе вообще экология стала лучше. Помните, Аман Гумирович как-то сказал: «Пилоту теперь нелегко Кемерово найти, факел-то не горит».
На шахте им. Тихова не отстают от коллег. И объясняют, что новое предприятие разумно расходует ресурсы и свело к минимуму выбросы в атмосферу.
– Во время горных выработок идёт приём подземных вод, их выбрасывают на очистные сооружения – вместе с грязью, породой, – говорит Евгений Шагуров. – У нас установлены современные фильтры и насосы. Они очищают воду до питьевого качества. Конечно, пить её нельзя – она техническая. Но можно использовать в работе – например, подавать в душевые. Очистные сооружения мы завязали в общешахтовую систему водоснабжения.
Мы гордимся нашим комплексом теплоснабжения – он отапливает воздух, который подаётся в шахту (зимой там температура не ниже +18 градусов, летом – атмосферная), обогревает все здания и сооружения. Мы сжигаем уголь, но при этом у нас минимальные выбросы в атмосферу. Благодаря системе фильтрации у нас не чёрный дым идёт из труб, а пар. И снег вокруг белейший, это вы ни на одной шахте не увидите.
– На шахте им. Тихова добывают дефицитный, особо ценный уголь марок Ж и 2Ж. Он используется в производстве кокса – сырья для чугуна и стали. Таким образом, ПМХ создаёт замкнутый цикл – топливо с шахты им. Тихова будут поставлять на Кемеровский «Кокс», а кокс – на завод в Туле, металлургам.
– 141 миллион тонн угля – это объем промышленных запасов шахты, которого хватит на 50 лет работы.
– В 2017 году здесь добудут 1 миллион тонн угля. В 2018 – 1,8 миллиона тонн. К 2021-му году построят вторую очередь шахты и выйдут на 3 миллиона.
– На шахте им. Тихова работает 1500 человек из Ленинска-Кузнецкого, Полысаева, Белова.
– За пять лет на шахте им. Тихова построили 22 километра горных выработок и 52 объекта поверхностного технологического комплекса.
– Шахта им. Тихова первой в России пробурила скважину диаметром 3,6 метра. Она предназначена для выдачи исходящей струи из шахты, и служит запасным выходом для людей.
– Большая часть оборудования компании произведена в России, а не за рубежом. Механизированные крепи для подземной работы собраны на Юргинском машиностроительном заводе в партнерстве с ПМХ, а конвейерные ленты изготовил Анжеромаш. Безопасность обеспечивает российская система «Микон». Она обеспечивает контроль всех параметров шахтной атмосферы: метана и окиси углерода, температуры и влажности воздуха.
– В 2018 году у предприятия появится собственная железная дорога, построенная совместно с ОАО «РЖД», а также обогатительная фабрика.
ВКонтакте Twitter Одноклассники