Что такое айкидо? Наверняка вам в первую очередь приходят ассоциации с силой и ловкими приёмами. Однако, по мнению тренера и руководительницы школы боевых искусств «Академия айкидо» Валерии Косоруковой, в нём есть кое-что важнее физической подготовки, а именно умение выстраивать диалог и договариваться со своим оппонентом. Валерия рассказала А42.RU, как боевые искусства воспитывают успешных кузбассовцев и почему она сама ушла из банка в преподавание айкидо.
«Академия айкидо» — это спортивная школа в Кемерове, где детей и взрослых обучают японскому боевому искусству. Детское направление является для Академии основным, группы в ней делятся по возрасту студентов:
В школе есть преподаватель, специализирующийся на занятиях с малышами 3-4 и 5-6 лет, так как дошколятам нужен особый подход. По словам Валерии Косоруковой, руководительницы и тренера «Академии айкидо», преподаватели редко заинтересованы в отдельной целевой аудитории, потому что обычно они предпочитают заниматься со взрослыми подготовленными ребятами, у которых уже сформирован определённый уровень воспитания и осознанности.
— В младших группах мы делаем упор на гармоничном развитии ребёнка, — рассказывает об особенностях тренировок Валерия. — Это подход, при котором мы не гонимся за количеством отжиманий и медалями, а концентрируемся на правильном формировании тела, работе мышц, движениях. Это те вещи, которые являются основой для здоровья детей в будущем.
Для групп 7-13 лет в «Академии айкидо» сформировано расписание, позволяющее студентам — так в школе называют даже самых маленьких — приходить на тренировки в утреннее, дневное или вечернее время. Это даёт возможность каждому подобрать подходящее к его графику занятие, исходя из школьного расписания и физиологических особенностей: одним комфортнее заниматься вечером, другим — с утра. Также есть группа выходного дня для тех, у кого не получается посещать тренировки в будни.
— Для детей постарше мы берём в приоритет не только физическую подготовку, но и развитие социальных навыков: умение договариваться друг с другом и работать в паре. Может, в будущем дети забудут и имя тренера, и айкидо, но эти навыки останутся с ними на всю жизнь. Умение общаться и строить отношения с позиции «выиграл-выиграл», умение проигрывать с достоинством, решать конфликты — всё это становится основой для создания долгосрочных взаимовыгодных отношений в реальной жизни. Для нас важнее успех ребёнка в будущем, поэтому мы акцентируем внимание на те знания и навыки, которые позволят им стать успешными в любой сфере, будь то творчество, наука, предпринимательство или управление.
Есть убеждение, что тренерами обычно становятся те, кто занимается спортом с детства. Однако в истории Валерии всё сложилось иначе.
— Сначала я была банковским служащим, а айкидо начала заниматься уже во взрослом возрасте, в 25 лет, — вспоминает Валерия. — Татами стало для меня антистрессом: приходишь напряженный с работы, и буквально за полтренировки ты уже мягкий и расслабленный, не думаешь о проблемах сегодняшнего и будущего дня. Так я втянулась и начала потихоньку развиваться в айкидо. Особенно мне была интересна философия этого боевого искусства и то, что я, субтильная, невысокого роста девушка, могу противостоять людям, которые больше меня по массе и силе. Позже мой отдел в банке расформировали, и я приняла решение уйти. Целый год я искала себя и думала: остаться маркетологом или же полностью сменить направление деятельности. Как раз в этот период мне предложили вести детскую группу. Тогда в Кемерове их практически не было — дети занимались вместе со взрослыми, что было для малышей некомфортно и травмоопасно. На тот момент я занималась айкидо уже два с половиной года и решила согласиться, чтобы продолжить свой путь в преподавании.
Сначала Валерия вела небольшую группу в Ленинском районе, позже стали появляться группы в Заводском районе, на Южном, также появилась группа в центре города. Постепенно количество учеников становилось больше, и у школы возникла потребность в преподавателях. Валерия столкнулась с тем, что готовых преподавателей айкидо в Кемерове нет, и тогда она начала искать людей, чтобы обучать тренеров самостоятельно.
— При общении с кандидатами, помимо профессионального спортивного образования, меня интересовали два момента: любовь к детям и желание развиваться в айкидо. Я начала готовить преподавателей — сама знакомила их с боевым искусством, ставила технику, обучала философии айкидо и выводила на татами.
В начале пути Академия занималась только детским направлением и носила название «Детская школа айкидо», однако с увеличением количества студентов и их возрастного диапазона в таком названии школе стало тесно, и она переросла в «Академию айкидо», где уже были занятия в том числе и для взрослых. Сейчас у организации есть 2 собственных помещения: на ФПК и на Южном, однако так было не всегда.
— Раньше мы преподавали в школах, но настал период, когда мои ученики стали расти, и я не могла держать ребят 13-14 лет в детской группе. Поэтому моей задачей стало создание им возможности для развития в айкидо. И это касается не только создания групп — преподаватель постоянно по кирпичику выстраивает дальнейший путь для своих студентов. Сделать подростковую группу, потом взрослую, дальше открыть возможность посещения семинаров мастеров международного и российского уровня в других городах. Например, мы с учениками-подростками посещали мастер-классы в Омске, Барнауле, Новокузнецке и других городах. Так шаг за шагом преподаватель выстраивает дорогу для своего ученика.
Секретом успеха тренер считает любовь к своему делу, однако здесь есть ещё один ингредиент — это дети и их особенная энергия.
— Главное, что мне помогает развиваться дальше несмотря ни на что — это любовь к детям и айкидо, — делится Валерия. — Я постоянно открываю его для себя с новой стороны, и мне хочется делиться своими открытиями с людьми. Особенно мне нравится работать с детьми: у них ещё нет рамок, они верят в чудеса, они очень искренние и честные. Это чистый поток жизни, любви и радости. Общение с детьми наполняет меня и позволяет двигаться дальше. Сейчас мы создаём для них мир, и я хочу, чтобы в будущем они сделали его ещё лучше, чем он есть сейчас.
За глобальной целью стоят не менее грандиозные планы. В ближайшем будущем Валерия планирует искать новых «преподавателей-зажигалочек», расширять количество групп и открывать Академию в других районах города, чтобы ещё больше маленьких и взрослых кемеровчан могли осваивать айкидо и не только физически развиваться, но и воспитывать в себе социальные навыки, которые, как показывает опыт руководительницы, пригодятся и в обычной жизни.
Фото: «Академия айкидо»
Организатор проекта
*При финансовой поддержке Администрации города Кемерово
ВКонтакте Twitter Одноклассники