Интервью с основателями Goodline о дружбе, мечтах детства и первой компьютерной сети

Сегодня в 15:50

В этом году интернет-провайдер Кузбасса Goodline отметил 20 лет со дня основания. Сегодня это пример отличного сервиса, более 800 сотрудников по всему региону, высокоскоростной интернет и широкий ряд сопутствующих услуг: от ТВ-приставки до камер видеонаблюдения.

Но история Goodline началась не 20 лет назад, а намного раньше. Основатели компании Роман Жаворонков и Дмитрий Осипов дружат с первого класса. У обоих были собаки, долгие прогулки с которыми зачастую заканчивались обсуждением какого-нибудь грандиозного плана: например, собрать настоящего робота или написать собственную игру-бестселлер. Тогда у них не было бизнес-плана, капитала, нужных знаний и цели заработать. Зато были два компьютера, любимая игра и непреодолимое желание играть в неё «по сетке» друг с другом.

1998 год
2021 год

Расстояние между домами Ромы и Димы составляло около 300 метров, а длина стандартного по тем временам интернет-кабеля была в десятки раз меньше. О том, как решали эту и другие задачи на пути к мечте, рассказали в уникальном интервью сами основатели.

– Во что играли на своих первых компьютерах?

Роман: В 1991 году мама купила мне компьютер «Байт» — такой моноблок, у которого под клавиатурой находился процессор. К нему подключал обыкновенный домашний магнитофон, через кассеты качал игры, а изображение выводил на телевизор. Играли в Doom, Quake, Starcraft.

Дмитрий: Когда у обоих появились современные компьютеры на базе х86, начали таскать их друг к другу, чтобы вместе поиграть в Doom или Quake. Такие здоровые, пузатые мониторы были, тяжёлые, но нас это не останавливало. Играть могли сутками, пока родители не разгонят.

«Прятали кабель под стекловату, чтобы никто не нашел»

– Как двум школьникам удалось решить проблему с большим расстоянием между квартирами?

Дмитрий: Нам нужен был длинный, очень длинный кабель. Рома через двоюродного брата нашёл такой, нам его отправили поездом из Москвы, мы вместе ходили его встречать. Потом понадобился обжимной инструмент, его нашли в Кемерово. Помню, как отдали за него последние деньги и домой пришлось идти пешком… Он казался нам настолько ценным, что несли его по очереди. Передавали друг другу, как трофей.

Роман: 300 метров все ещё было слишком большой цифрой, и мы решили подцепить к нашей сети знакомых, которые жили рядом. Так появились первые узлы переприёма, и спустя какое-то время мы «дотянулись» друг до друга. Это были, получается, наши первые абоненты — парни со двора. В итоге наша сеть раскинулась уже на 7-8 домов.

Дмитрий: Кабель прокладывали с дома на дом, по чердакам. Тогда он казался нам очень ценным, и пришлось прятать его под стекловату, чтобы никто не нашел…

– Кто платил за трафик?

Роман: У нас было где-то 25 абонентов, делили расходы на интернет. Мы с Димой как-то умудрились написать свой биллинг (сбор информации о трафике, выставление счетов, обработка платежей).

Первый файлообменник на подоконнике

– Для чего ещё использовали сеть?

Дмитрий: Тогда считалось хорошим тоном открыть какую-то папку на компьютере для других пользователей сети. Позднее у нас появился третий компьютер, который работал круглосуточно и предоставлял доступ к тысячам файлов. Стоял у Ромы на подоконнике. Мы заказывали из Москвы жёсткие диски, заполненные фильмами, музыкой, играми. И подключали их к нашему файлообменнику, чтобы друзья могли пользоваться.

– Как вы шагнули в сторону бизнеса?

Роман: Начали ставить небольшие ящики в подъездах, все, что было, вкладывали в развитие сети. Но прогнозов никаких не давали, к прибыли не стремились, мы просто горели этим делом. Договорились с телефонным оператором, они предоставили нам выделенную линию интернета. Так появился стабильный канал.

«Весело-задорно куда-то гребём»

– Параллельно с вами создавались другие провайдеры, но далеко не всем удалось продержаться на рынке, а Goodline не только остался, но и стал лидером. Почему?

Дмитрий: Мы все были в равных условиях, но не все наши конкуренты верили, что когда-то потребуется высокая скорость соединения. А мы верили, поэтому работали дальше. Первую прибыль тратили не на себя, а возвращали в бизнес, модернизировали. Постоянно учились, ездили по регионам, перенимали опыт. Жили на работе, потому что оба этим горели, через все проходили вместе.

Роман: Тогда развитие любого бизнеса определялось азартностью. Нужно было не делать правильно, а просто делать: увлечённо, с интересом, азартом. Без целей, без задач, без стратегий, а весело-задорно куда-то гребём. И пока тебе интересно это, пока ты хочешь привносить что-то новое, ты держишься. И это новое неисчерпаемо: мы до сих пор в постоянном поиске лучших решений.

– Расскажите про последние нововведения в Goodline.

Роман: Например, LEAN (концепция управления компанией, основанная на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь). 20 лет назад такого понятия даже не существовало, а теперь это какая-то магия высокого уровня.

– И последнее. Чем Goodline отличается от других провайдеров?

Роман: Тем, что до сих пор ничего не изменилось: мы с тем же азартом ищем новое, испытываем глубокий интерес к тому, чем занимаемся. При этом сами себе задаём стандарты качества, которым следуем. Раньше рынок был другим, можно было делать плохо и нормально жить. А сейчас требований больше, одного интернета недостаточно, нужен сервис, классные решения. Сейчас у нас есть высокая планка, и мы её держим.

К своему двадцатилетию провайдер опубликовал манифест, в основу которого легли слова и мысли всех причастных к компании: абонентов, сотрудников и основателей. В небольшом видео Goodline описал главные ценности и принципы компании, благодаря которым провайдер уже несколько лет является лидером интернет-рынка Кузбасса.

Фото: личный архив Романа Жаворонкова и Дмитрия Осипова


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники