В последние десятилетия мир меняется с невероятной скоростью, и то, что еще вчера было актуально – сегодня уже безнадежно устарело. Кто-то успевает подстроиться под новый ритм, а кто-то так и застревает в прошлом. Школьное образование – это как раз та махина, которая все никак не может поспеть за современным ритмом жизни. Новокузнечанка Александра Нартова убедилась в этом на своем опыте и, так и не сумев изменить школу изнутри, открыла свой образовательный центр.
Чем отличается «Формула Успеха» от других развивающих центров и как сегодня нужно учить детей, Александра Нартова рассказала А42.RU.
Впервые работать в школу Александра пришла, когда ей исполнилось 18 лет. Девушка преподавала и параллельно училась. У нее четыре педагогических образования, останавливаться на этом она не намерена, хотела продолжить обучение, но пандемия внесла свои коррективы.
– За годы работы в школе, я поняла одно – мне не нравится современная система обучения. Все это очень грустно, школа давно перестала быть местом образования, педагоги заняты бумажками, а не детьми. И это вина системы, а не педагогов, – уверена новокузнечанка. – Мне захотелось исправить ситуацию, но в рамках государственного учреждения это почти невозможно, и я начала заниматься частным преподаванием.
Александра Нартова стала очень востребованным репетитором, количество учеников роскло с каждым днем. Дошло до того, что девушке приходилось работать семь дней в неделю с утра и до вечера.
– В какой-то момент я поняла, что так продолжаться не может. Я не могу в одном лице изменить всю систему. Мне нужны единомышленники. Из этого возникла мысль о создании центра, где была бы команда педагогов, желающая изменить подход к обучению. Поэтому я решила создать образовательный центр «Формула Успеха», – рассказывает Александра. – Мы открылись в 2017 году, и постепенно под крышей нашего учреждения стали собираться люди, которые действительно хотят обучать детей, а не заполнять бумажки. У нас как таковых бумажек в центре нет, педагог занимается только ребенком.
Образовательный центр «Формула успеха» заметно выделяется на фоне других. Дело в принципиально ином подходе к обучению. Прежде чем приступить к занятиям, дети проходят диагностику, выявляется проблема и составляется индивидуальный план для ее решения.
– Основной контингент наших воспитанников - дошкольники. Родители приводят к нам малышей, у которых есть определенные трудности. Это могут быть задержки психоречевого развития, различные дефекты речи, врожденные отклонения, отклонения, возникшие из-за перенесенных ребенком заболевания или травмы, психологические и поведенческие особенности и многое другое.
Ребенок проходит диагностику, мы определяем, в чем проблема. Если требуются консультации медицинских специалистов, даем контакты проверенных неврологов, психиатров, генетиков, эндокринологов, в чьей компетенции мы действительно уверены. Дальше пишем для воспитанника индивидуальный образовательный маршрут. Составляем расписание с учетом финансовых, временных возможностей родителей, и ребенок поступает в работу. Периодически делаем срезы, смотрим, каких результатов он достиг, идет ли на опережение, или где-то не успевает, на основе этих данных корректируем программу, – рассказывает руководитель центра «Формула Успеха».
Обычно работа с детьми с особенностями развития идет в связке логопед-дефектолог-невролог. Такой тандем позволяет достичь более высоких результатов, чем только одни занятия или только использование препаратов.
– Обычным школьным педагогам в обычных школах, учившимся на «норму» (детей нормативного развития), которые слышали о таких детях только на лекциях в пединституте, в реальной жизни с ними очень трудно наладить контакт. На самом деле с особенными детьми можно выстроить эффективный образовательный процесс, если знать специфику работы, – отмечает Александра. – Некоторые родители по этой причине забирают своих детей на семейное обучение. Кто-то доверяет эту миссию нам. «Формула Успеха» для некоторых детей полностью заменяет начальную школу. У нас для этого есть все возможности. Сейчас наши первые «семейные» ученики переходят в среднее звено, и растет спрос на новые предметы уже среднего звена. К сожалению, пока мы не можем полностью удовлетворить эту потребность, но мы работаем в этом направлении.
В образовательный центр «Формула Успеха» приходят ребята с очень разными запросами, кому-то нужно лишь поставить «л» и «р» перед школой, кто-то подтягивает знания по конкретному предмету, а есть и те, кому центр полностью заменяет обучение в школе.
– Есть такие дети, которых в принципе ни одна школа не возьмет, или возьмет, но сможет дать слишком мало в силу особенностей конкретного ребенка. Даже коррекционная. Любая школа работает с группой детей, индивидуальная работа с ребенком или отсутствует, или сведена к минимуму. Особенно это касается ребят с ограниченными возможностями здоровья. Родители приводят их к нам, и мы добиваемся впечатляющих результатов, – рассказывает Александра Нартова. – Иногда мы помогаем составить программу домашнего обучения, контролируем, направляем и корректируем в процессе. Иногда берем все полностью на себя, снимая большую часть этого бремени с родителей. Часто помогаем и рассказываем мамам, как оформить пенсию по инвалидности, как и где пройти ПМПк и врачебную комиссию, направляем к специалистам, которые могут помочь в вопросах реабилитации. Работа с семьей – еще одно важное направление нашего центра. Нельзя привести ребенка и сказать: «Он у меня неспособный и неудобный, сделайте с ним тут что-то, я его уже здорового и способного потом заберу». Так не бывает, это долгая и кропотливая работа с ребенком и его семьей. Именно семьей, ближайшим окружением. Иногда мы выдаем даже памятки для школьного учителя ребенка, как лучше скорректировать обучение в классе при наличии такой возможности (иногда для этого требуется совсем немного), если ребенок посещает школу (особенно обычную, например, коррекционный класс). Или как лучше организовать комфортные условия для ребенка в процессе промежуточной аттестации, если ребенок не посещает школу, а находится, например, на семейной или домашней форме обучения, в школе появляется только между четвертями для сдачи контрольных работ. Прислушиваются, конечно, не все школьные учителя, но есть и те, кому это важно, кто действительно хочет помочь маленькому человеку стать успешнее и преодолеть свои трудности.
За все время работы центра, Александра Нартова не сталкивалась с большей трудностью, чем подбор квалифицированного персонала. Кадровая проблема – это то, что больше всего беспокоит руководителя «Формулы успеха».
– Очень тяжело найти хороших специалистов, готовых работать с детьми с тяжелыми дефектами и патологиями и работать действительно хорошо, на результат. На собеседования часто приходят люди, которых окончательно съела система государственного образования. Они не хотят ничего делать, они перегорели. Другие преподаватели не хотят учиться новому, выходить за пределы привычных шаблонов. Часто это еще и сочетается в одном соискателе. Талантливые педагоги уезжают из Новокузнецка в крупные города в поисках лучшей жизни, и я их прекрасно понимаю, – вздыхает Александра. – Конечно, порой удается найти единомышленников, которые готовы учить детей, поощрять их тягу к знаниям, постоянно учиться, осваивать новые знания и методики, совершенствоваться, но их очень мало. В наших вузах бывают самородки, недавно мы приняли на работу нескольких ребят с одного потока. Очень перспективные, увлеченные своим делом и одаренные педагоги. Хочется, чтобы их было как можно больше. Мы всегда находимся в поиске новых специалистов при том, что практически никто не увольняется и текучки кадров у нас нет. Растет наш коллектив и площадь, которую мы занимаем.
На сегодняшний день образовательный центр «Формула Успеха» пользуется большой популярностью, желающих попасть сюда на обучение так много, что иногда им приходится ждать своей очереди к заветному специалисту. Многие приходят по сарафанному радио, некоторые приходят по отзывам.
Александра надеется, что ей удастся найти новых специалистов, открыть новые направления и дать качественное образование большему количеству ребятишек.
Недавно «Формулу Успеха» при помощи Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области включили в Реестр социальных предприятий. Теперь Александра Нартова, как социальный предприниматель, получила доступ к различным видам государственной поддержки бизнеса. Сейчас она получает комплексную консультационную поддержку, направленную на увеличение предпринимательских навыков. Уверены, новые знания, помогут ей воплотить в жизнь амбициозные планы по развитию своего образовательного центра.
ВКонтакте Twitter Одноклассники