Цифровая экономика и бизнес. В Сбере обсудили новые возможности для женщин

Сегодня в 15:05

24 и 25 мая в Кемерове прошла выездная сессия Евразийского женского форума, в которой приняли участие около двух тысяч человек со всей страны и из-за рубежа. Ключевой темой стали глобальные изменения в экономике во время пандемии коронавируса. Дело в том, что в сферах, наиболее пострадавших от ограничений, традиционно больше женщин: это индустрия красоты, туризм, общественное питание, образование. Поэтому женщин, попавших под сокращение или потерявших доходы, гораздо больше, чем мужчин. Одной из площадок для поиска решений этих вопросов стал Сбербанк.

Корреспондент A42.RU побывал на форуме и рассказывает, почему «женские» методы управления больше подходят для экономики будущего и чем женское лидерство отличается от мужского.

Форум ради расширения возможностей

Евразийский женский форум — это статусная международная площадка для обсуждения новой роли и возможностей женщин в XXI веке. Участницы собираются раз в три года. В программе — презентации благотворительных и бизнес-проектов, выставки, дискуссии, семинары. По итогам форума принимается документ, отражающий не только существующие идеи, но и новые предложения участников. Впервые форум прошёл в 2015 году в Санкт-Петербурге по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Организаторами выступили Совфед и Межпарламентская ассамблея СНГ.

Между встречами продолжает действовать рабочая группа, которая уже стимулировала разработку двенадцати международных проектов по расширению возможностей женщин в политике, экономике, науке и экологической безопасности.

В 2021 году форум пройдёт в третий раз. Основные события в Санкт-Петербурге запланированы на октябрь, но их предваряет серия мероприятий. Одним из них стала выездная сессия 24–25 мая в Кузбассе с темой «Роль женщин в развитии промышленных регионов в условиях меняющегося мира: COVID-19».

Сессия состоялась в гибридном формате: панельные дискуссии, экспертные сессии и воркшопы проходили и онлайн, и офлайн на девяти площадках. Одной из них стал Сбер: в главном офисе банка участницы форума обсуждали цифровизацию и женское лидерство.

Пандемия как толчок к цифровизации

Почему в первую очередь именно женщинам стоит обсуждать экономику в условиях пандемии коронавируса, объяснила организатор форума в Кузбассе, председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Цивилёва.

— В условиях пандемии в большей степени пострадали профессии, в которых заняты женщины. Это образование, здравоохранение, культура, социальное направление, малый бизнес. Поэтому [важно] поделиться опытом, как выйти из этой ситуации, восстановиться, имею в виду в финансовом, экономическом плане, — рассказала Анна Цивилёва на пресс-конференции, предваряющей форум.

24 мая после пленарной сессии в Ледовом дворце «Кузбасс» участницы, имеющие непосредственное отношение к бизнесу и финансовой сфере, отправились в Сбер. Модератором площадки стала Татьяна Галкина — председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк.

— Сбер сейчас — технологическая компания, одна из крупнейших в России, — подчеркнула Татьяна Галкина. — Мы активно развиваем цифровые сервисы и искусственный интеллект и в основном бизнесе, и в экосистеме, в которой действуют уже 64 дочерние компании. Во время пандемии мы увидели, как растёт интерес к цифровым сервисам. Эта тема очень актуальна: если ты не в цифре, твой бизнес либо умирает, либо вот-вот начнёт умирать, а потому необходима трансформация бизнес-модели и постоянное самообразование. Пандемия тоже стала толчком к развитию цифрового бизнеса. Сегодня мы будем говорить, какие компетенции важно развивать и как реагировать на вызовы времени.

«Объединяй и управляй» против «разделяй и властвуй»

О том, что цифровизация даёт женщине и какие «женские» управленческие методы помогают компаниям развиваться, рассказала Евгения Роньжина, управляющий директор SberX. Это структура, которая координирует развитие экосистемы Сбербанка с другими бизнес-блоками.

— Россия занимает четвёртое место в мире по доле женщин среди предпринимателей, — отметила Евгения Роньжина. — Это, наверное, неудивительно: у нас бабушки войны, мамы перестройки, да и сами мы часто — девушки перестройки. Мы успели поднабрать возможностей быть сильными, проявлять себя и строить бизнес. То, что происходит в мире сейчас, мне кажется, происходит для нас. Интернет открыл нам возможность быть в сообществе женщин из любой точки мира. Уменьшается время, которое женщины тратят на дела по дому. Отмирают рутинные профессии. А главное — менеджмент и бизнес становятся более горизонтальными.

По словам Евгении, цифровая экономика требует особенных качеств и компетенций. Налицо отход от жёсткой иерархии, приоритет командной работы и горизонтальных связей, универсальность и эмпатия. Эти качества традиционно считывались как женские, они органичны для женщин — и потому именно женщины сейчас могут внести значительный вклад и добиться большого успеха, будь это работа в корпорации или собственный бизнес.

— Женщины больше склонны к интеграторству, — подчеркнула руководитель SberX. — А горизонтальные, удалённые команды построены скорее на лидере-интеграторе, чем на «вертикальном» лидере. Притом 2020 год акселерировал готовность компаний набирать удалённые команды. А это значит, что дизайнеры, программисты, копирайтеры, да кто угодно могут сидеть здесь, в Кемерове, и выполнять заказы по стране, в Штатах и Европе. Многие мои приятели построили на этом бизнес: команды здесь, а продают они туда. Вопрос к вам: можете ли вы заниматься бизнесом, который продаёт не в Сибири и даже не в России, а по всему миру? Уверена, можете, потому что вы способны к интеграторству. Растут сетевые модели, растут модели сообществ. Запуская контентный проект, пусть даже только на русском языке — почему бы не делать его сразу для всего русскоязычного сообщества по всему земному шару?

По мнению Евгении Роньжиной, женщины в менеджменте предпочитают объединять людей и процессы ради достижения общей цели. «Разделяй и властвуй» — типично мужской лозунг, а женский звучит иначе: «Объединяй и управляй».

Женское лидерство ради безопасности

О том, как цифровые решения меняют промышленность, рассказала Юлия Манн — генеральный директор компании MedMap, которая производит оборудование для предрейсовых медосмотров водителей.

— Я занимаюсь «неженской» сферой — безопасностью на транспорте, — рассказала Юлия Манн. — Мы не должны отставать в технологическом развитии. Те, кто занимаются производством, знают, сколько процессов нужно организовать и какой сложный порядок выстроить, чтобы всё работало как часы, клиент вовремя получал товар, не страдало качество.

По словам Юлии, технологии радикально ускорили выпуск транспорта, сократив время осмотра до одной минуты. Кроме того, цифровые решения оптимизировали и упростили и внутренние бизнес-процессы. Бухгалтерия и склад работают в «1С», от стикеров на мониторе компании перешли к CRM-системам, от содержания собственных серверов — к облачным хранилищам, придерживаться дедлайнов помогают приложения-планировщики.

— Всё-таки мы — женщины — более хрупкие, и иногда, когда подводит команда и срываются сделки, хочется всё бросить, — призналась Юлия Манн. — Но мы не бросаем, потому что есть любовь к продукту, есть понимание, что он приносит больше, чем деньги: спасает здоровье и жизни. Наверное, это и есть женское лидерство. Женщина создана, чтобы любить, заботиться и оберегать, и таким образом я именно оберегаю людей вокруг, делаю свой вклад в то, чтобы безопасность на транспорте повышалась с каждым годом.

По словам Юлии Манн, цифровые решения не только оптимизируют процессы, но и позволяют эффективно управлять им удалённо. Для женщин это смягчило выбор между семьёй и работой: теперь они могут контролировать бизнес с помощью смартфона.

Продажи идут в онлайн: важны эксперименты и коммуникация

Юлия Лобова, директор мебельной компании «Академия уюта», рассказала, как онлайн-каналы продаж трансформируют бизнес, позволяя ему расширяться далеко за границы родного региона.

— Один из основных навыков предпринимателя — быть готовым к изменениям, принимать нововведения, экспериментировать, — уверена Юлия. — Если выбирать между качеством решения и скоростью его принятия, скорость важнее. Пусть будет не совсем отлажено, не на сто процентов подготовлено, но важно уметь здесь и сейчас принять решение, запустить, а затем уже по ходу подтягивать ресурсы и оттачивать процесс.

Предпринимательница почти десять лет продавала мебель только в Кузбассе, но в год пандемии решилась на изменения.

— Во время пандемии был сильный рост интернет-торговли, — поделилась Юлия Лобова. — Мы нашли товар, который можно производить на наших довольно серьёзных мощностях, и при этом продавать через маркетплейсы — мебель малых форм. Для маркетплейсов это была новая категория, было много нерешённых вопросов по доставке, хранению, отправке, и мы зачастую вместе экспериментировали и находили новые решения. Сейчас мы планируем выходить на международные площадки — в это поможет Российский экспортный центр.

Юлия Лобова уверена: пандемия, как всякий кризис — ещё и время возможностей. Она призвала участниц форума искать новые возможности, которые даёт рынок.

О важности коммуникаций в социальных сетях при взрывном росте бизнеса рассказала Снежана Горбунова, одна из основательниц франшизы интеллектуальных девичников IMOM’S.

По словам Снежаны, лично контролировать каждого партнёра и общаться с франчайзи по интересующим их вопросам можно лишь до определённого момента. После него нужно находить новые способы коммуникации.

— 90% наших франчайзи — женщины, — рассказала Снежана. — Мы очень крепко друг с другом подружились, это залог успешного масштабирования. У нас более 100 чатов городов, и если в каждом общаться по всем вопросам бизнеса, можно сойти с ума. Поэтому мы исключаем лишние темы благодаря подробнейшей онлайн-библиотеке, в которой собраны ответы на большинство вопросов. Кроме того, для франчайзи мы создали отдельный лендинг, в котором разобрали каждый аспект нашего бизнеса.

Владельцы франшизы I’MOMS привлекают аудиторию и продвигают продукт почти исключительно в социальных сетях.

— Предприниматели часто недооценивают простые инструменты вроде Instagram[*] и TikTok, — отметила Снежана Горбунова. — Между тем их активно применяют в том числе крупные компании, и это правильно. Например, аудитория TikTok меняется, туда сейчас приходят не только школьники, но и люди старше тридцати. А за ними приходит бизнес, чтобы использовать эту социальную сеть для продвижения и масштабирования.

По словам Снежаны, важно подробно и прозрачно доносить информацию до партнёров и минимизировать посторонние бизнес-процессы, отвлекающие от главной цели.

Роль женщин будет усиливаться

Модератор встречи Татьяна Галкина рассказала, что на руководящих должностях в Сбербанке мужчин большинство, но и женщин немало.

— У нас нет каких-то прописанных нормативов по соотношению женщин и мужчин, — рассказала руководитель сибирского подразделения Сбера. — Действует принцип меритократии: на каждую позицию назначается сильнейший профессионал, и неважно, какого он пола.

По словам модератора встречи, «разворот к женщине» наблюдается на уровне повестки, трендов и идей. Это делается не из-за квот или внутреннего регламента, а ради дальнейшего эффективного развития.

— Происходит некий разворот: при формировании решений, стратегий, при анализе ключевых трендов развития привлекается женский взгляд. Ведь сейчас актуальна повестка, связанная с экологией, с обществом, с ответственным управлением, с вниманием к клиенту. Женщины лучше чувствуют эти тренды, поэтому в бизнесе становится всё более важен женский взгляд, — подчеркнула Татьяна Галкина.

Спикеры площадки были единодушны в том, что экономика будущего требует уходить от жёстких вертикальных структур к гибким горизонтальным, становится всё более прозрачной и цифровой. И это открывает для женщин перспективу играть значительно большую роль в общественной и экономической жизни, чем раньше. Ну а характер усиления роли женщин в мире будущего зависит в первую очередь от самих участниц этого процесса.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники