В 2010 году Ярослава Уткина окончила КемГУКИ (нынешний КемГИК) и стала дипломированным режиссёром. Как и все молодые режиссёры, она мечтала о том, чтобы открыть свой театр. Но пока многие так и остаются наедине со своими мыслями, она это сделала — так в Кемерове родилась студия «Ярус», где на сцену выходят люди, не имеющие актёрского образования.
Ярослава уверена, что актёром может стать каждый, а спектакли для многих являются отдушиной и отдыхом от повседневной рутины и офисных будней. Хотя не только офисных: молодой режиссёр рассказывает, что на сцене встречаются люди, которые вряд ли пересекутся в реальной жизни. Например, профессиональная модель и шахтёр.
О том, как превратить любительские постановки в полноценный театр и найти своё призвание — в нашем материале.
Когда я выпустилась, то поняла, что специальность «режиссёр любительского театра» в том в виде, в котором она представлена в университете, не востребована. В прямом смысле, ведь у нас нет взрослых любительских театров. Попробовав разные работы, пришла к выводу, что всё-таки хочу заниматься тем, чему обучалась. Я ушла декрет и уже в этот период открыла студию. 18 марта 2014 года просто создала группу «ВКонтакте» и назвала её «Театральная мастерская». С этого всё и началось.
Мне казалось, что это авантюрная идея, на которую никто не среагирует и которая никому не будет интересна. Первые три года у меня не возникало ощущения, что я занимаюсь чем-то серьёзным. Будто это моё хобби. Несмотря на то, что мы уже сдавали спектакли и провели два сезона.
Со временем я поняла, что актёры относятся к этому серьёзно, а театр стал для них частью жизни. Многие даже планируют свой отпуск на постановки, чтобы как можно больше быть на сцене. Тогда я пересмотрела свои взгляды на студию, мы сняли отдельное помещение без почасовой аренды и въехали в него.
Помню, когда мы сдавали первый спектакль «Варька», то снимали зал в библиотеке на два часа и там готовились. Нужно было быстро прийти на репетицию, поставить часть атрибутов и унести. Поэтому полные декорации актёры увидели только в день премьеры. До этого картинка существовала только в моей голове, и актёры не ожидали, что будет настоящий спектакль. До последнего им казалось, что это просто самодеятельность, поэтому многие из них даже не позвали на премьеру своих родных.
Любой студент, который учится в театральном вузе, а тем более режиссёр, хочет иметь свой коллектив или театр. Как в той пословице, в которой каждый солдат мечтает стать генералом.
Все актёры, которые занимаются у нас, любители. У них нет специального образования, они учатся с нуля. Кто-то вообще не думает о том, что хочет заниматься актёрским мастерством, а приходит на занятия по сценической речи или публичным выступлениям. Кто-то даже приходит на вокал — и перетекает в театральную группу.
Но чем больше они занимаются, тем сильнее привыкают друг к другу и замечают, что у них многое получается. Бросают себе вызов, выходят на сцену. Спектакль — это как наркотик, сыграешь впервые, а потом хочется снова и снова. Так люди становятся полноценным актёрами театра. Сейчас в нашей труппе 12 человек, а всего мы выпустили 69 актёров.
Самый интересный набор был, когда у нас в труппе одновременно играли шахтёр, модель, бизнесвумен, у которой сеть своих ресторанов, студентка училища и преподаватель иностранного языка. Где ещё они могли встретиться вместе? Театр находит точки пересечения — и уже совершенно неважно, кто ты по профессии.
Любители всегда играют в полную ногу. Часто бывает, что профессионалы выгорают и идут на работу, даже если не хотят. Любители, наоборот, приходят только если хотят, я не могу их заставить что-то делать. Они не прикрываются мастерством, которого им всегда немножко не хватает. Они вынуждены играть на открытом сердце, остром нерве. Они не могут делать нечестно, потому что не умеют. За это я люблю такой театр.
Каждый спектакль — это новый вызов, он сложнее на шаг. Кажется, что прошлый мы сделали, а следующий не сможем. И так всегда. Например, сейчас я думаю, что мы не сможем сыграть исторический спектакль, где нужно сохранить эпоху. Это довольно высокий актёрский уровень. Для нас это своеобразный Эверест — и мы его обязательно покорим.
Репертуар выбирать тяжело. У нас есть слоган «Актёром может быть каждый». Мне важно сделать так, чтобы актёры играли максимально честно. Если взять материал с высокой планкой, который актёр не потянет, это будет нечестно по отношению к нему, постановка получится невысокого качества. В то же время, если планку слишком опустить, взяв примитивный материал, это будет неинтересно играть и неинтересно смотреть – и нечестно по отношению к зрителю.
К тому же, любительский театр — это взаимозаменяемый организм. Нужно сделать так, чтобы пьесы оставались жить, даже если актёры уходят. Чтобы актёр мог войти в другой спектакль и не чувствовать, что он не дотягивает до коллеги, чтобы труппа не замечала изменений. Поэтому у каждого, что бы он ни играл, есть ощущение, что это его роль.
Наш самый популярный спектакль — это «Матерь человеческая». Из 60 показов мы играли его 28 раз. Но я много чего хочу поставить. Хотя есть такой момент, что существует множество пьес, в которых играют мужчины. А нам их не хватает.
Вообще в России не популярны взрослые любительские театры. Таких, как мы, мало. Поэтому и мало качественных фестивалей. Хочется поехать куда-то, где будут театральные критики, которые нас разберут, чтобы посмотреть на себя со стороны. Это для нас очень важно.
Ещё мы мечтаем переехать в свой дом. Театру сложно выживать в арендованном коммерческом помещении, а ещё сложнее купить или построить что-то своё. Но мы, предвкушая, какие масштабные творческие проекты сможем реализовать, если у нас появится больше места и свобода от арендных обязательств, не перестаём мечтать и верить. Когда-нибудь мы обязательно отпразднуем новоселье в просторном и удобном здании небольшого любительского театра «Ярус».
Материал подготовлен при содействии
Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области (МНФПМП г. Кемерово)
Кемерово, проспект Советский, 59
+7 (3842) 75-55-89
ВКонтакте Twitter Одноклассники