Несырьевому бизнесу помогут выйти на экспорт

15 ноября в 07:02

В структуре кузбасского экспорта преобладает уголь и металл. В 2018 году это 95% вывозимых за границу товаров. Ещё 3% — крупная химическая промышленность. Доля несырьевого экспорта мала. Между тем, работа на экспорт — это возможность выйти на высокомаржинальный рынок. Девальвация рубля там — преимущество.

Весной 2019 года открылась автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта в Кемеровской области». Этому предшествовала подготовка: в конце 2018 года A42.RU и ИНПЦ «Иннотех» собрали за круглым столом представителей структуры поддержки экспорта, вузов, несырьевого бизнеса, в том числе успешных экспортеров. Обсудили опыт подготовки бизнеса к экспорту, варианты организации работы и готовящиеся меры поддержки.

В июле, августе и сентябре Центр поддержки экспорта проведёт форумы и конференцию в Кемерове и Новокузнецке, чтобы рассказать малому бизнесу о ведении внешнеэкономической деятельности. А42.RU готовит серию материалов, которые помогут малому бизнесу разобраться в том, как работает система поддержки экспорта. Но первыми мы публикуем итоги прошедшего круглого стола.

За круглым столом:

  • Александр Звёздов, эксперт по работе с экспортерами АО «Российский экспортный центр» в Красноярске (по видеосвязи);
  • Егор Каширских, директор АНО «Центр поддержки экспорта Кемеровской области»
  • Светлана Григашкина, начальник отдела развития международного сотрудничества КузГТУ;
  • Евгения Балаганская, тренер «Школы экспорта» РЭЦ;
  • Владимир Третьяков, директор компании «Новые ресурсы»;
  • Михаил Казачков, генеральный директор компании «Сибирские продукты» (бренд Siberia);
  • Наталья Чурсина, руководитель Центра кластерного развития Кемеровской области, заместитель директора АНО «Центр поддержки экспорта Кемеровской области»
  • Денис Клеников, заместитель директора Центра поддержки предпринимательства города Кемерово;
  • Антон Гумённый, руководитель Регионального центра инжиниринга Кемеровской области.

Экспорт как точка роста

Губернатор Сергей Цивилёв поставил амбициозную задачу: Кузбасс должен стать регионом номер один за Уралом по уровню социально-экономического развития. Одна из точек роста — диверсификация экономики, работа множества средних, малых и микропредприятий в несырьевых секторах экономики — более гибких, менее зависимых от изменений мировых цен на сырьё.

— Чтобы расти и развиваться, предприятиям нужны новые рынки сбыта, — говорит Егор Каширских. — Экспорт — ключ к решению вопроса. Объёмы рынка в России и, например, в Китае просто несравнимы. Если у нас платёжеспособный спрос создаёт средний класс численностью в 10 миллионов человек, то в Китае — 350 миллионов, что в 35 раз больше. Нужно выходить на этот рынок, увеличивать оборот, вкладываться в технологии для развития своего дела. Девальвация рубля — это не только проблема, но и возможность для российской экономики, для предпринимателей. Маржинальность экспорта растёт благодаря снижению внутренних издержек.

Есть, однако, на этом пути сложности. Участники последовательно обсудили их:

— малые и средние предприниматели не имеют знаний, как организовать работу на экспорт;

— не имеют информации, какие товары востребованы;

— не имеют достаточных объёмов производства, чтобы эффективно по отдельности экспортировать товары.

Но для каждого пункта есть решения.

Дать информацию

— Малые предприниматели не осведомлены, — говорит Владимир Третьяков, директор компании «Новые ресурсы». — Мало кто знает, куда, что и как поставлять. С чего вообще начать. Вот, предположим, я делаю потенциально экспортный продукт: хвойные масла, гидролаты, витаминно-хвойные удобрения. Будет ли на него спрос? Пройдёт ли сертификацию? Вот если бы было в регионе место, куда я могу прийти, и мне всё популярно объяснят — было бы намного проще. У лесохимической отрасли большой экспортный потенциал, этой продукцией интересуются в Азии и ОАЭ.

Федеральные и региональные власти готовы организовать поддержку несырьевому бизнесу в выходе на внешние рынки: в этом году в Кузбассе появился региональный Центр поддержки экспорта. Он будет оказывать услуги по подготовке документов, сертификации, участию в международных выставках, а главное — частично субсидировать затраты по этим направлениям. 

В чём разница?

Центры поддержки экспорта создают при поддержке Минэкономразвития в каждом субъекте федерации как элемент региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, входит в группу Внешэкономбанка. Предоставляет экспортёрам финансовую и нефинансовую поддержку. Взаимодействие с профильными ведомствами и ключевыми деловыми организациями позволяет РЭЦ снижать барьеры для осуществления внешнеэкономической деятельности.

В 2018 году дублирующиеся функции двух структур объединили. Центры поддержки экспорта в регионах стали, по сути, функционально подчиняться «Российскому экспортному центру». Госкорпорация согласовывает направления затрат во всех центрах поддержки экспорта в стране и выдвигает требования к их работе. В течение 2019 года ЦПЭ появятся во всех российских регионах, где их ещё не было. Все услуги РЭЦ можно будет получить в региональных центрах поддержки экспорта.

— В самом деле, предприниматели боятся экспорта, знают о нём мало, ходит много мифов, — подтверждает Евгения Балаганская, тренер «Школы экспорта» РЭЦ. — Там и в самом деле есть тонкости с таможенным и валютным законодательством, необходимость заранее просчитать рентабельность экспортного проекта, определиться с продуктом, рынком. Об этом рассказывают на «Школе экспорта РЭЦ» — это одно- или двухдневные мероприятия, оплаченные из федерального бюджета, для малых предпринимателей бесплатные. В Кузбассе четыре сертифицированных тренера «Школы экспорта РЭЦ», включая меня. Мы провели «Школу» в 2018 году, но этого, конечно, мало. Центр поддержки экспорта Кузбасса займётся изучением экспортных возможностей региона, изучением мотивации, сопровождением бизнеса — особенно в части таможенного оформления и логистики. Это сопровождение могут оказать и торговые агенты — партнёры РЭЦ.

Составить карту экспортного потенциала

— Чтобы наладить поддержку, нужно сначала ответить на вопросы: какие предприятия осилят выход на экспорт по качеству продукции, объёмам, будет ли она востребована, — говорит Егор Каширских. — Нужно понять, кто у нас есть в Кузбассе из несырьевиков, какими активами владеют, в каком состоянии, какой спрос на их продукцию на международных рынках, чем им нужно помочь — оборудованием, сертификацией, знаниями? Или, может, помочь скооперироваться? Нужен макромаркетинговый анализ региона, чтобы понять свои конкурентные преимущества.

— Вы говорите о карте экспортного потенциала региона, — включается Евгения Балаганская. — Технически возможно проанализировать ситуацию и назвать практически каждому предприятию перспективный продукт и рынок.

— Исходя из критериев эффективности, поставленных перед открывающимся центром, его поддержка должна охватить сотни предприятий, — продолжает Егор Каширских. — Их нужно выделить, оценить, ранжировать, наладить контакт, убедить, что экспорт для них — это возможно. Убедить, что в экспорт надо вкладываться. Это ведь тоже затраты, и не только на валютный счёт, оформление, сертификацию и упаковку, но и на обновление оборудования, изменение производства, чтобы соответствовать стандартам внешнего рынка. Например, для продуктов растительного происхождения нужно будет выдерживать иностранные фитосанитарные нормы, для пищевого производства — внедрить хотя бы элементарный HACCP (методика обеспечения безопасности пищевых продуктов — прим. ред.), и так далее. Предприятиям понадобится информационная и образовательная поддержка, участие в бизнес-выставках, перевод сайтов и много чего ещё. Это большая работа, которую можно провести только вместе. Мы в НПЦ «Иннотех» уже четыре года работаем с производственными компаниями как оператор Центра инжиниринга Кемеровской области. В рамках работы Центра кластерного развития охватываем порядка 400 предприятий через наши четыре кластера. Потребуется содействие профильных департаментов, фондов поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, заместителей глав по экономике в муниципалитетах. Понадобится участие Кузбасской торгово-промышленной палаты — они сегодня не ответили на приглашение, но мы всё же надеемся на диалог. Охватить большой пласт наших производственников можно только сообща.

— Когда экспортные возможности наших предприятий будут выявлены, контакт налажен, а собственники готовы, и понадобятся компетенции «Регионального экспортного центра», — отмечает Наталья Чурсина. — У них огромный опыт вывода компаний на внешний рынок и горизонтальные связи со всеми структурами, занимающимися экспортом.

— РЭЦ практически берёт предпринимателя за руку и проводит через все этапы, — подтверждает Александр Звёздов. — Предоставляет целый спектр продуктов: сертификацию, заёмное финансирование, субсидирование выставочно-ярмарочных мероприятий и так далее. Представительство РЭЦ в Красноярске курирует Кемеровскую и Томскую области, Хакасию, поэтому ваши предприниматели идут к нам.

По словам эксперта РЭЦ, кузбасские предприниматели пока обращаются в основном за онлайн-обучением, которое для малого бизнеса проводят бесплатно, — доходит до 50 обращений в месяц. А вот к услугам, связанным уже с практикой экспорта, прибегают единицы.

Объединять усилия предпринимателей

Как правило, малые предприниматели не имеют достаточных объёмов производства, чтобы эффективно по отдельности экспортировать товары в Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Увеличивать объёмы предприниматели не хотят — слишком хлопотно, — рассказывает директор компании «Сибирские продукты» Михаил Казачков. 

Между тем, компания «Сибирские продукты» видит экономический потенциал в совместной работе на экспорт под зонтичным брендом Siberia. Малым и даже средним предприятиям нерентабельно иметь у себя квалифицированного специалиста по внешнеэкономической деятельности и самостоятельно вести все процессы и риски, связанные с экспортом.

— Компания «Сибирские продукты» — аккредитованный торговый агент РЭЦ за Уралом, — объясняет Михаил Казачков. — Мы много лет торгуем с Юго-Восточной Азией. Регион включает очень разные страны: Вьетнам, Корея, такой многообразный Китай — под 200 диалектов, разная культура и вкусовые предпочтения. В работе с каждой страной свои сертификационные, рецептурные, маркетинговые, логистические нюансы. На сегодняшний день бренд Siberia объединяет более пятидесяти сибирских компаний. Мы знаем, как продавать российские товары азиатскому потребителю. Собственная электронная торговая площадка Siberia Limited, надёжные партнеры — дистрибьюторы и логистические компании — позволяют обеспечивать наиболее эффективный и быстрый путь товара от производителя к покупателю при фиксированных минимальных издержках.

— К нам обращается производитель продуктов питания. Мы смотрим, что он производит, при необходимости меняем рецептуру, помогаем пройти сертификацию, помогаем с брендом, с упаковкой. Договариваемся о цене на его продукцию, — первое время она будет ниже, учитывая наши расходы, — и продаём. Можем продавать под нашим зонтичным брендом, но последнее время чаще под собственным брендом производителя: китайцев привлекают надписи на русском языке, потому что в их понимании «русская еда» равно «качественная еда».

По словам Михаила, далеко не каждый производитель продуктов питания относится к экспортной деятельности с энтузиазмом.

— На словах все хотят, а вот когда доходит до дела… Даже относительно крупные предприятия не хотят менять оборудование и прилагать какие-то усилия. Многие живут за счёт муниципальных и госзаказов: например, рынок бюджетных закупок по их продукции порядка 280 миллионов, — и вот они производят на 250 миллионов и больше ничего делать не хотят, их всё устраивает. Поэтому экспортировать пока особо нечего: в открывающемся в Пекине торговом доме производителей из Кузбасса — 15%. Остальное — Алтай, Томск, Новосибирск и другие регионы. Мы готовы внести наши знания и налаженные связи в общую копилку, поделиться с другими предпринимателями, зарабатывать вместе. Я занимаюсь бизнесом 20 лет, вложил огромное количество времени и денег. Это не благотворительность, конечно, но инвестиции на далёкую перспективу. Лично мне интересно, чтобы это дело жило и работало.

Сдерживает предпринимателей и риск не пройти контроль по качеству продукции.

— Чувствительность к пестицидам и прочим вредным веществам у китайских лабораторий намного выше, чем у нас, — объясняет Михаил Казачков. — Отчасти потому и мёд не хотят возить в Китай наши производители. В России его негде проверить: нет ни одной аттестованной под столь высокие требования лаборатории. А кто её будет делать? Мы рассматривали вариант сделать такую лабораторию за Уралом, но там одно оборудование стоит 100 миллионов. Если государство хочет поддержать экспорт — лаборатория пришлась бы кстати.

Объединять усилия госструктур

Участники круглого стола пришли к выводу, что ключ к увеличению торговли на экспорт — сотрудничество бизнеса, образовательных учрежденией, коммерческих организаций и государственных структур поддержки экспорта.

По словам Егора Каширских, снизить риски производственников на каждом этапе выхода на внешний рынок — включая обновление парка оборудования, экспертизу, оформление сертификатов, разрешений, регистрацию на торговых площадках, — можно, объединив все связанные с вопросом структуры для выстраивания цепочки поддержки.

— Сделать это исключительно через Центр поддержки экспорта нереально, — говорит руководитель ИНПЦ «Иннотех». — А вот если провести предпринимателя по всем звеньям цепочки, например: Центр поддержки экспорта направит на обучение, предоставит услуги юриста, оплатит перевод сайта; профильное министерство выделит субсидии для помощи в обновлении оборудования; сам предприниматель выстроит кооперацию с двумя другими, чтобы из нескольких малых бизнесов получился объём среднего — это уже другой разговор.

Такая цепочка поддержки позволит производителям сократить риски, снизить барьеры при выходе на экспорт, развиваться в сотрудничестве друг с другом и расти.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники