«Отдельная вселенная с разнообразной вкусовой палитрой»: россияне переходят с чая на кофе

Сегодня в 13:00

Россельхозбанк исследовал рынок любимых согревающих напитков россиян — чая и кофе — редких продуктов, в силу климатических особенностей нашей страны не подверженных имортозамещению. Как показал анализ поставок из-за рубежа, за последние два десятилетия в питьевой культуре произошло интересное явление. Импорт чая с 2002 по 2022 годы сократился на 24% до 125,2 тысячи тонн, в то время как поставки кофе, напротив, подскочили в 11 раз до 295,4 тысячи тонн. Также банк провёл опрос и выяснил, сколько кружек согревающих напитков в день нужно россиянам, чтобы чувствовать себя комфортно, какой кофе они пьют и с чем.

Соотношение импорта кофе и чая и в 2002 году составляло менее чем 1 к 5. Но затем спрос на кофе рос год за годом, а на чай — медленно снижался. Таким образом, в 2016 году из страны, импортирующей в первую очередь чай, Россия превратилась в страну, импортирующую в первую очередь кофе: соотношение стало уже на 4% больше в пользу напитка из зёрен. Далее оно росло и по итогам 2022 года поставки кофе уже превысили поставки чая в 2,36 раза.

Какой кофе, с чем и как часто пьют россияне?

Опрос Россельхозбанка показал, что практически половина респондентов являются любителями молочной классики. Кофе с молоком — идеальная пара, которую предпочитают 44,3% россиян: капучино, латте, раф-кофе, флэт уайт и другие. Насыщенность и терпкость кофейного вкуса отлично гармонируют с мягкостью и сладостью молока. Если добавить молочную пену, то её нежность и бархатистость делают напиток ещё более вкусным.

Другая часть опрошенных — это сторонники базовых и консервативных рецептов. 36,1% любят покрепче, предпочитая кофейные напитки, которые не содержат добавок: эспрессо, ристретто, лунго, американо и прочие.

Прохладительные кофейные напитки (фраппе, эспрессо-тоник, кофейный смузи) выбирают 19,6% респондентов.

— В современном мире кофе — это отдельная вселенная с разнообразной вкусовой палитрой. Его виды давно стали неотъемлемой частью гастрономической культуры многих стран и народов. Люди устраивают кофе-брейки, встречаются с друзьями за чашечкой ароматного напитка. Разновидности исчисляются десятками, и маркетологи здорово уловили мысль о том, что продавать их надо, придавая каждому определённую ассоциацию. Рост спроса на кофе хорошо отражается и в открытии кофеен. На примере этого напитка мы видим, как формирование культуры потребления стимулирует спрос и меняет рынок. Однако чай может отыграть позиции тем же методом, — рассуждает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Россияне признались, что выпивают три или четыре чашки чая, кофе или другого тёплого напитка в день: на данный вариант ответов пришлось 61,5%. Порядка 16,5% нужны более 5 кружек за день. Четверть опрошенных (22%) имеют привычку пить по 1-2 кружки за день. 

Любимое лакомство к чашечке тёплого напитка — сладкая выпечка у 63%. Шоколад и конфеты предпочитают 29,4%, а ещё 7,6% вынуждены себя ограничивать: сидят на диете.

Примечательно, что на вопрос о том, «каким напитком вы согреваетесь в холодный период?», 49,3% опрошенных ответили, что чаем. Кофе выбирают 37%, а 13,7% рассчитывают на какао или горячий шоколад.

— Это интересный результат. На фоне более обильного импорта кофе он подтверждает, что напиток из зёрен — это не столько для согрева, сколько для атмосферы. А вот чай подтвердил своё звание согревающего напитка № 1, — отмечает Андрей Дальнов.

Откуда плывут кофе и чай?

За 7 месяцев 2023 года импорт кофе составил 158 тысяч тонн, что на 20% больше результата за аналогичный период прошлого года. У чая — 77,9 тысячи тонн, +2%.

Из общего объёма поставок кофе из-за границы 46% приходится на Вьетнам, на Бразилию — 20%. За ними с большим отставанием следуют Индонезия, Уганда, Индия, Эфиопия, Гондурас, Нидерланды, Колумбия.

А вот по экспорту чая в Россию лидирует Индия (31%), за ней идут Шри-Ланка (18%), Кения (17%), Китай (11%), Вьетнам (6%). Небольшие поставки осуществляют ещё несколько десятков стран, среди которых Зимбабве, Аргентина и Мозамбик.

Фото: Россельхозбанк


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники