В 2020 году в Кузбассе произошло 2132 ДТП, из них 12% – по вине нетрезвых водителей. При этом они ответственны за 25% погибших (67 человек) и часто устраивают именно тяжёлые аварии, приводящие к смертельному исходу.
Алкозамок — это прибор, который не даст завести двигатель автомобиля, если обнаружит в выдыхаемом воздухе пары алкоголя. В 2020 году Минпромторг представит концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление в России. Корреспондент A42.RU собрал всё, что известно об этой инициативе на данный момент.
Инициатива может коснуться каждого автомобилиста.
Как сообщает «Коммерсант», Минпромторг провёл совещание в июле и до конца года разработает концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление. Автопроизводителей будут стимулировать к тому, чтобы устанавливать алкозамки отечественного производства на все новые машины. ГИБДД идею установки приборов поддержала.
Установку алкозамков в старые автомобили на совещании не обсуждали.
— водитель проворачивает ключ в замке зажигания;
— автоматически включается алкозамок;
— двигатель не заведётся, пока водитель не вдохнёт воздух в мундштук;
— при наличии паров алкоголя двигатель заблокируется (обычно на полчаса);
— при успешной проверке двигатель заведётся без препятствий.
Есть.
Поголовной обязательной установки алкозамков пока нет нигде в мире. Но с 2022 года предустановленный унифицированный интерфейс для монтажа алкозамков станет обязательным для новых автомобилей по всему Евросоюзу — об этом сообщает «За рулём». Однако сами устройства обязательными не станут: страны будут регулировать этот вопрос самостоятельно.
Пока алкозамки используют избирательно: во Франции закон требует оснащать ими школьные автобусы, в Финляндии — машины, перевозящие детей дошкольного возраста, в Швеции, где прибор используют более двадцати лет — коммерческий транспорт вплоть до такси.
Наиболее распространено использование алкозамка как альтернативы наказанию за управление в нетрезвом виде. Во многих странах, если водитель впервые попался нетрезвым, он может сократить период лишения прав установкой за свой счёт такого прибора. Основная цель — реабилитация нарушителей, сокращение количества повторных нарушений.
В России эксперимент с алкозамками проводили на школьных автобусах в Татарстане, Московской и Ивановской областях в 2010 году. ТАСС приводит свидетельство анонимного чиновника из Татарстана о том, что эксперимент провалился. Из 25 установленных замков половина сбоила: двигатель не заводился или внезапно отключался во время движения. Замки пришлось отключить. Сейчас отдельные российские компании используют алкозамки на коммерческом грузовом транспорте.
Довольно высока.
Это подтверждает опыт внедрения системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». С 2018 года абонентские терминалы устанавливают на все автомобили, продаваемые в России.
Вопрос с алкозамками уже доходил до уровня законопроекта в 2012 году, но принят не был. Тогда депутаты хотели обязать устанавливать алкозамки только водителей, пойманных пьяными.
11 ноября 2020 года состоялся круглый стол с участием депутатов Госдумы, Европейского совета транспортной безопасности и представителей компаний-производителей алкозамков.
Нет.
«Российская газета» приводит слова исполнительного директора Европейского совета по транспортной безопасности Антонио Авенозо, который высказался против поголовной установки. Однако допустил в будущем обязательное оснащение алкозамками коммерческого транспорта.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин предложил каршеринговым компаниям и коммерческим перевозчикам устанавливать алкозамки добровольно. Об обязательности речь шла только для тех, кто уже попадался пьяным.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков отметил, что для работы алкозамков понадобится создать систему передачу данных в контролирующие органы и разработать для этого правовую базу. Пока повсеместная установка таких замков будет противоречить закону о защите прав потребителей — в том смысле, что он запрещает навязывание услуг. Сами водители в установке замка за их же счёт не заинтересованы.
Вероятнее всего — да.
Например, в 2018 году из-за обязательного блока «ЭРА-ГЛОНАСС» подорожали на 6 000 рублей все комплектации фургона Lada Largus. Сообщение об этом с официального сайта концерна «АвтоВАЗ» приводит журнал «Мой мотор». Вероятно, подорожание так или иначе коснулось всех новых автомобилей, продаваемых в России.
«Коммерсант» перечисляет целый пул компаний-производителей алкозамков, представители которых присутствовали на июльском совещании в Минпромторге. Цены на алкозамки колеблются в районе 100 000 рублей — то есть к стоимости бюджетных автомобилей добавится примерно 15-20%. Однако при массовом конвейерном производстве цена приборов может снижаться.
Кроме того, денег стоит и проверка, которую прибор должен проходить регулярно — по предварительной информации, минимум раз в полгода.
Алкозамки защищены. В Европе информации о массовой успешной практике обхода нет.
Точно не получится обойти проверку с помощью:
Прибор измеряет не только содержание паров алкоголя, но и температуру, скорость и объём выдоха. Он отличит подделку.
Есть несколько возможных механизмов защиты: «селфи» в момент сдачи теста, видеорегистрация, повторная проверка в движении (на случай, чтобы водитель не сменился или не выпил уже после старта). При провале проверки в движении происходит не блокировка двигателя, а активация светозвуковой сигнализации — привлекая внимание других водителей на дороге, которые могут вызвать полицию.
Любые попытки вмешательства записываются в память устройства или сразу передаются в диспетчерский пункт системы контроля.
Теоретически вопрос решается настройкой допустимого уровня содержания паров. На практике инструкции к ныне существующим российским алкозамкам не рекомендуют перед тестом использовать одеколоны, освежители воздуха, ополаскиватели для рта, лекарственные спреи. А за 10 минут до теста не рекомендуют даже есть и курить.
Есть и ещё одна проблема: температура работы большинства алкозамков — не ниже -15°C. Для многих регионов России понадобится разработать более морозоустойчивую модель.
До конца 2020 года Минпромторг планирует представить концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление и методы стимулирования автопроизводителей.
Если проводить параллели с «ЭРА-ГЛОНАСС» — от ввода системы в промышленную эксплуатацию до принятия закона об обязательной установке абонентских терминалов прошло три года.
Удерживая в голове и сроки появления единого интерфейса в Евросоюзе (2022 год), можно осторожно предположить, что в России внедрение алкозамков начнётся примерно тогда же.
ВКонтакте Twitter Одноклассники