1 июля минуло ровно 15 лет, как «Кузбассэнергосбыт» выделился из состава ОАО «Кузбассэнерго» и начал самостоятельную деятельность. За эти годы крупнейший гарантирующий поставщик Кемеровской области стал не только залогом бесперебойного энергоснабжения региона, но и зарекомендовал себя как надёжный партнёр на рынке электроэнергии. Каково актуальное состояние компании и какой путь проделал «Кузбассэнергосбыт» за эти 15 лет, нам рассказал генеральный директор компании Леонид Петров.
— Леонид Прохорович, расскажите, с какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале самостоятельной деятельности?
— Начнём с того, что мы оказались на рынке, который только появился. Двигаться приходилось на ощупь — не было готовых рецептов, как быть гарантирующим поставщиком. Нам предстояло проделать огромную работу как внутри компании (создать новые подразделения, настроить бизнес-процессы), так и отстоять свою долю на рынке. Наряду с нами существовало еще 8 компаний, которые могли стать гарантирующими поставщиками. Тогда мы отстояли своё право быть крупнейшим гарантирующим поставщиком электроэнергии в Кемеровской области.
— В 2006 году статус гарантирующего поставщика получили 300 компаний, однако позже многие этот статус утратили. В чём секрет «Кузбассэнергосбыта»?
— Никаких секретов. Достаточно добросовестно исполнять свои обязательства. Помимо особого положения на рынке, статус гарантирующего поставщика накладывает и ответственность. Оплата услуг сетевых компаний, своевременные расчеты на оптовом рынке электроэнергии — критически важные моменты не только для нас, но и для всей энергосистемы. Мы — своего рода финансовый центр, через который проходят все денежные операции в процессе энергоснабжения. И я по-настоящему горд тем, что «Кузбассэнергосбыт» зарекомендовал себя как надёжный партнёр. Наша компания не имеет просрочек в платежах ни перед сетевыми компаниями, ни перед оптовым рынком. Конечно, чтобы сохранить безупречную финансовую репутацию приходится привлекать кредитные средства — это нормальная практика. И, несмотря на сложности с платежами ряда наших потребителей, нам удаётся каждый раз находить средства, чтобы исполнить свои обязательства.
22 мая 2007 года в Москве состоялся открытый аукцион по продаже ОАО «Кузбассэнергосбыт», принадлежавших РАО «ЕЭС России». Победителем торгов и основным акционером компании стало ООО «Мечел-Энерго», входящее в Группу «Мечел».
— Раз уж зашла речь о неплатежах потребителей, как вы работаете с дебиторской задолженностью?
— Дебиторская задолженность — больная тема для любого гарантирующего поставщика. И если работа с населением в нашей компании выстроена прекрасно — собираемость свыше 99%, то в договорных отношениях с «прочими» потребителями есть ряд проблем. В первую очередь, речь идёт о предприятиях ЖКХ, которые, пользуясь своим «неотключаемым» статусом, накапливают весьма крупные долги. Однако и в этой части нам есть, чем гордиться. Сегодня главный инструмент в борьбе с такими должниками – это нестандартный подход к претензионно-исковой работе. Приведу пример: в прошлом году нашему юридическому департаменту удалось добиться привлечения к субсидиарной ответственности одного из муниципалитетов за долги местного предприятия ЖКХ. Это прецедент в судебной практике, который открывает не только перед нами, но и перед другими энергосбытовыми компаниями принципиально новые возможности по работе с проблемными потребителями.
— А как вы работаете с потребителями, которые не являются злостными должниками, а просто попали в сложную финансовую ситуацию?
— Мы всегда готовы помочь из неё выйти. Особенно это актуально в условиях пандемии. Переговоры, реструктуризация долга — в каждом случае мы ищем индивидуальный подход.
Однако есть и системные вещи, помогающие нашим потребителям платить меньше. Например, энергосервисные контракты. Мы проводим энергоаудит обратившейся к нам компании и реализуем программу по энергосбережению: устанавливаем современное оборудование, помогаем экономить. Самое замечательное, что оплачиваются эти работы из сэкономленных на электроэнергии деньгах в течение срока окупаемости.
Другой пример — наше участие в федеральном пилотном проекте системного оператора по ценозависимому снижению потребления. Предприятия корректируют график энергопотребления, снижая его в часы пиковой нагрузки. За счёт этого цена электроэнергии снижается, сама компания экономит, а в случае выполнения всех условий еще и получает денежное вознаграждение. Мы не просто выступаем в качестве агрегатора и участвуем в пилоте уже несколько лет, мы были первыми, кто принял участие в этом проекте. К тому же при нашем непосредственном участии разрабатывалась нормативная база применения ценозависимого снижения потребления на розничном рынке.
— Но это все для юридических лиц. Как вы работаете с населением?
— Жители Кузбасса — наш самый крупный потребитель: на них приходится около 30% всего полезного отпуска энергии, поэтому работе с населением мы уделяем особое внимание. Согласно ежегодным опросам, которые проводят специалисты нашего отдела маркетинга, удовлетворенность наших клиентов качеством обслуживания — 99%. Это неудивительно. Для них работает 44 удобных офиса в разных населенных пунктах области, множество интерактивных сервисов для оплаты и передачи показаний. Личный кабинет, быстрая передача показаний и оплата на сайте, мобильное приложение — пожалуйста, выбирайте, какой для вас удобнее. Если возникли вопросы — есть круглосуточная горячая линия, а с прошлого года полноценным каналом коммуникации с компанией стали социальные сети — сегодня наши клиенты имеют возможность передать показания счетчиков даже через Instagram[*] . Ну и, конечно, долгожданным событием для нас стало обновление сайта. Теперь он соответствует всем современным трендам.
— По всей видимости для «Кузбассэнергосбыта» очень важно технологическое развитие?
— Безусловно! Я всегда говорил, что энергосбытовая деятельность держится на трёх китах: кадровый капитал, клиентская база и технологии. А тут, как говорится, нужно идти, чтобы оставаться на месте и бежать, чтобы двигаться вперед. И здесь нам есть, чем сказать. Помимо упомянутых мной клиентских сервисов, огромная часть технологий находится «за кулисами». Мы работаем на уникальных программных комплексах «Промэлектро» и «Ситэл», с нуля разработанных нашей командой программистов. Вся информация хранится на собственных серверах, построенных по высочайшим стандартам безопасности. А наша горячая линия благодаря технологиям искусственного интеллекта позволяет потребителям передавать показания в голосовом режиме без участия оператора. Также уже сегодня в обсуждении находится ряд перспективных разработок, которые позволят компании выйти на новый технологический уровень.
— Расскажите, какие ещё перспективные планы есть у компании?
— Прямо сейчас идет масштабная кампания, в рамках которой мы заменим приборы учёта у всех жителей Кузбасса. В перспективе же мы переведём население на интеллектуальный учёт, когда все показания будут передаваться синхронно и автоматически. Это ознаменует наступление новой эры в энергосбытовой деятельности. Задача максимум — перевести наших потребителей на полное дистанционное обслуживание. Кроме того, мы видим перспективы в работе за пределами Кузбасса в качестве независимого сбыта. Уже сегодня мы имеем несколько потребителей как независимая сбытовая компания, в том числе в соседнем регионе, и нам есть куда расти. Одним словом, точки роста есть. Главное не останавливаться на достигнутом и продолжать работать. Мы уже 15 лет являемся самостоятельной компанией, но уверен, что это только начало реализации всего нашего потенциала.
Фото: «Кузбассэнергосбыт»
ВКонтакте Twitter Одноклассники