Машины захватили наши дворы, а гаджеты и социальные сети – умы наших детей. Дворовые игры как явление исчезают. Да, порой дети ещё могут побегать друг за другом или попинать мяч, но организованности и привычных правил в этом не видно.
Выросшие в СССР и девяностые пускают ностальгическую слезу: «Эх, а вот в наше-то время…» – и плывут, плывут в приятно обволакивающем потоке воспоминаний. Квадрат и американка, вышибала и цепи кованые, резиночка и штандер – десятки игр, распространяясь через летние лагеря и школы, эволюционировали во дворах. Правила менялись от города к городу, а то и от улицы к улице, но яркие эмоции, умение сотрудничать, соперничать, аргументировать, достойно проигрывать и делить с друзьями радость победы получали все.
Редакция A42.RU провела несколько часов в воспоминаниях и спорах («А помнишь…?», «– До трёхсот! – Нет, до пятисот!», «Да нельзя мячом два раза касаться пола») и представляет двенадцать главных игр нашего детства.
Она же «Триста». Играть лучше вшестером, но можно и вчетвером. Одна команда защищает ворота, вторая по ним бьёт, но совершенно особым образом: набрать нужно не голы, а очки. Простое попадание в ворота даёт мало очков — 5 или 10, зато попадание в штангу — 35 очков, в перекладину — 70, в крестовину — 100. Величины менялись в каждом дворе, особую цену могли назначать за гол между ног, гол с отскоком, головой и так далее.
Играли так: все защищающиеся стоят в штрафной, нападающие — снаружи. Один бьёт пенальти. Если мяч не в ауте и не в воротах, нападающие бросаются доигрывать в штрафную. Если вратарь взял мяч, бьющий игрок меняется. Цель игры — набрать те самые триста очков.
Играли только вчетвером. На асфальте мелом чертили квадрат, поделённый на четверти. Мяч подавали с отскоком от центра, и каждый должен был защищать свой квадрат, переправляя мяч соседу. Если мяч касался твоего квадрата больше одного раза или после твоего удара улетел в аут — получаешь штрафные очки. Количество «очей» зависит от того, как тебе забили: стопой — 1 очко, коленом — 5, головой — 10. Ещё можно было получить гол «через себя», пяткой и даже «пятой точкой», что считалось верхом мастерства или, с точки зрения проигравшего, унижения. В разных дворах мяч можно было перекатывать, набивать определённое или любое количество раз. Обязательная часть игры — спорить, ударился ли мяч об линию или уже за ней.
Часто секторы квадрата отличались престижностью: самый первый назывался «король». Соответственно, получивший штрафной балл «понижался в ранге», то есть игроки постоянно менялись местами. Ход игры это не особо меняло, но добавляло неповторимого иерархического шарма.
Игру вспоминали при дефиците пацанов во дворе: в «козла» можно было играть хоть втроём, хоть вдвоём. Требовался мяч и ровная стена дома, гаража или трансформаторной подстанции, на которой рисовали ворота или просто задавали координаты «от угла до вон того сколотого кирпича».
Один игрок бил мячом по «воротам», следующий должен был в одно касание попасть туда же. Промахнувшийся получал букву «К», затем «О» и так далее, пока не собирал всё слово. Главной задачей, естественно, было не просто попасть в «ворота», а сделать так, чтобы мяч после этого отлетел по максимально неудобной для соперника траектории.
Во все квазифутбольные игры играли, как правило, дожидаясь, пока во дворе не накопится достаточно народа для нормальной «двусторонки». Футбол был главной мальчишеской игрой, венцом дворовой иерархии развлечений. Маленькое поле, в роли ворот — два кирпича, упрощённые правила, вратарь-гоняла, никаких, естественно, офсайдов. Команды делились по навыкам или возрасту, который мог отличаться вдвое, вратарь — самый толстый, судья — здравый смысл (хотя когда как). Никаких таймов не отсчитывали — играли до определённого счёта или до момента, когда владельца мяча загонит домой мама.
Кроме мамы в окне, обязательными эпизодами дворового футбола были другие игроки в роли видеоповтора («я видел, что мяч вышел, отвечаю, слово пацана»), заход старшаков с полупринудительным мастер-классом и выпивший дядя Коля с пятого этажа со словами: «Пацаны, дайте чисто на технику пробью», который в итоге выпинывал мяч куда-то за горизонт и вздыхая уходил, а мяч приходилось потом долго искать.
Наследие советских детских лагерей. Кажется, в школе физрук даже вписывал игру в план урока как «подводящее упражнение» к волейболу, но на самом деле это был прекрасный способ занять класс, не особо напрягаясь. Сетка здесь натягивалась ниже, а мяч нужно было не отбивать, а ловить. Для усложнения задачи перед броском можно было сделать шаг (или три шага) и пас. Во дворе в роли сетки выступала верёвка для сушки белья или секция детской площадки с турниками.
Играть можно было числом от четверых до бесконечности: чем больше, тем лучше. Два человека стоят по краям, остальные — между ними. Задача водящих — попасть мячом по любому игроку, а их, соответственно, увернуться. В усложнённом варианте мяч ещё и не должен был упасть на землю, а те, кого «вышибают», могли не уворачиваться, а поймать мяч — это добавляло им одну «жизнь» перед вылетом из игры.
Доску клали на кирпич, на один её конец складывали палочки кучкой. По другому концу били ногой — палочки разлетались по площадке. Пока водящий собирает конструкцию обратно, остальные прячутся. Водящий отправляется их искать; когда обнаруживает игрока, они наперегонки бегут к палочкам, чтобы их «разбить» — кто не успел, тот становится водящим. Пока водящего нет на месте, «разбить» конструкцию может любой игрок.
Казаки считают до ста, разбойники разбегаются, оставляя следы-подсказки — обычно меловые стрелки в очевидных и не очень местах. Задача казаков — переловить всех разбойников и привести в «тюрьму», которая обычно являла собой беседку на детской площадке или очерченный мелом круг. Пока казаки отлучились от тюрьмы в поисках остальных разбойников, товарищи могут спасти заключённых, коснувшись их. Казаки, соответственно, вынуждены оставлять часового или устраивать засады.
В итоге у игры появлялось множество тактических ходов, и она начинала напоминать современные квесты. Иногда в игру добавляли боевую составляющую в виде дуэлей с обнаруженным «разбойником» на мечах-палках: получил удар — шагай в «тюрьму», смог отбиться — убегай дальше.
К концу зимы трактор обязательно нагребал во дворе огромную кучу снега, которую подолгу не вывозили. Для местных пацанов рыхлый снег с огромными кусками льда превращался в отличный вариант «Гонки героев».
Первый добравшийся до вершины объявлял себя её царём, а остальные стремились скинуть вниз его, а в процессе – и других «кандидатов на трон». Простое развлечение обрастало интригами: игроки заключали альянсы, которые распадались ближе к вершине, героически подставлялись или, наоборот, предательски толкали в спину бывших товарищей — ведь Царём горы мог быть только один. Синяки и царапины участникам были практически гарантированы, а заканчивалась игра обычно либо дракой, либо слезами после особо неудачного падения, либо появлением рассерженных взрослых — дворника или чьей-то мамы.
Водящий с мячом загадывает слово, а игроки пытаются его угадать с помощью уточняющих вопросов («— Это животное? — Да», «— Оно с четырьмя ногами? — Нет»). Когда игрок угадывает слово, водящий кидает мяч высоко вверх с криком: «Хали-хало!» – и бежит как можно дальше, а угадавший ловит мяч и кричит: «Стоп!». После этого он должен угадать, сколько шагов до убежавшего, но не обычных, а особенных:
И так далее, насколько игрокам хватает фантазии. Иногда правила требовали использовать как минимум две разновидности шагов. Назвав число шагов, игрок делает их и пытается попасть мячом по водящему. Если попадает — меняется с ним местами.
Игра считалась девчачьей, хотя трюки в ней порой требовали серьёзной акробатической подготовки. Две девочки натягивали прямоугольник из бельевой резинки на уровне щиколоток, а третья прыгала через неё с определённым положением ног в определённом порядке. Если заканчивала успешно, резинку поднимали до уровня колена, поясницы и так далее, вплоть до шеи.
Прыжки на уровне щиколотки назывались «первые», на уровне груди — «шестые». Теоретически шкала длилась до десятых, но туда уже никто не допрыгивал. Как только прыгунья запутывалась или ошибалась, на её место вставала одна из державших резиночку. Если девочек было четверо, шестеро и так далее, играли парами.
Игроки садятся в ряд, водящий кидает мяч и одновременно называет предмет. Если предмет съедобный, игрок должен поймать мяч, если нет — отбить. Темп игры растёт, а задача водящего — запутать игрока. Например, после колбасы, яблока и супа крикнуть: «Козявка!». Игрок, поймавший несъедобное или отбивший съедобное, становится водящим.
А теперь, если соберутся в одном месте восемь шестиклассников, они, скорее всего, зарубятся на планшетах в Minecraft. «Совсем не играют вместе, уткнулись каждый в свой смартфон!» — ворчит мама. «Мы играем вместе, ма! Смотри на экран — вот прыгает Вася», — ответит сын.
Как тут не вспомнить ворчание наших собственных бабушек и мам: мол, всё носится во дворе, точно ноги на гаражах переломает, лучше бы книгу почитал. Мамам угодить сложно, а бабушкам тем более. Но дети благополучно вырастают, и в целом с ними всё нормально, чем бы они ни занимались.
Времена меняются, интересы тоже, и в будущем уже наши дети будут говорить своим: вот, в моё-то время с клавиатурой и мышкой играли, в Counter Strike скорость реакции тренировали, в Dota — стратегическое мышление, а ты сидишь в своей виртуальной реальности с чипом на коре мозга, что за молодёжь пошла!
Каждому поколению — свои игры. Но как всё-таки приятно вспомнить наши.
Фото: unsplash.com
ВКонтакте Twitter Одноклассники