Существуют стереотипы, что частная клиника — это быстро и дорого, а государственная — долго и бесплатно. И так уж повелось, что в России эти структуры зачастую никак не связаны между собой. При этом обычный пациент не задумывается о причинах такого разделения и почему, например, в большинстве частных больниц нельзя получить помощь бесплатно.
Это один из вопросов, который совместными усилиями пытаются решить участники биомедицинского кластера Кузбасса и центр «Мой бизнес». О том, как частная медицина ищет диалог с государством, чтобы стать единым механизмом и помогать людям, в нашей статье.
Ещё несколько лет назад вопрос ранжирования медицины на «государственную» и «частную» предприниматели воспринимали как данность и практически не пытались на него повлиять. Конечно, в 2021 году разделение по-прежнему есть, но те, кто открывает больницы и медицинские центры, всё чаще пытаются выяснить, почему так произошло, и исправить это.
— Частная медицина в России, к сожалению, не встроена в общую систему. Если брать другие государства, неважное, какие — Германия, Турция, Америка, Малайзия, Дания, Нидерланды, — там нет распределения, частная это организация или государственная. Это все участники одной системы. Какое инвестирование и какое финансирование — неважно. Но у нас не так. И в любом случае это накладывает отпечаток. Частники отдельно, государство отдельно. Но пациенты есть и у них есть проблемы. Проблемы бывают очень серьёзными, — рассказывает член совета биомедицинского кластера, генеральный директор сети клиник «Медлайн» и «Медлайн Дент» Эдуард Булатов.
Проблемы действительно имеются. Например, в «Медлайне» при смежных обследованиях у пациента нередко обнаруживают онкологию. Казалось бы, после такого неутешительного диагноза ему прямая дорога в онкодиспансер. Но нет. Человек, у которого выявили рак, по федеральному закону получает полностью бесплатное лечение — но только после того, как подтвердит диагноз в государственной поликлинике. Справка от «частника» не поможет.
Из-за этого пациенту приходится ходить по врачам, чтобы узнать то, что он и так уже знает. И тратить время, которого катастрофически мало.
— Если медицинская организация не участвует в программе ОМС, то её пациент получает длительный маршрут. Даже при наличии гистологически верифицированного диагноза, когда есть стопроцентное понимание, человек должен приехать к себе в город, попасть на приём к терапевту, получить справку — и только после этого поехать в онкодиспансер. Несмотря на программу государственных гарантий, что от диагностики онкологического заболевания до первичного приёма онколога должно проходить минимальное количество времени, это не всегда возможно, — объясняет главный врач клиники «Медлайн» и «Медлайн Дент» Игорь Баштанов.
Поэтому в «Медлайне» решили разработать дорожную карту. Она значительно сокращает путь пациента от постановки диагноза до онкодиспансера и помогает получить помощь как можно раньше.
— Мы встречались при содействии правительства Кузбасса и центра «Мой бизнес» с директором онкодиспансера. Вообще позиция власти достаточно открытая по этому вопросу, они готовы идти на диалог. В итоге благодаря тому, что теперь у нас есть прямой выход на онкодиспансер, наши пациенты быстрее туда попадают — мы реально очень укоротили сроки. Если раньше было два-три месяца, и пациенты попадали уже со сложными клиническими случаями, которые нередко были неоперабельны, то сейчас это намного быстрее всё. Максимум, месяц, а то и меньше, — говорит Эдуард Булатов.
По его словам, это действительно большой шаг вперёд, ведь при таком серьёзном диагнозе счёт может идти не просто на месяцы, а на дни или даже часы. Своими наработками в организации дорожной карты «Медлайн» поделился с другими участниками биомедицинского кластера, потому что рак выявляют везде, даже в косметологии.
При этом участники биомедицинского кластера налаживают контакты и с другими государственными структурами.
— В этом году удалось добиться взаимодействия биомедицинского кластера с министерством здравоохранения Кузбасса — подписано соглашение о сотрудничестве. Теперь есть документ, на основании которого участники кластера могут взаимодействовать и общаться с министерством напрямую. И мы выступаем неким связующим звеном между бизнесом и органами исполнительной власти, — делится руководитель отдела кластерного развития центра «Мой бизнес» в Кузбассе Денис Лежнин.
Как говорит Денис Лежнин, в этом году им удалось провести несколько важных встреч — с Росздравнадзором, Роспотребнадзором и Роскомнадзором. Последняя для кластера была самой актуальной, так как из-за изменений в законодательстве предпринимателей, имеющих отношение к медицине, особенно остро волнует вопрос персональных данных.
— Было очень интересно понять и разобраться в этой теме, потому что мы все, предприниматели, являемся операторами персональных данных. Мы пригласили представителя Роскомнадзора, который провёл первое ознакомительное мероприятие по закону о защите персональных данных, по изменениям, которые вступили в начале этого года. Первая встреча прошла в апреле, а вторая, которую организовали мы сами, в июне. За это время мы сделали документы, смогли на понятном языке донести до руководителей и сотрудников медицинских предприятий требования закона о персональных данных, — объясняет член совета биомедицинского кластера, генеральный директор стоматологической клиники «Мирабелла», Марина Прожикина.
В «Моём бизнесе» подчёркивают, что в медицинской области, как и в любой другой, важно выстраивать диалог и с органами исполнительной власти, и с контрольно-надзорными органами для того, чтобы предприниматели чувствовали себя комфортнее в той отрасли, где они работают.
Участники биомедицинского кластера Кузбасса не только ведут активный диалог с властями, но и кооперируются друг с другом, перенимая удачные идеи своих коллег. Член совета биомедицинского кластера и генеральный директор сети стоматологических клиник «Улыбка» Сергей Третьяков рассказал, что в этом году по его инициативе члены кластера и сотрудники регионального центра «Мой бизнес» вместе стали донорами крови.
— Больше десяти лет назад я обратился к коллегам, которые работают в моей компании, с предложением пойти и сдать кровь на День стоматолога. Продемонстрировать обществу, что мы, помимо денег, которые получаем за решение медицинским проблем, ещё и помогаем людям просто так. С тех пор мы сдаём кровь каждый год. И я подумал: почему не инициировать в биомедицинском кластере эту идею — сдавать кровь, но в День медицинского работника. Меня поддержали многие медицинские организации. К этой идее подключился «Мой бизнес» — как структура, где работают неравнодушные сотрудники, которые присоединились к нам, — говорит Сергей Третьяков.
По его словам, так массово медики сдавали кровь впервые. На станции переливания крови для них даже выделили «зелёную линию», чтобы все желающие могли пройти без очереди, а после — вернуться к работе. Сергей Третьяков уверен, что это — не единоразовая акция, а традиция, которая сохранится на долгие года. Ну, а сдача крови «должна стать гражданской позицией, велением сердца и разума».
Фото: центр «Мой бизнес», «Медлайн»
ВКонтакте Twitter Одноклассники