Когда третьеклассник говорит по-английски с британской комиссией

Сегодня в 08:15

 

Путь к призванию

Мы разговариваем в каминной комнате нового двухэтажного центра развития SOVA в центре города Берёзовский. Камин электрический, но всё равно атмосферно. SOVA изнутри похож на маленький филиал Хогвартса, а Кира Ликаонская — на Мэри Поппинс наоборот: из-под обёртки молодёжного сленга просматриваются академичные формулировки, целеустремлённость и понимание того, как организовать образовательный процесс со многими неизвестными. В копилке её биографии за последние десять лет — диплом переводчика, недолгое учительство в школе, два маленьких бизнеса, превратившихся в SOVA в 2018 году, и победа в областном этапе федерального проекта «Ты — предприниматель!». Воспитанники центра отлично сдают ОГЭ, ЕГЭ и международные экзамены, но Кира говорит: важнее, что они знают язык и говорят на нём.

В центре развития SOVA занимаются более 300 детей. Кира продолжает дорабатывать и развивать проект, обучаясь в Сколково через регионального оператора — Кузбасский технопарк. А начинался этот путь десять лет назад с маленького кабинета с табличкой «Британика».

— После выпуска я днём работала в лицее, вечером в языковой школе, и до ночи занималась репетиторством, — рассказывает Кира. — Мне нравилось работать с детьми, но школьная система оказалась далеко не пределом мечтаний. Пока мы учились в университете, все немного витали в облаках, и только начав работать в школе, я увидела, в каком состоянии преподавание английского языка. Учебники устаревшие, методики формализованные, программы с одной стороны непосильные, с другой — малополезные в реальной коммуникации.

Однако что-то изменить оказалось сложно. В общеобразовательной школе строгие стандарты и программы, которых учитель обязан придерживаться. Перестроить систему, ввести экспериментальные методики, изменить парадигму он не имеет права.

Идея открыть собственную школу появилась почти сразу, и поначалу казалась чем-то из ряда вон выходящим. Но в конце концов Кира решилась.

— Момент был крайне неудачным: экономику как раз догнал кризис 2008-го. И всё же я стала копить деньги. С зарплаты и репетиторских заработков за год наскребла около 150 000 рублей. Отремонтировала в школе небольшой кабинет, купила DVD-плеер, маленький телевизор — он у нас потом долго стоял как реликвия. Уволилась и приняла двадцать малышей.

Так выглядел первый набор в «Британику».

 

 

Два маленьких центра

Авторитет предпринимательнице пришлось зарабатывать несколько лет, очень уж юной она выглядела.

— Родители смотрели на меня с сомнением, но детей вели, — смеётся Кира. — Часто спрашивали с порога: «А сколько времени понадобится, чтобы он заговорил?». Просили подтянуть язык. Приходилось сразу объяснять, что каждый ребёнок индивидуален. Сколько ему лет? Как давно учит английский? Насколько интенсивно занимается? Срок обучения у каждого свой. И, конечно, никакого «подтягивания». У меня всегда, с первого дня была такая политика. Цель — в первую очередь это не оценка, а знание языка.

Нацеленность на результат и перфекционизм Киры давали свои плоды, сарафанное радио работало, а число учеников росло. Её не раз просили взять дошколят: в Берёзовском живёт почти 47 000 человек, а детских центров по пальцам пересчитать. Вдобавок в детсады были большие очереди, а мамам очень хотелось, чтобы дети развивались. Поэтому в 2011 году Кира открыла второй центр дополнительного образования, «Умница», и наняла педагога для дошкольников. В программу вошла подготовка к школе, чтение, письмо, развитие речи, творчество, геометрия и даже немного физика. Оба центра располагались в небольших арендованных помещениях далеко друг от друга. Они просто физически не могли вместить больше 60 учеников, как ни составь расписание. Постепенно копилась очередь из желающих.

— Меня просили принять ребёнка, а я отвечала: «Простите, мы не можем, приходите в следующем году», — вспоминает Кира. — Я не хотела распыляться, нанимать много людей, развиваться в арендованном помещении. Перенагружаясь, рискуешь перегореть. Поэтому не торопилась, получала опыт, училась, разбиралась в актуальных методиках. Потихоньку обрастал деталями план большого проекта.

Целью Киры было не охватить как можно больше детей, а сделать упор на качестве обучения каждого ребёнка. Создать собственный центр, в котором всё будет устроено так, как нужно ей. Тогда дети будут успешно учиться и добиваться высоких результатов.

 

Развитие под одной крышей

Документы для создания нового центра собирали едва ли не дольше, чем строили. Подбор земельного участка, аукцион, проектирование, реестр, согласование, лицензия, — разобраться с этим оказалось отдельным испытанием.

— Стопка бумаг в коробке была вот такой высоты, — улыбается Кира, показывая рукой расстояние от пола до середины бедра. — Но мы не торопились, и дело растянулось на несколько лет. Иногда найти общий язык с инстанциями было тяжело.

Стройка центра развития SOVA шла два года, а отделка первого этажа продолжается до сих пор: здесь Кира планирует открыть кафе для детей и их родителей. Интерьер строители делали по отдельному дизайн-проекту, он уютный, стильный и красочный.

SOVA объединила под одной крышей углубленное изучение английского языка, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, дошкольную подготовку и комплексное развитие детей с трёх до семи лет. Кроме того, именно к открытию Кира Ликаонская приберегла новое направление — ментальную арифметику, дающую навык производить сложные математические вычисления в уме. Впрочем, эта способность на самом деле не цель, а скорее приятный побочный эффект занятий. Цель же — гармоничное развитие левого и правого полушарий мозга, своего рода уравновешивание их. Ребёнку становится легче учиться, легче изучать точные и гуманитарные науки, разносторонне развиваться.

 

Преподаватели и методики

В центре семь педагогов, включая Киру. Все в прошлом школьные учителя: английского языка, начальных классов, географии, истории.

— Я — перфекционист, — говорит Кира Ликаонская. — Если урок мне не понравился, могу полночи ворочаться, думать о том, почему он не удался. Думать, думать, думать. Я крайне требовательно отношусь к качеству, у меня высокие претензии к себе. И мои педагоги такие же.

В центре развития SOVA нет ни одного совместителя.

— Каждый из нас посвящает этому душу. Думаю, именно это — залог успеха. Не расчёты, не маркетинг, — какой маркетинг в Берёзовском? Сарафанный разве что. Любовь к своему делу, искреннее отношение — люди это видят и передают другим.

В преподавании языка здесь опираются на коммуникативную методику, в основе которой ряд зарубежных наработок и учебники издательств Oxford и Macmillan. Её суть — постоянное общение, преобладание игровых форм, актуальных тем.

— Мы не учим алфавит, точнее, в итоге учим, конечно, но это не цель, — объясняет Кира. — Мы не учимся читать по транскрипции, вместо этого у нас методика визуального опережения: картинка — слово — картинка — слово — картинка — всё, ты запомнил. Не зубрим правила. Мы много общаемся, преподаватели не говорят ни единого слова по-русски. Даже с малышами четырёхлетними с порога говорят по-английски. Они тут рисуют, играют, ползают на ковре и всё замечательно понимают.

Занятия по всем направлениям проходят два раза в неделю по часу. Многие дети ходят сразу на несколько направлений, благо время в расписании у них разное. Занятия всегда в группах до 10 человек, индивидуальные есть только у логопеда.

— Дети здесь выходят из школьных рамок. Могут одеваться свободно, хоть как сидеть, да хоть на полу лежать. Могут использовать гаджеты; более того, мы работаем в гаджетах, смотрим материалы в группах WhatsApp. Мы используем современные технологии, от которых школа пытается их оградить. А они всё равно руки под парту и играют там на уроке, потому что им скучно. Не можешь предотвратить — возглавь!

Долю урока составляют игры, лото, карточки и прочие активности. Младшие прыгают и танцуют, старшие бегают с лупой по всему центру: у них квест.

— Нельзя преподавать с помощью игр всегда, но минимум 5 минут есть на каждом уроке, чаще больше, — рассказывает Кира. — Понятно, что это не просто развлечение, а дидактические игры. Мы показываем, что обучение может быть интересным. Сюда ученики бегут. Вчера подходила к центру, вижу, на карнизе в снегу накалякали: SOVA и сердечки. Выложила в Instagram[*]. Сколько нам дарят подарков, сколько у нас этих совушек — висят везде — это всё дарят дети. Ради этого мы работаем: любовь, интерес, развитие.

К ЕГЭ готовятся интенсивно, и тут уже не до игр.

— Жалуются иногда на трудности, но работают усердно, — говорит директор центра. — Эти ребята уже мотивированы, нацелены, они знают, куда идут: кто-то во Владивосток поступает на таможенное дело, кто-то в Москву. Это серьёзные, умные люди, которые ходят к нам годами. У них чрезвычайно высокий уровень языка, осталось только подогнать под формат ЕГЭ, под стратегии сдачи. Как слушать, что нужно говорить, что нельзя. Здесь-то у нас свободное общение, а на ЕГЭ нужно чётко выдать, что требуется. Сдают отлично.

 

Международные экзамены

Раз в году воспитанники центра сдают в Томске международные экзамены. SOVA сотрудничает с Euroexam — эта организация проводит экзамены в России по системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком, используемой в Европейском Союзе.

— То, что ребёнок получит бумагу в Берёзовском, мало даёт, — уверена директор центра. — А вот документ, выданный Советом Европы, признают везде.

Экзамены на общеевропейский уровень A1-А2, соответствующий британскому Elementary, реально сдать уже в 9-10 лет.

— Когда третьеклассник говорит по-английски с британской комиссией, родители стоят в шоке, — улыбается Кира.

 

Если ребёнок не хочет

— У меня есть требования к детям и, что важно, к родителям, — говорит Кира. — Если мама хочет, а ребёнок — ни капли, то мы отказываем. Объясняем: не хотим тратить ваше время и деньги, ваши нервы. И вашего ребёнка. Зачем? Пусть погуляет, поживёт, подрастёт, осознает. Захочет и придёт. Таких случаев было миллион: сначала не хочет, потом проходит год-два — всё, захотел. Не знать английский сейчас не круто. Круто смотреть популярный сериал в оригинальной озвучке.

В очереди в центр более 100 человек, которых Кира Ликаонская будет постепенно принимать по мере появления мест.

— В образовательном бизнесе не заработать денег на стремлении разбогатеть во что бы то ни стало, — объясняет она спокойное отношение к упущенной прибыли. — Деньги на втором месте, на первом —стремление дать детям знание языка. Тогда придёт и успех, и доход.

 

Новые цели

Кира Ликаонская три года подряд участвовала в федеральной программе «Ты — предприниматель!». Выиграла на областном этапе, поехала в Москву представлять Кузбасс и заняла второе место. Ежегодно участвует в конкурсе «Лучший социальный бизнес Кузбасса» и в 2018 году стала его финалистом, в рамках программы «Лидеры Кузбасса» закончила обучение в Сколково, участвует в форуме Комьюнити социальных предпринимателей, который проводит Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области.

— Прямо сейчас практически не преподаю, — рассказывает Кира. — Передо мной другие задачи. Я общаюсь с молодёжью — и вижу, что они более развиты, многое знают, умеют, быстро впитывают знания, адаптируют, применяют их. Как-то неудобно жить, не развиваясь: как тогда с ними общаться? Они ведь ещё и вопросы задают, и приходится книжки читать, подтягиваться, как это ни парадоксально звучит. Поэтому я развиваю себя, развиваю и продвигаю центр. Мы разрабатываем франшизу, чтобы распространить опыт.

— То, чем мы занимаемся, по большей части не бизнес, а призвание, — убеждена Кира Ликаонская. — Здесь собрались педагоги, которые ощущают своё призвание, пожалуй, даже острее, чем в общеобразовательной школе. Они хотят развиваться, им интересно, они видят результаты. Это великое счастье — смотреть на подросших детей, на благодарных родителей. Замгубернатора на открытии центра SOVA сказал: «Это проект, в котором живёт душа». Я искренне верю, что это так. Для меня SOVA — это моя отдушина, любовь, дело моей жизни.

Материал подготовлен в рамках проекта Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области (МНФПМП г. Кемерово) по продвижению деятельности лучших социальных предпринимателей региона

 


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники