Должники не желают слышать кредиторов

Сегодня в 07:25

Молчание по несостоятельности

По мнению кредиторов, причин для неразговорчивости заёмщиков две.

Первая – что с 1 января текущего года вступил в силу «антиколлекторский» закон, ограничивающий количество телефонных звонков взыскателей должникам и наделяющий их правом отказаться от взаимодействия с коллекторами.

«Граждане, знакомые с законом поверхностно, полагают, что он освобождает их от любых бесед с коллекторами, – рассказывает юрист-консультант Юрий Будний. – Между тем, закон №230-ФЗ определяет: «Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и лицу, действующему от его имени и в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства».

Второй причиной молчания клиентов, по версии кредиторов, является страх того, что с них потребуют большие суммы к возврату по причине просрочки. Долговая нагрузка у граждан растёт, денег при этом остро не хватает: в таких условиях люди вынуждены пропускать дату платежей по займам – об этом говорят многие эксперты финансового рынка.

 

Чего боятся заёмщики

Психологи называют третью причину отказа должников от бесед. «Абсолютное большинство россиян придерживаются позиции «взял чужое – отдай вовремя, – рассказывает психолог Ирина Янковская. – Это чувство долга успешно воспитывается с самого детства, но влечёт за собой чувство вины, если что-то идёт не так. Оба чувства беспокоят многих должников, и потому, опасаясь неприятного разговора и упрёков кредитора, заёмщики проявляют агрессию в качестве самозащиты. Или всеми способами уходят от беседы с взыскателями, аргументируя это словами «У меня на душе и так неспокойно».

Сами же должники на форумах в интернете часто говорят о том, что их молчание, прежде всего, из-за стыда – «позорно признать себя несостоятельным». Ещё – из-за страха оскорблений и угроз, а также опасений стать жертвой мошенничества («из растущего долга никогда не выпутаться»).

Кроме того, должники признаются, что боятся узнавать величину суммы долга с процентами, –и чем дальше, тем больше их страхи. Потому и молчат: меньше знаешь – крепче спишь.

«Страх – это двигатель просрочки»

С причинами молчания должников компания zaymer.ru ознакомила представителей крупного сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер»:

«Основные страхи должников связаны с последствиями нелегального кредитования, – сказали в “Займере”. – Это боязнь быстро растущего долга, ожидание оскорблений и угроз, мошенничества. Но законопослушные МФО так не работают. Законом уже давно ограничен рост процентов по микрозаймам, стандарты поведения взыскателей прописаны, и все это строго соблюдается. Чтобы перечисленные проблемы не коснулись заемщика в случае, если возникнет просрочка, следует еще до оформления займа проверять законность кредитора – в первую очередь он должен состоять в Госреестре Центробанка».

Кроме того, в «Займере» сказали, что должнику не стоит испытывать чувство стыда при просрочке: во-первых, здесь данные заёмщиков не разглашаются, во-вторых, взыскатели – тоже люди, а легальный кредитор, несущий социальную ответственность, всегда войдёт в затруднительное положение заёмщика и предложит приемлемый выход из ситуации.

К примеру, это может быть пролонгация займов, приостановка начисления процентов или выплата долга в рассрочку. «Страх – это двигатель просрочки, – сказали специалисты «Займера». – Чем раньше заёмщик заявит о своей проблеме, тем быстрее мы вместе её решим».

А между тем, обеспокоенные неразговорчивостью клиентов, некоторые МФО предлагают заёмщикам на этапе оформления займов подписать соглашение о телефонных беседах с взыскателями.

Иными словами, ставят их перед выбором: или соглашайся на разговоры по телефону в нужном количестве, или не бери займ. Мера сомнительная, но что-то в результате точно уменьшится – или уровень закредитованности населения, или уровень просрочки платежей.

по материалам zaymer.ru


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники