В России установят единые правила электронного голосования на выборах. Кузбасские и федеральные эксперты оценили их значимость

Сегодня в 09:00

Госдума РФ на заседании 26 января приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) для всех регионов и на выборах всех уровней. Кузбасские и федеральные эксперты поделились своим мнением: зачем регионам дистанционное голосование, позволит ли оно вовлечь в процесс большее количество голосующих и насколько соответствует принципам избирательного права.

Владислав Овчинников, исполнительный директор Совета муниципальных образований Кузбасса, доктор исторических наук, профессор:

— Мы живём в стремительно меняющемся мире. И неотъемлемыми признаками современного развитого общества являются цифровизация и искусственный интеллект. Новое поколение выросло в условиях современной информационной среды, интернет-медиа и дистанционного образования — они стали сверхразвитой сетью коммуникаций.

Несмотря на все опасения в обществе: боязнь информационного хаоса, распространение «виртуального» типа времяпровождения в ущерб живому общению, страх перед манипулированием общественным сознанием — это современные реалии. Научиться опережать стихийные процессы и управлять этими процессами — необходимое условие дальнейшего развитие нашего общества.

В этом контексте принятие законопроекта, устанавливающего единые правила дистанционного голосования, как основы нового современного формата голосования, является «шагом за горизонт», который должен обеспечить доступность и привлекательность участия в выборах — в первую очередь современной молодёжи. Уже через несколько лет она станет той социальной и профессиональной основой, которая должна обеспечить стабильность и развитие общества и страны. И в ходе развития избирательной системы с возможностью дистанционного электронного голосования устранит все возможные недостатки, которые могут быть на первом этапе внедрения.

Елена Матвеева, доктор политических наук, профессор КемГУ:

— Дальнейшие шаги государства по развитию системы ДЭГ, в том числе принятие Госдумой в первом чтении законопроекта об утверждении единых правил ДЭГ, необходимо в условиях информатизации сферы политики и непосредственно избирательного процесса. Политика все больше перемещается в интернет-пространство, и откладывать введение подобной формы волеизъявления граждан уже не представляется возможным.

Однако уровень восприятия среди населения данного новшества явно недостаточен. Одно из недавних исследований ВЦИОМ 2020 года показывает, что россияне слабо информированы о подобном новшестве и в основном его введение поддерживает молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%). В целом, положительную оценку введению данной процедуры поддерживают по стране 51% против 46% противников введения, то есть практически каждый второй респондент не поддерживает данное нововведение.

Кузбасс пока не имеет практики участия в онлайн-голосовании, но здесь, как и в других субъектах, необходима четкая информационная политика, а также расширение форм осуществления практики общественного контроля за выборами. Кроме этого, данные опросов настойчиво акцентируют внимание на два барьера, тормозящих рост числа сторонников перехода на информационные технологии в избирательном процессе: это технологические ограничения самих избирателей и репутационные ограничения системы электронного голосования. Считаю, что принятие законопроекта целесообразно, но работу в субъектах необходимо продолжить при участии экспертного сообщества с учетом электоральных предпочтений избирателей. И безусловно в законопроекте необходимо прописать возможность осуществления наблюдения за онлайн-голосованием.

Станислав Гаврилов, директор Юридического института КемГУ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор:

— Внесённый в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 40921 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при проведении дистанционного электронного голосования.

Предлагаемые Законопроектом изменения предоставят избирателям законодательную возможность голосовать вне избирательных участков в их избирательных округах; упростят участие в выборах и референдумах граждан, имеющих право голосовать и проживающих или находящихся за границей; расширят доступ к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями личного присутствия на избирательном участке; будут способствовать повышению явки на выборы; снизят общие временные и материальные затраты органов, проводящих выборы или референдумы.

Как отмечается в пояснительной записке, законопроект предусматривает обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения. Указанное в полной мере соответствует основным принципам избирательного права, установленным Конституцией РФ и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 7 Законопроекта предусмотрено, что избиратель, участник референдума, включённый в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. Избиратель, участник референдума, исключенный из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления, и не отозвавший его в установленный срок, вправе принять участие исключительно в дистанционном электронном голосовании и не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума. Полагаем этот вопрос требует более детальной проработки. Учитывая, что могут возникнут сбои при формировании списков участников голосования, с целью исключения возможности «повторного» голосования гражданами, предлагаем установить, что в случае голосования и посредством традиционного бюллетеня, и посредством электронного голосования, учитывается голос, отданный в бумажном формате.

Таким образом, Законопроект полностью соответствует законодательно установленным принципам избирательного права, направлен на развитие механизмов электронной демократии в Российской Федерации.

Дмитрий Фомин, кандидат исторических наук, консультант Совета муниципальных образований Кузбасса:

— Несмотря на то что дистанционное голосование уже не воспринимается у большинства россиян как нечто «новое и сомнительное», повышение доверия избирателей к этой технологии останется в этом году актуальным направлением работы организаторов выборов и электоральных экспертов.

На наш взгляд, одним из основных преимуществ законопроекта является то, что в принятие решений будет вовлечено большее количество избирателей. С введением электронного голосования все те, кто не мог голосовать по разным причинам (временная нетрудоспособность, нехватка времени, непредвиденные обстоятельства), теперь получат возможность проголосовать в любом месте. Более того, учитывая «цифровую зависимость» молодёжи, внедрение ДЭГ даст возможность проголосовать по приложению в смартфоне, что позволит повысить явку на выборы этой категории электората.

IT-эксперты, общественные наблюдатели, представители ряда партий уже высказались в поддержку нового документа, поскольку убеждены, что система ДЭГ надежно защищена и в последние два года созданы инструменты такого контроля (на выборах в Госдуму работала группа Общественной палаты по контролю за ходом и подсчетом результатов ДЭГ в шести субъектах РФ, голосовавших на федеральной платформе). Эту практику стоит расширить, закрепив в законе возможность партиям, кандидатам, общественным палатам направлять наблюдателей в избирательные комиссии, которые обеспечивают дистанционное электронное голосование и устанавливают его итоги. Как эксперт разделяю эти рекомендации, прозвучавшие в Общественной палате России на общественных слушаниях 21 января.

Федеральные эксперты оценки кузбасских коллег поддержали.

Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ:

— Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.

Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов — не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.

Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьёзных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по IT, c экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень чётко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием.

Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член Правления РАПН, эксперт НОМ:

— В законопроекте необходимо закрепить возможность политических партий, кандидатов, а также избирателей участвовать в контроле за чистотой проведения ДЭГ. Такие гарантии будут напрямую способствовать обеспечению легитимности проходящих выборов.

Благодаря ДЭГ происходит расширение участия избирателей в выборах, реализация их активного избирательного права, то есть, по сути, речь идёт о том, что дистанционное электронное голосование позволяет дать дополнительные возможности гражданам, избирателям участвовать в выборах тем гражданам, у которых нет возможности прийти на избирательный участок. Я сам лично на последних выборах голосовал дистанционно, и все члены моей семьи. Прогресс невозможно остановить, он будет идти, хотим это мы или не хотим. И очевидно, что через несколько десятков лет это станет основной формой голосования. И то, что Российская Федерация в настоящий момент действует очень осторожно, «степ бай степ», это доказывает, собственно, ту основательность, с которой мы подходим к внедрению ДЭГ.

Всем участникам избирательного процесса, прежде всего партиям и кандидатам, нужно заранее подготовиться к этому и привлекать специалистов, технически подкованных людей, которые могут выполнять функции наблюдения.

Олег Артамонов, лидер Партии прямой демократии, IT-специалист:

— Мне бы хотелось в первую очередь сказать про два возражения против введения электронного голосования и его применения на выборах, которые мы слышим очень часто. Первое заключается в том, что избирателю электронное голосование не нужно, избиратель предпочёл бы ходить на обычный участок, потому что обычному участку и бумажному бюллетеню он доверяет. Ещё летом 2021 года до единого дня голосования мы прогнозировали, что число избирателей на электронном голосовании будет полтора-два миллиона человек. Мы строили этот прогноз на основании явки на электронное голосование, на основание регистрации на электронное голосование предыдущего года, голосование по Конституции. Мы несколько ошиблись, но мы ошиблись в меньшую сторону. Благодаря вовлеченности Москвы, число избирателей превысило 2,5 миллиона человек. Но, по сути, даже если мы исключаем Москву из рассмотрения, в регионах мы видим стабильный интерес порядка 10% голосующих избирателей именно к электронному голосованию. Этот интерес сохраняется стабильным и в 2020 году, и в 2021 году.

На электронное голосование нельзя прийти неподготовленным, нельзя прийти, не будучи экспертом в этом вопросе, нельзя прийти и просто сесть за монитор и смотреть, что происходит, пытаться что-то понять. Электронное голосование требует подготовки. Вместе с Общественной палатой РФ мы реализовали проект «Цифровой сейф-пакет», который позволяет фиксировать каждую транзакцию, каждый поданный бюллетень непосредственно в ходе голосования в реальном времени и на утро понедельника понять, что никаких изменений не произошло.

Мы сможем сделать электронное голосование действительно прозрачным, сможем выработать механизмы, которые обеспечат доверие в нему со всех сторон. Электронное голосование абсолютно точно не является чёрным ящиком и наблюдение за ним возможно.

Фото: архив A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники