Горнодобывающая промышленность — основа экономики Кузбасса. Экспорт угля обеспечивает большую часть доходов региона, а все города области построены около шахт, разрезов и заводов. Колебания цен на уголь на мировых рынках напрямую отражаются на финансах предприятий, а значит, на зарплатах, налогах и самочувствии жителей. Развитие угольной отрасли — первейшая задача областных властей. Но есть и вторая: снизить зависимость от градообразующей отрасли, стимулировать дифференциацию экономики, развитие несырьевых предприятий. Важный шаг на этом пути — выход несырьевого бизнеса на экспорт.
Важно понимать: несырьевой экспорт в Кузбассе вряд ли достигнет существенной величины относительно экспорта угля. По крайней мере в обозримой перспективе. Угледобыча — наиболее доходная и рентабельная отрасль, главная точка приложения сил. Основное направление развития Кузбасса в ближайшие годы — выход на добычу 500 миллионов тонн угля в год. Под неё будут затачивать всю инфраструктуру, все смежные сферы экономики. Относительно угля несырьевой экспорт может вырасти лишь на несколько процентов.
Но в абсолютных цифрах эти несколько процентов — десятки миллионов долларов, сотни рабочих мест. Дифференциация экспорта не избавит Кузбасс от естественной монозависимости, но сможет сгладить её, сделать жизнь более комфортной и разнообразной.
Когда цены на уголь на биржах растут — растут в Кузбассе прибыли, зарплаты, исполняются социальные обязательства. Цены падают — предприятия снижают зарплаты и сокращают работников, целые населённые пункты погружаются в депрессию.
Проблема в том, что цены на уголь в Европе давно не растут, а снижаются. И будут снижаться и далее.
— Спрос на энергетические угли в Европе в перспективе будет снижаться по мере перехода электростанций на более экологичный природный газ и роста использования возобновляемых источников энергии, — говорит аналитик Алексей Калачев (цитата по газете «Кузбасс» — прим. ред.). — Спрос на коксующиеся угли со стороны металлургии сохраняется дольше […]. Замедление мировой промышленной динамики уже начинает негативно сказываться на ценах металлургической продукции. Вскоре это по цепочке подействует и на цены сырья, на руду и на кокс.
Уголь в Европе считают «грязным» топливом и стремятся сокращать его использование, переходя на газ, который тоже, кстати, дешевеет. На фоне падения цен на уголь РЖД делает угледобывающим компаниям скидки, чтобы поддержать рентабельность добычи, но экспорт угля в любом случае давно смещается в энергоёмкий Азиатско-Тихоокеанский регион.
Экспорт на восток ограничивает пропускная способность железных дорог. Уголь везут по Транссибу и БАМу, предел провозных мощностей которых достигнут давно и не соответствуют потребностям угольщиков. Чтобы синхронизовать развитие российской промышленности и транспорта, РЖД с 2013 года ведёт модернизацию железнодорожной инфраструктуры так называемого Восточного полигона. Но общий объём перевозок в направлении морских портов Дальнего Востока к 2020 году всё равно не превысит 124,9 миллиона тонн.
Таким образом, увеличение темпов добычи угля упирается в естественный потолок низкого спроса на западе и инфраструктурных ограничений на востоке. Экономике Кузбасса нужны дополнительные источники роста.
Вдохновляющим примером для всего Кузбасса стал Шерегеш — типичный посёлок при железном руднике. В конце девяностых на небольшую горнолыжную трассу, открытую у посёлка в 1981 году к Спартакиаде народов РСФСР, обратили внимание кемеровские и томские инвесторы. Сейчас в Шерегеш приезжает по миллиону туристов в год — не только из соседних регионов, но и из-за границы. А глава Таштагольского района Владимир Макута не раз замечал, что не представляет, как выглядел бы бюджет без налогов Шерегеша.
В 2004 году АО «Новокузнецкий хладокомбинат» смог продать партию мороженого в Монголию через крупнейшего местного производителя и дистрибьютора. Сейчас продукция хладокомбината составляет 37% от всего импортного мороженого в Монголии и продаётся там во всех городах. Кроме того, компания продаёт более 200 тонн мороженого в год в Китае. Общий объём экспорта за 2018 год составил 943 тонны или 113 миллионов рублей.
Государство заинтересовано в том, чтобы подобные примеры множились. На это во многом направлены национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт». Цель первого — улучшение условий для ведения бизнеса: расширение доступа к финансированию, упрощение отчётности, создание системы закупок у МСП, введение нового налогового режима. Цель второго — развитие экспорта несырьевых товаров и услуг, доведение доли такого экспорта в ВВП страны до 20%. Для этого в России создают единую систему институтов продвижения экспорта, в том числе, Центры поддержки экспорта в каждом субъекте федерации. В Кузбассе Центр поддержки экспорта начал работу весной 2019 года на базе инновационного научно-производственного центра «Иннотех».
За 2018 год Кузбасс экспортировал товаров на сумму 16,44 миллиарда долларов. Из них угля — на 11,8 миллиардов (71,76%), нефтепродуктов и кокса на 1,34 миллиарда (8,18%). Таким образом, доля несырьевой и неэнергетической продукции в кузбасском экспорте — 20,06% (3,3 млрд). Но ¾ этой суммы — промышленная продукция низкого передела, в основном чёрные металлы.
Цель же — нарастить именно несырьевой экспорт. Для этого создан Совет по развитию экспорта при губернаторе Кузбасса. Совет будет собирать и обобщать успешный опыт компаний-экспортёров, помогать заинтересованным предпринимателям.
На поддержку малого и среднего предпринимательства в этом году федеральный центр выделил Кузбассу рекордную сумму — 946 миллионов рублей. Ещё 120 миллионов предоставит областной бюджет. Вместе со средствами местных бюджетов и внебюджетными источниками на развитие бизнеса направят около 2 миллиардов рублей. Деньги пойдут на субсидии для социального бизнеса в моногородах, льготные займы производственным предприятиям, обеспечение поручительств перед банками, образовательные мероприятия и поддержку экспорта.
Чтобы выйти на экспорт, бизнес нужно подготовить: пройти сертификацию, перевести этикетки, найти партнёров, составить экспортный контракт и так далее. Поможет Центр поддержки экспорта Кузбасса: по заявке предпринимателя найдёт подрядчика для оказания каждой услуги и оплатит её. Экспортёр должен взять на себя лишь часть затрат, которая не превысит 20%. Список доступных услуг находится на сайте ЦПЭ и будет со временем расширяться.
Кроме того, Центр поддержки экспорта помогает участвовать в бизнес-миссиях, регистрировать интеллектуальную собственность и получать услуги группы Российского экспортного центра — кредитные, страховые, маркетинговые и другие.
Многие предприниматели могли бы продавать товары за рубеж, но не знают, с чего начать. Специально для них Центр поддержки экспорта полностью оплачивает обучение в «Школе экспорта» РЭЦ. Занятия включают практику, кейсы и инструменты для организации экспорта. В 2019 году запланировано 11 очных семинаров по маркетингу, финансовым инструментам, правовому обеспечению, документам, логистике, налогам и другим вопросам. Записаться в «Школу экспорта» можно также через Центр поддержки экспорта.
По словам заместителя губернатора по инвестициям, инновациям и предпринимательству Алексея Крупина, экспорт несырьевых товаров малым и средним бизнесом поможет уменьшить сырьевую зависимость региона. Сейчас доля малых и средних предприятий в кузбасском экспорте — около 6%, и губернатор Сергей Цивилёв поставил задачу удвоить её к 2024 году. Для этого Центр поддержки экспорта должен вывести на зарубежные рынки 140 малых и средних компаний. Чтобы выполнить эту задачу, сотрудники Центра готовы брать предприятия и вести к первому экспортному контракту «за руку» с самых азов. Готовит ли предприниматель продукты питания, выпускает ли сувениры или косметику, предоставляет образовательные услуги — он получит поддержку. Была бы заявка и желание.
ВКонтакте Twitter Одноклассники