Опыт реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения противодействию терроризму и экстремизму в молодёжной среде

Сегодня в 07:30

Вопрос организации противодействия террористической и экстремистской деятельности в молодёжной среде является одним из актуальных. По данным Росстата, за последние годы численность терактов в нашей стране растёт. Следует отметить, что в перспективе подобные действия могут привести к подрыву духовно-нравственных ценностей личности, общества и государства на внутриполитической и международной арене.

Терроризм и экстремизм имеют глубокие исторические корни во многих странах мира, в том числе и в России. Однако при некоторой схожести античных, феодальных времён с терроризмом наших дней, у них скорее больше отличного, нежели общего. Тем не менее, актуальность изучения терроризма и экстремизма определяется не только научными, но и политическими причинами.

Научное и организационно-методическое обеспечение деятельности по противодействию идеологии терроризма и экстремизма не в полной мере отвечает реальным потребностям практики и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Те организации, которые осуществляют образовательную, воспитательную и иную деятельность в отношении детей и подростков, могут стать «фундаментом» для формирования антитеррористической и антиэкстремистской идеологии и навыков противодействия терроризму и околотеррористическим деструктивным явлениям.

В этой связи сложилась необходимость в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для различных категорий работников, имеющих отношение к образованию и воспитанию детей и молодёжи, а также для представителей органов государственных и муниципальных властей.

По результатам проведённой в 2016 году НЦПТИ оценки качества программ повышения квалификации различных категорий граждан в сфере противодействия идеологии экстремизма, терроризма и патриотического воспитания молодёжи, был сформулирован вывод о содержательности и практичности такого рода программ ДПО. Критериями качества программы в данном случае выступали доступность и чёткость формулировок, мобильность и актуальность содержания, соответствие цели результатам и использование в процессе реализации программы информационных технологий.

Как указывают Г. В. Нерсисян и Е. Р. Валитова, можно выделить основные маркеры эффективности программы:

  1. Чёткая формулировка целей и задач программы ДПО, которые соответствуют достигнутому результату.
  2. Валидность и измеримость результатов обучения, определяемых перечнем формируемых компетенций.
  3. Актуальность содержания программы и нормативно-правовой базы, являющейся её основой.
  4. Учёт регионального опыта решения проблемы профилактики распространения экстремистской и террористической идеологии.
  5. Учёт базового уровня подготовки слушателей программы и особенности их профессиональной деятельности.

Основная цель обучения в данной сфере — сформировать у слушателей комплекс теоретических знаний и практических навыков работы в сфере профилактики деструктивных идеологий в образовании.

Реализуя данную цель, Координационный центр по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма начал обучение более 750 слушателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации», «Профилактика терроризма», «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризма», «Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России», «Сеть интернет в противодействии террористическим угрозам», «Выявление деструктивных субкультур (криминальная субкультура «АУЕ» (признана экстремисткой в России), футбольные хулиганы, скулшутинг, группы смерти) в образовательных учреждениях, местах притяжения и профилактики негативных проявлений в подростковой среде».

В процессе проведения курсов повышения квалификации транслировался опыт модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с тематикой каждого курса с целью развития качественных показателей профессионализма кадров различной профессиональной сферы деятельности, повышения уровня их компетентности и мастерства, обеспечения позитивных изменений в организации профессиональной деятельности.

У слушателей курсов сформировались знания о понятиях и особенностях террористической и экстремистской деятельностях в молодёжной среде, нормативно-правовой документации в сфере предупреждения и устранения терроризма и экстремизма на территории Российской Федерации, умения работать в сфере профилактики деструктивных идеологий в образовании и иных сферах, реализующих образовательные, воспитательные задачи в молодёжной среде.

Установленный механизм обучения слушателей по дополнительным профессиональным программам определит дальнейшую стратегию коллективов различных организаций работы в области профилактики распространения идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде.

Фото: pixabay.com


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники