ПАЗик, до свидания: чем был плох автобус, от которого отказались в Новокузнецке

Позавчера в 07:42

Транспортная реформа в Новокузнецке стартовала с перебоями: новые автобусы задержали, люди по часу не могли дождаться транспорт, а старые перевозчики потребовали вернуть на дорогу ПАЗы. Между тем, именно отказ от устаревшей техники был важным аргументом в пользу радикальных изменений. Давайте разберёмся, насколько «пазики» на самом деле устарели, чем плохи и есть ли в них какие-либо достоинства.

Как сельский автобус прописался в городах

В 2020 году ПАЗ-3205 и его модификации стал самым многочисленным автобусом России. Хотя разработка модели началась ещё в 1970-х, то есть почти полвека назад. По данным аналитического агентства «Автостат», продукция нижегородского завода составляет 45% автобусного парка страны.

Привычный для всех облик маршрутки обрели в 1989 году — именно тогда стартовало массовое серийное производство базовой модели 3205. Однако опытные образцы создавали задолго до того: фактически разработка началась в 1972 году. В конструкцию закладывали перспективные на тот момент решения (их приводит «Грузовик Пресс»): пневмогидравлическую тор­мозную си­стему от ГАЗ-53-11, зад­нюю рес­сор­ную под­веску с кор­рек­ти­ру­ю­щими пру­жи­нами, мощный 5,5-лит­ро­вый дви­га­тель, гидроусилитель руля от ЗИЛ-130 и не только. Парадокс в том, что выполнить все эти решения конструкторов заводу не удалось.

В итоге новый кузов установили на глубоко модернизированное, но ещё более старое шасси. Предназначалась новая модель в основном для пригорода и села, а вовсе не для городских пассажирских перевозок. Это видно и по отсутствию накопительной площадки, и по высоте, отлично подходящей для бездорожья. Перевозка строителей, заводских рабочих, вахтовиков, школьников из села в райцентры — вот целевое назначение «пазика».

Кстати, у автобуса и сейчас есть полноприводная модификация 3206. И не просто с высоким клиренсом, но и с блокировкой межосевого дифференциала, и с раздаточной коробкой — в общем, это полноценный внедорожник.

Так как же он стал главным рейсовым автобусом в городах?

ПАЗ-3205 пошёл в серию в 1989 году, а в 1991 году СССР приказал долго жить. Экономика улетела в пике. Перевозчикам нужен был транспорт максимально дешёвый, простой и ремонтопригодный. ПАЗ-3205, большую часть узлов которого можно починить в гараже с помощью простых инструментов, кувалды и двух палок, стал настоящим бестселлером. О комфорте пассажиров тогда не думал никто, включая и самих пассажиров.

Давайте присмотримся к недостаткам «пазика» сейчас, накануне третьего десятилетия XXI века.

Холодный

Кто после долгого ожидания январским утром, пробившись в уютный салон под комплименты дружелюбных соотечественников, не пытался шевелить пальцами ног в ботинках, пытаясь понять, чувствует он их или уже нет? Проблемы с отоплением — бич «пазиков», особенно когда водители вынуждены принимать в салон втрое больше пассажиров, чем в нём есть кресел. И открывают двери каждые пять минут. В Западной Сибири. В -30. Конструкторы, конечно, на это не рассчитывали.

— В Новокузнецке в ходу были ПАЗ-4234 — это удлинённая примерно на метр модификация увеличенной вместимости с двумя дверьми, — рассказывает водитель Михаил Б. — Система отопления салона, и так-то не очень продуктивная, в нём совсем сдаётся. В передней части ещё более-менее, там всё-таки двигатель, но до задней тепло просто не успевает дойти. Последние годы выпускают модели с утеплением пола, крыши, люков и двойным остеклением. Но в наших маршрутках пока ничего этого нет.

Двигатель, расположенный прямо в салоне, греет воздух не только через «печку», но и, так сказать, напрямую. Однако есть и минус: запах масла и топлива неизбежен. И чем старше машина, тем он интенсивней.

Тесный

Базовая модель рассчитана на 19-25 сидений, при этом официальная вместимость — до 43 человек. То есть при полной загрузке в салоне должны стоять 17 человек. Расскажите это утром на Запсибе. В последние годы индивидуальные предприниматели Новокузнецка редко выводили больше 70% машин от расчётного числа; летом 2020 года директор Центральной диспетчерской службы Евгений Скорых приводил цифру в 51%. Жители клянут жадность перевозчиков, те кивают на рентабельность поездок: ездить полупустыми — значит ничего не заработать. В целом выходит, что теснота — недостаток не столько модели автобуса, сколько модели организации перевозок.

Небезопасный

Завод никогда не прекращал работы по доводке ПАЗ-3205 и снял многие проблемы безопасности. Пневмогидравлическую тормозную систему, регулярно теряющую жидкость и, соответственно, способность тормозить, с 2003 года заменили на полностью пневматическую. В модель с дизельным двигателем добавили моторный тормоз, в 2008 году почти все модификации получили ABS.

Однако ключевые недостатки снять невозможно. Главный — неправильная развесовка из-за архаичного расположения двигателя. Она делает автобус неустойчивым, особенно на скорости и при неожиданных манёврах. Маршрутки очень легко ложатся на бок.

Каждый год с автобусами (не только «пазиками») происходит более пяти тысяч ДТП, половина из которых — из-за несоблюдения дистанции. Причём ГИБДД официально называет в числе способствующих условий «борьбу конкурентов за клиента на маршруте» — такие данные приводит ТАСС.

Пассажирские сиденья без боковой поддержки означают, что пассажир легко выпадет в повороте и крене. Низкая спинка увеличивает риски травмы шеи при фронтальном ударе. Водитель не защищён практически никак, куда бы ни пришёлся удар. После очередного ДТП, где водитель маршрутки погиб от удара легковушки в противоположную часть кабины, воронежский эксперт общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков предложил отказаться от старых «пазиков» именно из соображений безопасности.

— ПАЗ 3205 — автобус несовременный и небезопасный, — приводит слова эксперта «Комсомольская Правда». — При серьёзном ДТП, находясь в нём, вы можете получить значительные травмы или даже погибнуть. В аналогичном ДТП, произошедшем недавно, водитель старого автобуса Volvo отделался лёгким испугом.

Неудобный для водителя

Достаточно открыть любой форум водителей или подойти к хмурым мужикам в курилке около диспетчерского пункта, чтобы узнать много технических особенностей «пазиков», а заодно и новых красноречивых эпитетов в его сторону.

— Двигатель что бензиновый, что на газу — вообще не тянет, перегруженный едва трогается, — говорит Михаил Б. — Педаль сцепления высокая и тугая, к вечеру нога болит. Без двойного выжима передачу не включить, скрежет страшный. Коробка воет. Стекло зимой запотевает и замерзает. Зато подвеска неубиваемая, она же родом от пятитонного ГАЗа — поэтому и трясёт так. А чего ты хочешь-то, на таком «пазике» ещё мой отец работал, пока на пенсию не ушёл.

У ПАЗа есть более современные модели малых и средних автобусов. На замену ПАЗ-3205 с 2006 года выпускается ПАЗ-3204 — с современной отделкой, комфортабельным салоном, пневматической подвеской и двигателем Cummins. Однако широким спросом модель не пользуется — в основном потому, что старая модель дешевле и при покупке, и в эксплуатации.

ПАЗ-672

ПАЗ-3201

ПАЗ-3205

ПАЗ-4234

ПАЗ-3204

«Пазик» незаменим?

Идея использовать малые автобусы для пассажирских перевозок, как видим, появилась не от хорошей жизни. Однако перейти на современные вместительные автобусы провинциальным городам сложно и сейчас.

Стоимость большого автобуса — около 10 миллионов рублей, то есть перевозки требуют инвестиций объёмом в сотни миллионов и миллиарды рублей. Это бизнес с низкой рентабельностью в сфере с регулируемыми тарифами. Если тарифы не повышать, покупка больших автобусов без господдержки не окупится никогда. Малым предпринимателям такие вложения не под силу.

Можно положиться на эффект масштаба, когда издержки снижают за счёт массовости. Две-три крупные компании на город, льготный лизинг на технику, современные технологии — те же валидаторы вместо кондукторов. О том, как эту модель внедряют в десяти крупных городах, писал «Коммерсант». Однако без косвенной господдержки не обойдётся и здесь, да и риски построить нерентабельную систему тоже велики. Например, в Перми, где реформа прошла в 2019 году, финансовый разрыв к концу текущего года прогнозируется в 2,5 миллиарда рублей (об этом пишет ФАН).

В городах, где вливания из бюджета в сферу перевозок не предусмотрены, модернизации системы и новой техники не будет. Зато на «Павловском заводе» в 2019 году выпустили 4621 экземпляров того самого ПАЗ-3205, которому почти полвека. И продолжат это делать в 2021-м. Наверное, что-то знают.

Фото: архив A42.RU, wikimedia.org / Pjotr Mahhonin, Владимир Бурым, Pronooob


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники