Каждый человек, пожалуй, любит блины — с икрой, с мясом, с сыром или просто с маслом. Сложно представить такую семью в нашей стране, где не готовили бы эту простую, но вкусную еду. 15 лет назад это поняли четверо молодых и амбициозных ребят и открыли первое заведение, в котором продавали блины с разными начинками. Сейчас «Сибирские блины» — это целый бренд, который успешно работает в Кузбассе.
Соучредитель и генеральный директор компании «Сибирские блины» Инна Трейго рассказала A42.RU о пути развитии бизнеса в Кузбассе, основанного на исконно русских традициях.
«Сибирские блины» — дело всей моей жизни. Я — одна из четырёх сооснователей компании. Всё завязалось, когда мы только закончили университет. Вместе с одногруппницей Натальей Лугиной на одной из вечеринок поддержали идею нашего приятеля Игоря Сизина, который на тот момент вернулся из Москвы с мыслью, что можно делать бизнес на блинах. В Москве активно развивался стрит-фуд, но даже в столице было мало блинных. В Сибири их не было в принципе, поэтому мы решили открыть небольшой павильончик в Томске.
У нас не было никакого опыта, грандиозных планов, просто хотели поиграться. Мы не знали основ бизнеса, делали так, как велит сердце, и предложили стать соучредителем компании известному ресторатору Владимиру Бурковскому. Он согласился, и наш бизнес стартовал. Придумывали название всем миром, как говорится. Шутили, что можно назваться ФСБ — Федеральная Сеть Блинов, но сошлись на том, что имеем сейчас.
У нас не было производственного цеха, но мы арендовали квартиру, в которой его и организовали, муку закупали в обычном магазине — смешно вспомнить. Делали начинки и тесто своими силами — в наш павильон выстроились очереди! Мы поняли, что бизнес хороший. Уже через год было 15 точек «Сибирских блинов», своё производство. Конечно, за этот год много чего произошло с нами — обучение, обретение нового опыта и знаний. А через два года открыли уже 30 точек.
В мои личные планы не входило развитие сети в Кузбассе. Я хотела спокойно жить в Томске, где я родилась, выросла и училась.
Но по семейным обстоятельствам я переехала в Кемерово и на какой-то момент отошла от дел. Я очень скучала по бизнесу! Тогда и возникла мысль, что «Сибирские блины» нужно развивать в Кемерове. Первую губернаторскую чайную мы открыли 30 декабря 2005 года на площади Советов, где отработали полтора месяца, пока функционировал ледовый городок.
Позже появился первый павильон возле драмтеатра, который существует там до сих пор. В первый день мы сделали акцию — вся продукция бесплатно. Народу было уйма — красная икра шла вёдрами. На точке работали не только блинопёки, но и я сама вместе с топ-менеджерами нашего кемеровского филиала. Развиваться в Кузбассе было достаточно непросто, но мы преодолели все трудности, заняв свою нишу на рынке общественного питания.
Кемеровчане сразу полюбили наш продукт.
Параллельно мы стали осваивать Ленинск-Кузнецкий, Белово, Грамотеино, Прокопьевск. На данный момент в Кузбассе 45 блинных и есть потенциал ещё для 40. Места с хорошим трафиком в Кемерове мы уже заняли. Пока нам хватает существующих ресурсов, чтобы удовлетворить спрос населения в 550 000 человек.
В 2017 году мы начали работать на юг Кузбасса и открыли в январе первую блинную в Новокузнецке. В наших планах через три года освоить весь город.
Блины считаются традиционно русским блюдом. У нас много начинок, которые присущи нашей национальной кухне — мясные, творожные, по-царски. Но мы хотим быть не просто хранителями традиций, но и быть трендовой компанией, в мейнстриме индустрии общественного питания. Именно поэтому мы создали блин-бургер, блин-шаурму, блин фахитас, блин с курочкой терияки.
Выходит, что мы и новые веяния чувствуем, и русские традиции чтим. Хотя изначально, когда мы создавали бизнес, не было какой-то устойчивой концепции. Просто считали, что блины — это вкусно, круто, что они есть в каждом доме, их любят все.
Тесто для блинов — это наша гордость. Рецептура не менялась 15 лет. Менялось лишь сырьё. Основой блинного теста является мука. Когда мы начинали, был только один вид муки, которую мы покупали в магазинах. Сейчас, конечно, относимся к выбору поставщиков очень тщательно. Если мы и экспериментируем с тестом, то по минимуму. Например, во время Великого поста мы предлагаем постные блины. Тесто для них замешивается на минеральной воде. Возможно, в скором времени мы будем предлагать цветные блины по праздникам. В этом случае в тесто добавляются шпинат, свёкла, морковь – мы хотим использовать только натуральные ингредиенты, а не искусственные красители.
Мы не станем разглашать рецептуру наших блинов – это секрет фирмы. В остальном же мы абсолютно открыты и готовы рассказывать о своей деятельности. Например, мы строим новый цех, который будет оснащён современным оборудованием. И мы будем приглашать на экскурсии журналистов, блогеров, людей, неравнодушных к теме регионального общепита. Но для начала, конечно, мы познакомим сотрудников с новым цехом.
В 2019 году «Сибирским блинам» исполняется 15 лет. За это время изменился мир, экономические условия, соответственно, поменялись и мои взгляды на ведение бизнеса. Например, раньше я была уверена, что лучшая мотивация для персонала – это план продаж, а стимулирование – выплата премии. И на определённом этапе это было верной точкой зрения.
В 2014 году мы заметили, что продажи падают, гостей становится меньше. Мы списывали это на кризис и продолжали работать в том же ключе. Но ситуация не улучшалась. Тогда мы поняли, что нужно искать проблему внутри компании, а не винить во всём внешние факторы. Хотя и их мы не можем полностью отрицать. Но нашей задачей стало выйти на такой уровень деятельности, когда бизнес продолжает быть эффективным, несмотря на экономические кризисы и прочие внешние влияния.
Это понимание и стало точкой отсчёта, когда мы вышли на путь формирования новой корпоративной культуры. Мы стремимся к осознанности и перестраиваем систему мотивации и стимулирования, отходя от устаревших методов кнута и пряника. Мы убрали план продаж, жёсткие регламенты, перешли на командную работу. И сделали мы это не директивно.
Все 500 сотрудников генерировали ценности компании совместно, в итоге была выработана наша стратегия. Причём в этой деятельности участвовали абсолютно все категории сотрудников: линейный персонал и топ-менеджмент. Не было такого, что мы спустили это указание сверху и внедрили.
Лояльность;
Клиентоориентированность;
Командный подход;
Профессионализм;
Ответственность;
Вежливость;
Честность и открытость.
Нет какой-то одной главной ценности, они все важны и должны соблюдаться всеми нашими сотрудниками. Например, клиентоориентированность нацелена на удовлетворение желаний наших гостей. Если раньше у нас был стандарт: сворачивать блин квадратом, то сейчас это лишь рекомендация. Если клиент хочет блин звёздочкой, блинопёк сделает так.
Лояльность проявляется в отношениях в коллективе. Мы совместно создаём комфортные условия для труда и отдыха.
Компания заботится о своих сотрудниках, а сотрудники готовы делать максимум для компании по собственной инициативе. Мы измеряем лояльность сотрудников по отношению к компании и получаем результат, который не может не радовать меня как руководителя, в частности.
Разумеется, внедрить новый подход к гостям, к коллегам, новое отношение к работе трудно. Мы много лет жили по одним правилам, а тут пришлось всем нам выходить из привычного коридора мышления.
Как это работает? Например, сейчас мы уходим от активной продажи к сервисной. Активные продажи – это слишком навязчиво, и гостям такой подход не нравится. Наши повара-блинопёки не будут слово в слово проговаривать сервисный диалог, если видят, что гость торопится и уже сделал выбор, но максимально расскажут о продукте и меню, если понимают, что покупателю это нужно. Мы учим сотрудников использовать в работе индивидуальный подход к гостям. Объясняем, что любой человек хочет быть значимым, уважаемым, и мы должны дать клиенту это ощущение значимости, показать, что мы его ждём. И это правда. Мы понимаем, что каждый гость заходит к нам с определёнными ожиданиями, настроением. Наша задача в том, чтобы от нас гость вышел хоть чуточку счастливей, чем зашёл к нам.
Сейчас в компании внедрён командный подход, при котором каждый думает не только о себе, но и о тех, кто будет пользоваться результатом труда.
Например, экономист, делая отчёт, должен понимать, что его будут читать разные люди и все должны понять, о чём в документе идёт речь, не имея экономического образования. Мы транслируем коллегам, что сейчас происходит переход от директивной культуры, от иерархического управления к командному. Сами сотрудники говорят: это сложно принять, мы с детства получаем кнут и пряник.
Расскажу показательную историю, как я искала директора управления персоналом. На собеседовании я задавала вопрос: что вы будете делать, если увидите, что сотрудник ведёт себя вразрез с принципами компании? И соискатели зачастую отвечали так: раз поговорю, два, а потом лишу премии. Для меня это не подход. Это не коррелирует с нашей корпоративной культурой, которую мы прививаем. Я хочу, чтобы в компании процветала система коучинга, а не хлыста. Если раньше за отступление от стандартов мы депремировали, то сейчас пытаемся понять, что движет человеком, его убеждения, и исправляем, либо стандарт либо убеждения сотрудника.
Кроме этого, мы идём по пути доверия. Одна из наших ценностей – честность и открытость. Мы доверяем коллегам и гостям.
Тут действует закон бумеранга: если мы доверяем нашим гостям, то они будут непременно доверять нам.
Мы хотим продолжать осваивать юг Сибири. Сначала мы максимально обоснуемся в Новокузнецке, а дальше планируем зайти в горнолыжный посёлок Шерегеш. Я уже говорила, что мы в скором времени открываем новый цех с современным оборудованием, соответственно, мы наращиваем тем самым производственные мощности. С такими ресурсами и командой можно развиваться!
К нам поступает много предложений от потенциальных франчайзи. Людям интересен наш бизнес, и они хотят купить франшизу. Но пока этот вопрос находится у нас в разработке.
Ещё мы хотим сделать каждого нашего гостя счастливым.
Ежегодно нас посещают 3,5 миллиона человек, у всех разные пожелания. Бывают сложные ситуации, бывают смешные. Но мы над всем этим работаем. Сейчас провели анализ ценностей наших гостей и знаем, что нужно каждому из них.
В чём секрет успеха «Сибирских блинов»? Секретов нет. Просто у нас подобралась мощная команда. Мало того, что у нас работают профессионалы высокого класса, так каждый ещё и обладает прекрасными человеческими качествами. Это важно, потому что бизнес делают люди.
Ведущая ценность компании – её сотрудники.
Учредители «Сибирских блинов» принимают активное участие не только в развитии бизнеса, но и в жизни коллектива. Мы не инвесторы, которые дали денег и уехали.
Сейчас надо быстро реагировать, успевать за тенденциями. Ещё одно преимущество — быстрота, гибкость и время реагирования на изменения рынка.
Ежегодно мы измеряем NPS — это показатель лояльности покупателей, зеркало лояльности. По последним данным исследований, 70% наших гостей – сторонники организации. Это очень высокий показатель, даже если исходить из мировой практики. Если процент более 50% - это отлично. У нас — 70%.
Думаю, что гости нас любят, потому что мы любим их. Мы кормим жителей Сибири и гостей региона – и это самое важное.
Проект «Малый бизнес в лицах» рассказывает об успешных кемеровских предпринимателях, каждый из которых вкладывает часть себя в развитие родного города, ежедневно делая жизнь его жителей лучше, комфортнее и интереснее. Больше информации о проекте на сайте Фонда поддержки малого предпринимательства.
Организатор проекта
*При финансовой поддержке администрации города Кемерово
ВКонтакте Twitter Одноклассники