В 2018 году Кузбасс занял 49 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России, — при том, что в 2015 занимал 21 место. Эта ситуация никак не устраивает областные власти. Для улучшения инвестиционного климата внедряют новый инструмент — «План быстрых побед». О том, какие шаги администрация сделает навстречу бизнесу, корреспонденту A42.RU рассказала Елена Чурина, начальник департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области.
17 августа состоялась стратегическая сессия по итогам регионального рейтинга состояния инвестиционного климата муниципальных образований Кемеровской области. Этот рейтинг — аналог национального рейтинга инвестиционного климата субъектов России, но в роли участников — территории Кузбасса. Была разработана специальная методология, проведены опросы предпринимателей, организованы кабинетные исследования и проведены контрольные закупки. Рейтинг позволил выявить сильные и слабые стороны муниципалитетов по работе с инвесторами.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв поставил цель: войти в первую двадцатку регионов по итогам национального рейтинга. Для решения стоящих задач и улучшения инвестиционного климата в Кузбассе действует региональный «проектный офис», сформировано семь межведомственных рабочих групп по разным направлениям. А кроме того, Агентство стратегических инициатив — организация, созданная правительством РФ — предложила внедрить в Кемеровской области новый инструмент, «План быстрых побед». Это своего рода «дорожная карта» с перечнем конкретных шагов, реализация которых сделает Кузбасс еще более привлекательным регионом для инвесторов и бизнеса.
— Документ готовили в сжатые сроки, в формате мозговых штурмов, с участием заинтересованных в улучшении инвестиционного климата сторон, — рассказывает Елена Чурина. — Разработка «Плана быстрых побед» велась совместно с представителями органов исполнительной власти, предпринимателями, деловыми объединениями, институтами развития бизнеса и экспертами АСИ.
Реализация плана, в котором 99 пунктов, рассчитана на 2018-2019 годы. За это время планируется провести мониторинг текущей ситуации, усовершенствовать региональную нормативно-правовую базу, обучить и подготовить кадры, оптимизировать межведомственное взаимодействие.
Пункты плана направлены на снижение административного давления на бизнес, облегчение процедур подключения к сетям, улучшение механизмов поддержки предпринимательства — финансовых и нефинансовых, оценку удовлетворенности предпринимателей и так далее.
План разбит на разделы, посвящённые отдельным темам. Например, в разделе, посвящённом выдаче лицензий и разрешений, говорится об открытии дополнительных окон в МФЦ именно для предпринимателей, обеспечении параллельного прохождения процедур, переводе ряда разрешений в электронный вид. Часть шагов уже выполнена: например, заработал калькулятор процедур в сфере градостроительства. На сайте нужно выбрать муниципальное образование, тип постройки и подключаемые ресурсы — и калькулятор выдаст точный перечень документов, которые нужно оформить, места и сроки их подготовки.
Для выработки мероприятий «Плана» был изучен опыт и лучшие практики других регионов страны.
Департамент инвестиций и стратегического развития организовал широкое обсуждение каждого направления «Плана быстрых побед» со всеми участвующими сторонами — администрациями муниципальных образований, бизнесменами, сетевыми организациями, которые обеспечивают энерго-, тепло- и водоснабжение, пригласил экспертов Агентства стратегических инициатив.
— На развитие бизнеса и, соответственно, место в Национальном рейтинге состояния инвестклимата существенно влияют вопросы подключения к сетям, — рассказывает Елена Чурина. — Усилий одной областной администрации здесь мало, нужно, чтобы сетевики отработали на своём уровне. Это и чёткая, доступная, понятная информация на сайтах, и прозрачный порядок процедур, необходимых для подключения, и максимальный перевод услуг в электронный вид.
Таким образом, пункты плана, касающиеся подключений к сетям, департамент готовил совместно с сетевиками; разрешений и лицензий — с профильными органами власти, например, управлением архитектуры и градостроительства, департаментом транспорта и связи; защищённости бизнеса и снижения административного давления — с уполномоченным по защите прав предпринимателей и деловыми объединениями.
Короткий, но важный пункт плана посвящён созданию единого инвестиционного стандарта по взаимодействию с инвесторами на уровне муниципалитетов.
Аналогичный стандарт был разработан Агентством стратегических инициатив в 2013 году для регионов. Он содержал 15 требований, вобравших лучшие инвестиционные практики: регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна», наличие организации для привлечения и защиты инвестиций, каналы прямой связи с руководством региона, механизмы подготовки кадров и тому подобное.
— Итоги регионального рейтинга состояния инвестиционного климата показали, что в работе с инвесторами у муниципальных образований нет системного подхода, — объясняет идею Елена Чурина. — В связи с этим необходим минимальный набор требований к органам местного самоуправления по работе с инвесторами.
Например, в муниципальный инвестиционный стандарт вошли рекомендации к информации для инвесторов, размещаемой на сайте территории, регламенту взаимодействия с инвесторами, перечню необходимых нормативно-правовых актов для публикации на электронном ресурсе, с которыми можно ознакомиться в режиме онлайн. Проект постановления, утверждающий состав, уже готов и в настоящее время проходит проверку в прокуратуре Кемеровской области и Министерстве юстиции Российской Федерации.
— После одобрения мы будем рекомендовать стандарт к внедрению во всех муниципальных образованиях области, — говорит руководитель департамента, — и проведём ряд обучающих мероприятий на уровне заместителей глав по экономике, чтобы подробно объяснить положения стандарта и ответить на вопросы о его внедрении.
Одна из целей «Плана быстрых побед» — снижение количества нормативно-правовых актов, не учитывающих позицию бизнеса. Путь к достижению этой цели — совершенствование процедуры оценки регулирующего воздействия. Предприниматели, желающие повлиять на содержание готовящегося нормативного акта, включаются в процесс его разработки через интернет-портал для публичного обсуждения проектов нормативных документов. Здесь они могут выразить своё мнение, аргументируя влияние вводимых мер на ведение бизнеса. Орган исполнительной власти — разработчик — должен учесть мнение бизнеса. В случае, если он не принимает позицию бизнеса, то теперь должен будет провести согласительное совещание, на котором будет достигнуто единое решение.
— В процессе подготовки «Плана быстрых побед» мы поняли, что существующую процедуру можно улучшить, — рассказывает начальник департамента инвестиций и стратегического развития. — То есть, когда действительно возникает конфликт и противоречие, процедура ранее позволяла разработчику нормативно-правового акта не учитывать мнение бизнеса. В «План» заложено изменение процедуры: первый этап — это проведение согласительного совещания, а уже второй — вынесение вопроса на Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе. Таким образом, по действительно важным и проблемным вопросам мы будем поднимать уровень обсуждения, привлекать деловые объединения, экспертов по обозначенным вопросам, чтобы уже затем коллегиальным голосованием решить — принимать нормативный акт в текущей редакции или всё-таки обязать разработчика его доработать, изменить те или иные положения.
«План быстрых побед» выложен на сайте департамента инвестиций и стратегического развития.
До конца 2019 года в рамках реализации плана создадут интерактивную карту Кемеровской области со ссылками на официальные сайты муниципальных образований и «дорожную карту» защиты прав предпринимателей и инвесторов.
Итоги выполнения «Плана быстрых побед» подведут в конце 2019 года. Главным «внешним» показателем станет улучшение позиции Кузбасса в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России.
— Надо понимать: важно не место ради места, — говорит Елена Чурина. — Позиция в Национальном рейтинге — это отражение настроений бизнеса, лакмусовая бумажка. Мы работаем ради притока инвестиций в регион, а он произойдёт не сразу, не вдруг, а после улучшения условий ведения бизнеса в регионе.
Важно создать условия и для внешних, и для внутренних инвесторов. Для кузбассовцев улучшение инвестиционного климата будет означать новые рабочие места, в том числе с высококвалифицированным трудом, рост доходов населения, повышение качества бизнеса.
ВКонтакте Twitter Одноклассники