Алисе всего пять лет, и ещё прошлым летом она не умела говорить. Врачи диагностировали у неё задержку психоречевого развития и поставили диагноз, который для родителей зачастую звучит как приговор: аутизм. Её мама, Виктория Коваленко, рассказывает, что они почти отчаялись — ребёнку не помогали ни таблетки, ни специалисты. Но потом она узнала о терапии по методу Бессона.
Сейчас Алиса откликается на своё имя, с трудом, но говорит, однако год назад она даже не могла посмотреть в глаза своей маме. «Запустил» речевой аппарат метод Томатиса — особая система слуховых тренировок, которая помогает мозгу воспринимать, обрабатывать и концентрироваться на получаемой информации.
— Мы перепробовали множество методик, в том числе медикаментозное лечение, после которого поняли — всё, стена, ничего не помогает. Я много общалась с родителями, у которых схожие проблемы, и с врачами — и один невролог рассказал мне про метод Томатиса. Я отнеслась к нему скептически, но всё-таки решила попробовать, потому что хваталась за каждую возможность, — вспоминает Виктория.
Скепсис оказался необоснованным, а терапия принесла плоды в самом начале: Алиса во время игры с паровозиком начала имитировать его звуки. Вроде, незначительная деталь, но для родителей это стало сигналом, что не всё потеряно — раньше Алиса в принципе никак не озвучивала свои игры. Тогда Виктория осознала, что надежда по-прежнему есть.
В середине XX века французский врач Альфред Томатис совершил открытие и доказал, что голос способен воспроизводить только то, что слышит ухо. Его метод построен на нейросенсорной слуховой стимуляции, которая учит ребёнка «слушанию». Этот процесс называется именно так, потому что он «осознанный» и помогает выделять необходимую информацию из аудиопотока, который нас окружает. В то время как «слух» — это пассивная способность человека.
Проблемы со слушанием есть у многих детей с нарушениями развития, так как они не могут фильтровать всё, что получают из внешней среды, в результате чего просто перестают её воспринимать. Из-за этого такие дети часто не умеют говорить, не реагируют на материнский голос и не могут концентрироваться на каком-либо занятии.
Согласно исследованию Томатиса, ухо является самым мощным сенсорным датчиком в нашем организме, и именно от него происходит около 80% стимуляции мозга. Мы без труда различаем голос собеседника в забитом автобусе, слышим гудок автомобиля в транспортном потоке или оборачиваемся на своё имя в шумном толпе. Однако если анализ аудиальной информации происходит неправильно, в организме случается сбой, а в голове — какофония, из-за чего мозг просто блокирует внешние раздражители.
Метод Томатиса заключается развитии и тренировке слушания через специальный прибор — «электронное ухо», которое помогает фильтровать и обрабатывать звуки в реальном времени. Для этого используется оборудование от Besson — куда, помимо «электронного уха», входит приставка для проигрывания музыки и двое наушников: воздушной и костной проводимости.
Такое оборудование имеется в центре «Счастливые истории», который не так давно начал заниматься терапией по этому методу. Психологи центра рассказывают, почему предпочли оборудование от Besson другим производителям. Во-первых, оно стационарное, а значит, у ребёнка есть отдельно оборудованная комната, где он всегда находится под присмотром педагога. Во-вторых, это проводное подключение наушников, которое обеспечивает лучшее качество воспроизводимого звука. И, в-третьих, это ручное управление процессом, который специалист регулирует прямо во время сеанса, что помогает наиболее эффективно проработать проблемные частоты и подобрать индивидуальную программу лечения.
Тем не менее, работа родителей здесь важна не меньше, чем работа специалиста. Виктория Коваленко рассказывает, что у Алисы возникали сложности с наушниками — она не могла долго в них сидеть или вообще отказывалась их надевать.
— По началу Алиса очень сильно сопротивлялась, потому что мы не знали, что ребёнка нужно приучить к наушникам заранее. В итоге мы приучали её к наушникам дома, пытались объяснить, что это безопасно и что, находясь в наушниках, она может точно так же заниматься делами, которые ей нравятся. Это помогло.
Когда ребёнок способен спокойно воспринимать то, что происходит вокруг, это облегчает процесс снятия диагностики. Она заключается в том, что на ребёнка поочерёдно надевают наушники воздушной и костной проводимости, а специалист, управляя аудиометром, воспроизводит в них различные звуки. Нажатием на кнопку ребёнок должен показать, слышит ли он что-либо.
Всего есть 10 базовых программ прослушивания первого уровня и 24 смешанных программ второго уровня. Каждая из них состоит из 13 музыкальных треков. При этом под понятие «треки» попадает не только музыка. Например, специалисты центра «Счастливые истории» после диагностики пишут индивидуальные программы и записывают голос мамы, чтобы побудить ребёнка к слушанию, имитируя те звуки, которые он слышит, находясь в утробе матери, когда будущая речь только-только начинает формироваться.
Кроме этого, программы имеют специализацию: проблемы с речью, памятью, вниманием или эмоциями. Всё это помогает запустить процесс речевого развития, а также повлиять на языковые, моторные, эмоциональные, когнитивные способности ребёнка.
Первый курс по методу Томатиса длится 16 дней и включает в себя диагностику, составление индивидуальной программы и ежедневные занятия. При этом рекомендуется делать перерыв между первым и вторым курсом не меньше месяца, но не больше двух — иначе первый курс придётся проходить заново. Второй и третий курсы длятся меньше: 7 двухчасовых занятий на протяжении 7 дней. Чем выше курс, тем больше перерыв между ними, чтобы ребёнок смог адаптировать полученные знания, а заодно отдохнут от терапии.
— Несмотря на то, что специалисты говорят, что ребёнок начинает реагировать на звуковую информацию примерно через 45 часов звуковых тренировок, у нас всё произошло гораздо быстрее. Уже через несколько занятий удалось поймать внимание ребёнка, а спустя полгода, за которые мы прошли три курса, Алиса уже могла произносить отчётливые слоги. При этом во время занятий она занималась привычными для себя вещами: играла с «развивашками», собирала конструктор или смотрела картинки с животными.
Не стоит забывать о том, что метод Бессона не самодостаточен: ребёнку в любом случае требуется работа с квалифицированными врачами — дефектологом или логопедом. И эффект тоже не стоит ждать сразу: иногда он проявляется только на поздних курсах. Главное, не терять надежду и веру в то, что всё получится — нередко именно это играет решающую роль в развитии ребёнка.
Центр «Счастливые истории»
Кемерово, ул. Карболитовская, 1/173
+7 (3842) 24-24-29
ВКонтакте Twitter Одноклассники