Цифровая экосистема МТС провела исследование мирового и российского рынков ИИ-агентов. Согласно его результатам, к 2030 году пользователи будут делегировать 90% рутинных действий цифровым помощникам, действующим от лица человека.
Исследование провела команда Research & Insights Центра стратегии цифровых продуктов МТС. Методология включала кабинетный анализ данных об инвестициях венчурных фондов, бигтеха и о государственном финансировании, а также серию экспертных интервью с ведущими российскими и международными специалистами.
Контуры будущего взаимодействия ИИ-агентов и пользователей формируются уже сейчас, отмечают эксперты. Но если в 2025 году пользователь сам осознаёт свои потребности и использует искусственный интеллект как продвинутый поисковик для анализа вариантов, то к 2030 году ИИ-агент будет проактивно определять потенциальные нужды человека, анализируя контекст покупок, распорядок дня и показатели умных устройств. На этапе поиска и анализа технология будет работать по принципу «единого окна», самостоятельно собирая информацию с маркетплейсов, сайтов и из других источников и формируя комплексные рекомендации.
Самое большое изменение ждёт процесс покупки и платежей, прогнозируют специалисты. Вместо того чтобы самостоятельно сравнивать предложения и вводить платёжные данные, пользователь будет лишь определять рамки — бюджет, предпочтения и ограничения. ИИ-агент, действуя в рамках заданных параметров, сможет самостоятельно оформлять покупки, оптимизировать стоимость, применяя купоны и отслеживая динамику скидок. Одновременно цифровой делегат сможет проверять сайты, исключая подозрительные ресурсы.
Логистика и постпродажное обслуживание также будут полностью делегированы агентам. Они будут выбирать способ и время доставки, удобные для пользователя, отслеживать заказ в реальном времени и общаться с курьерами. Кроме того, с помощью технологии можно будет автоматически отслеживать сроки гарантии и, к примеру, получать напоминание о том, что вещь необходимо обслужить или заменить.
«За несколько последних лет мы привыкли к тому, что искусственный интеллект активно участвует в нашей повседневности. Это и умные колонки, и чат-боты, и, конечно, популярные нейросети и различные помощники на их основе. Следующий шаг — использование ИИ-агентов, которые в отличие от цифровых помощников, имеют большую самостоятельность и способны принимать решения и действовать в заданных рамках без постоянного сопровождения со стороны пользователя. Таким образом, цифровой разум возьмёт на себя ещё большую часть рутины, оставляя человеку простор для творчества и сложных задач», — говорит директор МТС в Кемеровской области Руслан Бекиров.
Фото: МТС