В апреле 2021 года в Кемерове стартовал проект по поиску городской идентичности.
За несколько месяцев организаторы проекта «Идентичный Кемерово» узнали, что близко жителям, какие образы откликаются в них, какие нет. Услышали тысячи мнений, историй о городе. Все они разные. Но так или иначе связаны с нашей природой, архитектурой, с нашим характером, опытом, который достался нам, кемеровчанам, от предыдущих поколений и сформировал наш язык, общие ценности, идеи и традиции.
Кто мы? Какие мы и почему? Зачем мы здесь живем? Зачем здесь жили наши предки? Ответы на эти вопросы кроются в уникальном опыте нашего города.
Особый, тяжёлый труд кемеровчан (работа на шахтах, заводах) сформировал опыт «всего мы можем добиться коллективным трудом». Отсюда и коллективизм в характере жителей. Об этом писали они сами, вот некоторые из ответов:
Сами кемеровчане уверены — чувство справедливости у них в крови. И эта справедливость тоже пришла от шахтёров. Именно здесь, в Кузбассе, в конце 80-х во имя справедливости шахтёры устраивали забастовки.
Рабочие требовали повысить им зарплату за вечерние и ночные смены, дать пособия семьям погибших шахтёров, просили улучшить технику безопасности и многое другое.
А вот что сейчас пишут о себе кемеровчане:
И всё оттуда же, от эпохи шахтёрских коллективов нам досталась солидарность — умение быстро почувствовать настроение, ситуацию и синхронизироваться с другими участниками сообщества. Коллективная солидарность.
Герметичность — это про нашу способность сохранять что-то неизменным (как на уровне региона-города, так и на уровне человека-личности). Мы медленно накапливаем полезный опыт на уровне чувств и быстро приходим к коллективной солидарности, чтобы этот опыт реализовать. То есть Кемерово не может быстро разворачиваться или двигаться в разные стороны. В городе заложена моно-идея, но эта идея внутри может состоять из множества разрозненных идей и возможностей.
Кемерово быстро возник/был спроектирован/построен и обжит. Это утопия, которая реализовалась. Такой сценарий свойственен для многих индустриальных городов.
Отсюда в нас стремление к утопиям/идеям/сложным гармониям, где всё учтено и всё работает идеально.
Наш запрос на идеалистичность не учитывает реальной ситуации, и именно «советские идеалы» всё ещё мешают городскому мышлению начать работать с реальностью. При этом город всё ещё не присвоил себе право думать про будущее самостоятельно, всё ещё «кто-то должен прийти и сделать нам новое», а мы скажем, «хорошо/не хорошо».
В анкетах сами кемеровчане неоднократно писали, что кемеровский космизм — это не только про классический космос: про Леонова, звёзды, планеты. А скорее про наш уникальный опыт и характер.
Это про комбинацию опыта взаимодействия различных культур: про АИК (колонию иностранных рабочих, созданную, чтобы развивать тяжёлую угольную промышленность Кузнецкого бассейна с 1921 по 1926 годы) и отборных людей, которые со всего СССР строили Кузбасс, про характерные для космоса психологические особенности характера кемеровчан (солидарность, суровость, интровертность и любопытство). Космизм — это и про дух первооткрывателей (фронтирство сибиряков), про быстрое возведение идеального города как идеальной колонии человечества на новой планете.
А что сейчас? Возможно, вместо угля пришло время выбирать, каким может быть кемеровский выход в открытый космос?
Подробнее про кемеровский ландшафт, характер и опыт можно узнать на сайте проекта idkem.ru, а также на странице Instagram[*]
Фото: «Идентичный Кемерово»
ВКонтакте Twitter Одноклассники