Общефедеральный проект «Наставничество» стартовал в 2014 году в Новосибирске, а сейчас он успешно реализуется в двух десятках российских регионов. В Кемеровской области проект запущен АНО «Центр социальной адаптации «Многоточие» в партнёрстве с благотворительным фондом из Новосибирска «Солнечный город».
Суть проекта в том, что взрослый волонтёр становится наставником подростку из детского дома, встречается с ним раз в неделю, общается не на контрольные темы (поведение и учеба), помогает подготовиться к жизни после выпуска из учреждения.
— Я обычный человек, не какой-нибудь там супергерой, — рассказывает Ирена, наставница из Новосибирска. — Работаю технологом. Я самостоятельно искала примерно такой формат общения с ребёнком. У меня пока нет своих детей, а желание заниматься с кем-то, передать опыт и знания, дарить душевное тепло и заботиться — есть. Рекламу проекта «Наставничество» увидела в интернете, сначала не поверила своим глазам — он точно отвечал моему запросу. Я сразу же заполнила анкету, все заявки на обучение и стала ждать ответа. К счастью, всё получилось.
В проекте участвуют подростки из детских домов от 12 лет; наставник должен быть старше 24 лет. Команда проекта подбирает пары таким образом, чтобы взрослый и ребенок подходили друг другу по возрасту, полу, особенностям характера и поведения.
— Моей подопечной Валентине 16 лет. Помню, что, когда ехала на первую встречу с ней — жутко волновалась, да и все не складывалось как-то. Перепутала транспорт, потом долго ждала маршрутку, потом каким-то чудом меня подвезли другие наставники, которые тоже ехали на встречу. Ребёнка подбирают психологи проекта по результатам анкетирования и собеседований. Фото не показывают, поэтому первая встреча происходит почти вслепую для обоих. В нашей с Валей паре стопроцентное совпадение — я считаю, что мы подходим друг другу идеально, — продолжает свою историю Ирена. — Первое время к ребёнку приезжала один раз в неделю. Сейчас иногда Валя остается у меня в гостях на выходные. Это не обязательное условие проекта, по желанию наставника. Я считаю, что для Вали это идет на пользу. Дети из детского дома, как правило, не видели нормальных спокойных семей. Проводим с ней вместе время, разговариваем, готовим, что-нибудь сажаем в огороде, катаемся на велосипедах летом и на коньках зимой. Мы беседуем за ужином о прошедшем дне, обсуждаем, что было хорошего и плохого.
Наставники не только делятся своим жизненным опытом с подопечными, но и обучают простым повседневным делам. Берут с собой в магазин, учат готовить и передвигаться по городу, знакомят с семьей и показывают, как устроен их быт. Но самое главное — наставник дает ребенку, который растет без родителей, так необходимую им заботу и внимание, чувство, что он кому-то нужен и интересен.
— Девочка меняется, это заметно, — описывает Ирена Валю после начала общения. — Она очень закрытая, интроверт, как и я, поэтому я немного понимаю, что она чувствует. Валя особенно сильно стала меняться, когда я начала проговаривать свои действия от самого начала, вот даже самое простое. Кураторы говорят, что она стала больше общаться со взрослыми, раньше такого не было. Я рада, что мы познакомились и встретились. Надеюсь, что смогу дать ей недостающее чувство безопасности, принятия и любви.
Чтобы стать наставником в Кемеровской области, нужно заполнить анкету на сайте проекта nastavnichestvo.org в разделе «Хочу участвовать». В течение двух дней с вами свяжется психолог и пригласит на бесплатный обучающий тренинг.
Фото: «Солнечный город»
ВКонтакте Twitter Одноклассники