Куда идёт телеком: главные тренды ближайшего будущего

Сегодня в 00:55

Объём рынка телекоммуникаций в 2018 году достиг 1,70 триллиона рублей. Также, по данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», темпы роста доходов в отрасли составили 3,4%. Это рекордный рост за последние пять лет. Добиться этого помогли, в частности, увеличившиеся доходы от фиксированной связи, широкополосного доступа и платного ТВ. Тем не менее сегодня все мобильные операторы сходятся в одном: рынок телекома насыщен.

А значит, вместо привлечения новых абонентов игроки «переключают» внимание в первую очередь на качественно новое обслуживание существующей клиентской базы.

Об этом и других трендах отрасли ведущие игроки отраслевого рынка говорили на ежегодном международном форуме операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проходившем 16 апреля в Москве. На этот раз главной темой, попавшей в фокус участников форума, стала, как уже понятно из названия, цифровая экономика. О ней нужно знать, чтобы потом не удивляться по-настоящему прорывным технологиям, которые мы все будем наблюдать уже очень скоро.

 

Знать абонента

Сегодня нацеленность на потребности клиента является превалирующим интересом для компаний в самых разных отраслях. Стремление предоставить пользователям не столько товар или услугу, сколько поддержать их образ жизни, характерно и для операторов связи.

«Знания об абоненте – наше ключевое конкурентное преимущество, - рассказала Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2. – Успех оператора тем больше, чем точнее он может отнести абонента к определённому сегменту, определить текущий контекст событий вокруг клиента. За счёт этого мы можем выиграть, быстрее принимая более качественные решения. Мы видим себя как Smart Gateway между нашими клиентами и партнёрами. Мы даём возможность абонентам получить нужные именно им неоператорские сервисы, и стратегия оказывается выигрышной для всех трёх сторон».

 

Переходить на 5G

В телеком-отрасли сегодня активно обсуждается идея создания единого инфраструктурного оператора. Никаких технических проблем с работой сетей разных операторов, построенных на разном оборудовании, не возникнет. В то же время, единая платформа позволит мобильным компаниям оптимизировать расходы на внедрение нового стандарта связи.

Повсеместный запуск 5G – потребность, очевидная не только для телекома, но и для государства. Внедрение этой технологии даст скачок разным отраслям экономики, позволит автоматизировать бизнес-процессы и сокращать издержки.

В частности, промышленности 5G поможет унифицировать инфраструктуру, в телемедицине – проводить удалённые операции в реальном времени, в сфере транспорта – позволит развиваться беспилотникам. Там, где важна высокая скорость передачи данных, и чтобы данные передавались без задержки, нужен стандарт 5G.

Главная сложность в запуске сетей стандарта 5G – нехватка спектра частот. Представители всех операторов связи согласны, что эффективнее разворачивать сеть 5G в диапазоне 3,4 – 3,8 ГГц, но он пока занят силовыми ведомствами. И в этом вопросе без поддержки государства не обойтись.

«Уже понятно, в каком направлении движется мир. Если мы не хотим отставать, то необходимо расчищать спектр 3,4 – 3,8 ГГц. Именно здесь появится новая экосистема, именно здесь у нас уже есть первый опыт», - рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

Он пояснил, что Tele2 поддерживает идею создания единого инфраструктурного оператора для развития сетей 5G, на базе которого будут работать разные операторы связи.

 

Развивать big data

Сегодня абоненты сами подталкивают отрасль к постоянному развитию. Их потребности всё более технологичны, они нуждаются во всё большем объёме трафика. Поэтому переход к big data – логичный вывод из этих запросов. Обладая огромными обезличенными данными, операторы связи сегодня начинают успешно монетизировать их.

«Аналитика на основе больших данных уже стала реальным направлением бизнеса Tele2. Выручка от продажи услуг на основе big data выросла более чем в 11 раз за 2018 год. Основными потребителями этих сервисов являются кредитно-финансовые учреждения. Tele2 предоставляет клиентам три продукта на основе big data: скоринг, верификацию и мониторинг клиентских событий», - прокомментировал Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2.

Но коммерциализация – не единственное преимущество работы с большими данными. Так, большой интерес представляют геоаналитические продукты. Сотовые операторы способны видеть перемещения абонентов и анализировать их. Светлана Скворцова пояснила, что впоследствии эти данные можно использовать для оптимизации уборки городских территорий, расчёта туристических потоков, планирования транспортной инфраструктуры и многого другого. 

Таким образом, операторы связи постепенно перерастают свой изначальный функционал. Они становятся интеграторами – владельцами информации. И её можно использовать как в коммерческих, так и в социальных целях.

 

Внедрять eSim

eSim — это технология, которая позволяет подключать абонентов с помощью доступа в интернет. Клиенту вместо похода в салон связи достаточно будет пройти идентификацию. В отличие от физической SIM-карты eSim не сломается и не потеряется. К тому же эта технология снимает многие барьеры для виртуальных операторов, упрощает и удешевляет привлечение абонентов. Технология также позволит использовать две и более SIM-карты в устройствах, которые ранее поддерживали только одну физическую SIM-карту (например, устройства на базе iOS).

«Мы считаем, что внедрение eSim — это следующий шаг для улучшения клиентского сервиса в России, мы поддерживаем эту инициативу. Tele2 успешно протестировала еSim, и у компании есть готовое технологическое решение, которое оператор сможет скоро предложить клиентам. Решение отвечает требованиям безопасности и законодательства в области оказания услуг связи, — сообщил на форуме Сергей Эмдин.

 

Использовать Mobile ID

Mobile ID — это высокотехнологичная замена существующих решений двухфакторной авторизации. Технология открывает новые возможности для пользователей любых цифровых сервисов и унифицирует различные способы авторизации. Она значительно экономит время и упрощает абонентам покупку электронных билетов и банковские транзакции. Важно, что мобильный ID не только максимально облегчает процесс идентификации, но и гарантирует безопасность операций с мобильного телефона.

Технология уже успешно работает более чем в 30 странах мира: Великобритания, Франция, Испания, Италия, Финляндия, Китай, Бразилия и другие. В России особый интерес она вызывает у оператора Tele2. Компания ведет переговоры с ведущими игроками сектора электронной коммерции по использованию этой технологии.

«Также в этом году мы планируем запустить тестирование пилотного проекта Mobile ID для портала госуслуг при участии Минкомсвязи», — рассказал Сергей Эмдин.

Однако для внедрения Mobile ID требуется поддержка государства. В тех странах, где такая поддержка есть, технология развивается динамичнее.

 

Идти в «интернет вещей»

Когда в России запустят новый стандарт связи 5G, основными его потребителями будут машины. Это один из трендов телеком-отрасли. Но развитие «интернета вещей» уже идёт, ведь для некоторых проектов не нужны супер-скорости. «Умные дома», каршеринг, передача данных от коммунальных счётчиков — всё это уже давно стало реальностью. Например, Tele2 использует технологию NB-IoT. Она оптимизирована для сегмента IoT (Internet of Things, IoT), где требуется максимальная дальность связи, невысокие скорости и большая энергоэффективность.

Именно по этой технологии началась цифровизация марикультурных ферм на Дальнем Востоке. Об этом подписали меморандум компании Tele2 и Ericsson на форуме «Телеком 2019». Tele2 установит в акваториях мариферм датчики. Цифровые устройства будут измерять физические и гидрохимические параметры воды, наиболее важные для выращивания морских гидробионтов — гребешка, устриц, трепанга и морских ежей. По мобильной сети Tele2 информация с датчиков будет в режиме реального времени поступать на IoT-платформу Ericsson. Проект позволит фермерам повысить эффективность выращивания марикультур.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники