«Уже давно не бутербродная компания»: доступная кофейня «Подорожник» планирует выйти на рынок других регионов Сибири

Сегодня в 01:00

18 августа в Новосибирске состоялась пресс-конференция ТАСС, на которой представители известной сети кофеен «Подорожник» презентовали обновлённую стратегию развития. На мероприятии мы узнали о том, как Содружество предприятий, работающих под маркой «Подорожник», справляются с пандемией, выходят на IPO с доступными акциями, меняются под влиянием последних трендов и в каких регионах вскоре появятся доступные кофейни.

«Карта» ближайшего развития

За 26 лет работы кузбасский бренд вырос до 159 объектов общественного питания в Кемеровской и Новосибирской областях. Однако цель стоит более амбициозная — прирост в 3 раза. Этого собираются добиться путём распространения сети по соседним регионам Сибирского федерального округа.

Президент бренда Татьяна Фомина отмечает, что основной приоритет — Новосибирская область, столица которой является третьим городом России по численности населения. Также «Подорожник» намерен  развиваться в Красноярском крае, Томской и Омской областях, республике Алтай и Алтайском крае.

— Клиенты из других регионов приезжают в Кемерово и им нравится наша продукция, наш формат. Мы заинтересованы в том, чтобы накормить больше людей, — говорит Татьяна Фомина.

«Конкуренты — это коллеги по рынку»

В среде доступного общественного питания масса предложений — от пирожков в буфете до заведений международных компаний. Руководители «Подорожника» обращают внимание на то, что не используют методы «грязной» конкуренции, а стараются общаться и искать точки сотрудничества. Так, размещение точек общественного питания разных концепций рядом — взаимовыгодное решение, ведь клиент получает выбор, а компании — трафик.

— Человеку нужно разнообразие. Конкуренты — это коллеги по рынку. Выбирает клиент: сегодня — «Макдоналдс» или «KFC», завтра — «Подорожник» или «Сибирские блины» и т. д. Наибольшая  наглядность  — в прямом сравнении: в Кемеровской области работают 4 «Макдоналдс», 5 «Burger King», 14 «KFC» и 115 кофеен «Подорожник», — говорит Татьяна Фомина.

Директор сети кофеен в Новосибирске Маргарита Ипатьева считает, что массовость — основное преимущество «Подорожника». Помимо 159 фирменных объектов, у содружества предприятий, работающих под маркой «Подорожник», уже более 900 партнёров, которые реализуют продукцию. Это и крупные сети, такие как «Пятёрочка», «Мария-Ра», и более мелкие магазины, и заправки «Лукойл», «Роснефть», вокзалы, аэропорты и т. п.

— Мощности производственного комплекса в Топках хватит, чтобы обеспечить вкусной, качественной и безопасной едой весь Сибирский федеральный округ. Расширение производственных площадей не планируем, возможно, приобретём дополнительное оборудование, — рассказывает старший вице-президент по производству, снабжению, логистике Оксана Дунаевская.

Конкуренция в сфере общественного питания высокая, но «Подорожник» не боится конкуренции, изменяясь, совершенствуясь  и трансформируясь по законам рынка.

«Мы — не стрит-фуд»

«Подорожник» появился в 1995 году в формате жёлто-зелёных маленьких павильонов с бутербродами и дорос до сети кофеен в нескольких регионах. Рынок продиктовал изменения формата в сторону доступного питания с хорошим сервисом и уютной атмосферой. Изменился и визуал компании — дизайн стал современным и лаконичным.

— Мы уже давно не бутербродная компания! У нас большая кофейная карта, широкий выбор еды на любой вкус и кошелёк. Вся продукция перед выводом в сеть проходит экспертную дегустацию, — отмечает Оксана Дунаевская.

«Подорожник» сегодня предлагает полноценное питание — завтраки, первые и вторые блюда, полезные салаты, десерты для сладкоежек, шашлыки, шаверму и бутерброды для любителей мяса. Ассортимент стараются обновлять каждые 6 недель — иногда вводятся новые позиции, иногда возвращаются старые, которые полюбились клиентам.

Президент бренда Татьяна Фомина подчёркивает, что «Подорожник» — это, возможно, и стрит-фуд, если говорить о географическом покрытии городов (их на улицах городов и правда больше, чем других представителей концепции), но это ещё и большая компания общественного питания, которая имеет собственное, уникальное, централизованное производство и работает только с добросовестными и проверенными поставщиками. Подавляющее их большинство — из Сибири. Например, Новосибирская птицефабрика, Мираторг и местные совхозы. Завозятся только те продукты, которые у нас не выращиваются.

Как сказалась пандемия

Выручка сети кофеен в 2020 году упала, что неудивительно, учитывая внешние факторы. «Подорожник» сильно поддержало государство, что позволило смягчить последствия и остаться в плюсе. «Не блестящие, но приемлемые» — такую оценку коронавирусным результатам даёт руководство.

Посещаемость упала, но не так критично, как в других заведениях общепита. Помог формат заведений —  обслуживание через боковое окно, еда в упаковке, закрытая перегородкой касса и доставка продукции на дом.

В «Подорожнике» очень гордятся, что во время кризиса удалось сохранить рабочие места. Хотя по всей России нередки были случаи увольнений работников общепита.

Президент уверена, что для развитии сети необходимо заходить в другие регионы. Не просто открыть пару точек, а выходить на новый рынок с серьезным финансированием — мощно, быстро и сразу заметно. Реализация амбициозных планов требует инвестиций.

Акционером стать легко

На пресс-конференции «Подорожник» анонсировал выход на фондовую биржу в ближайшее время. Все подробности IPO (первой публичной продажи акций) презентуют:

— 14 сентября в Новосибирске;

— 15 сентября в Новокузнецке;

— 16 сентября в Кемерове.

Сейчас известно, что каждый желающий сможет купить одну акцию или более, цена за  акцию — всего тысяча рублей — и ещё одно подтверждение концепции доступности. По закону компании не могут обещать доходность, чтобы не ввести неопытного акционера в заблуждение. Однако, по расчётам сотрудников сети, окупаемость ценной бумаги — 5 лет, а процент доходности — 20.

По данным 2016 года, 52% американцев старше 18 лет имеют активы в виде ценных бумаг, в Японии —  39%, а в России — 0,77%. Этот разрыв огорчает, ведь в современном мире умение инвестировать — не профессия или тайное знание, а способ накопить на квартиру, оплатить учёбу детям или обеспечить достойную пенсию.

Поддержать народную компанию из Кузбасса может любой человек даже без глубоких познаний в работе фондового рынка. Возможно, для многих желание помочь любимой сети станет поводом погрузиться в мир ценных бумаг, инвестиций и накоплений.

Фото: «Подорожник»


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники