В Кемерове прошла Неделя креативных индустрий. За диджей-сетами, граффити и видеороликами горожане могли просмотреть главное: как в городе выстраивают принципиально новую социальную технологию, которая в будущем даст шанс развивать креативную экономику. Как подружить творчество и бизнес, зачем для этого городская идентичность и при чём тут сувениры — в нашем материале.
21 мая в Кемерове завершилась Неделя креативных индустрий. Для фотографов, организаторов мероприятий, писателей, хендмейд-мастеров и других творческих людей организовали серию мастер-классов. Спикеры со всей России рассказывали про яркие проекты и делились опытом, выпускники «Школы креативных индустрий» демонстрировали приобретённые навыки, а музыканты, художники и артисты любительского театра развлекали горожан.
А три предшествующих дня кипела работа: основатель сети «Центров прикладной урбанистики» Святослав Мурунов курировал команды участников, которые учились работать с заказчиком, учитывать в творчестве местные особенности и формулировать техзадание для исполнителей. Цель — отработать технологии взаимодействия, которые помогут в будущем выстраивать в регионе первые кирпичики креативной экономики.
Пока же в Кемерове есть институт культуры и художественный колледж, появляются новые архитекторы, режиссёры и художники, но с креативной индустрией проблема: креативность есть, а индустрии — нет. Творческие люди порой чувствуют себя невостребованными, свои проекты — будь это гончарная мастерская, любительский театр или рисование картин — делают как будто «для себя», почти не зарабатывают денег и регулярно задумываются о том, чтобы всё бросить и уехать.
Святослав Мурунов в первый день мастер-класса подчеркнул со сцены Центральной детской школы искусств: Кемерово в этом смысле не одинок, траектории большинства постсоветских городов схожи. И объяснил, почему.
Важная, но не единственная причина отсутствия у творческих людей денег и взаимопонимания с обществом, бизнесом и государством — в нехватке локальных смыслов.
При СССР всё было чётко: Кузбасс — шахтёрский регион, творцы воспевают героический труд, работают в творческих объединениях, ориентируются на своеобразный госзаказ, опираясь на определенный набор ценностей ради высокой цели. Кемерово — административный, культурный и образовательный центр региона, Новокузнецк — центр индустриальный. В соответствии с продуманными сценариями жизни основных групп населения выстраивалась архитектура, городской дизайн, культурная жизнь и жизнь вообще. Спустя тридцать лет после распада СССР количество социальных групп увеличилось кратно (то есть общество стало гораздо более разнообразным и одновременно разделённым), а высокая цель и список общих ценностей исчезли совсем. Старых не стало, новых не появилось, и потому все постсоветские города внешне похожи друг на друга. А вот внутренне у разных городских сообществ всё же разный исторический опыт, характер (то есть культурные, религиозные и ментальные особенности) и ландшафт — те особенности климата и городской застройки, которые непосредственно влияют на жизнь людей.
Эти внутренние, неочевидные различия приводят к тому, что типовые или предложенные «сверху» решения людям просто не подходят или даже воспринимаются в штыки. Сувенирка с хохломой/самоваром/углём надоела, новенькие спортивные центры стоят полупустыми, «московский» дизайн парка все ругают, программу Дня города составляли будто лишь для одной десятой части горожан. Чтобы «срастить» общество и культуру, чтобы создать условия для развития креативной экономики, нужно заново осознать: какие мы? Чем мы, кемеровчане, отличаемся от тверичан, казанцев, москвичей? Где мы отдыхаем душой, что мы хотим видеть за окном, чего ждём от городских пространств и праздников? В общем, нужно найти, осознать и сформулировать то, что урбанисты называют городской идентичностью.
В Кемерове эту работу начали в минувшем году, и A42.RU подробно писал об этом: организаторы опросили более двух тысяч кемеровчан, городские активисты два дня работали на проектом семинаре, а по итогам группа социологов и урбанистов сформулировала модель идентичности Кемерова. Этот объёмный документ — по сути, методическое пособие. Накладывая его на событие или продукт, можно сделать его по-кемеровски — и это условие востребованности и внутри города, и на внешнем рынке.
Условие необходимое, но не единственное.
Модель идентичности — лишь база, на которую должны опираться субъекты креативной экономики. Святослав Мурунов перечислил и описал их:
Именно потому, что для создания и продвижения продукта требуются столь разнообразные компетенции, отдельно действующие художники, режиссёры или дизайнеры креативную экономику не построят. У одного человека просто не хватит компетенций: он умеет, например, рисовать и немножко организовывать, но совсем не умеет продавать и оценивать инвестиционную привлекательность. Поэтому проект должна реализовывать команда.
Это же правило работает и применительно к городу в целом: чтобы заработала креативная экономика, мало иметь художников с ремесленниками. За недостатком компетенций они практически обречены продавать другу другу творческий продукт по себестоимости и вариться в безденежье. Нужны ещё предприниматели, которые выстроят сбыт вовне, продюсеры, организаторы — например, креативные бюро. Появиться эти новые коллективные субъекты могут только в результате взаимодействия.
Отработать, хотя бы схематично, это взаимодействие на практике и был призван трёхдневный мастер-класс Святослава Мурунова с командами активных горожан. Именно это была внутренняя, стратегическая цель, которую преследовали организаторы. А придумать идею и разработать техническое задание на продукт — лишь цель внешняя, тактическая.
— Мы разрабатывали модель идентичности Кемерова в прошлом году, а сейчас делаем следующий шаг: пытаемся переложить эту модель в практическое русло, чтобы у креативного сообщества появились навыки создания чего-то кемеровского с опорой на эту модель, — рассказывал Роман Жаворонков, генеральный директор компании Goodline, инициатора и одного из организаторов Недели креативных индустрий. — Это не обязательно сувениры, это могут быть и события, например. Следующим шагом мы планируем организовывать и стимулировать сбыт вне Кемерова. Таким образом, мы создаём идейную базу в виде модели идентичности, навыки по созданию техзаданий на креативную продукцию и систему сбыта.
После трёх дней мастер-классов команды выдали пусть сыроватые, но оригинальные решения с приблизительным экономическим обоснованием и моделью продвижения. Бери, дорабатывай и реализуй.
Для семейного фестиваля команда придумала варианты геймификации и элементы сценария, помогающие пережить психологические проблемы.
Для приюта животных команда сформулровала задание на IT-продукт: социальную сеть или мобильное приложение, которое позволило бы оперативно отслеживать оказавшихся в трудной ситуации питомцев, а встроенная система ежемесячных донатов — собирать помощь.
Для производителей сувениров команды выдали целый ряд идей: шахтёрское худи с фонариком на капюшоне, игрушка-грелка в форме ласки, эко-кузбасская расчёска, робот-игрун в дворовые игры, «кейджик» — технологичный значок, показывающий эмоции сурового кемеровчанина, а заодно и состояние его здоровья.
Были и другие идеи, сувениры и техзадания. Но главный результат, конечно, не сами идеи, а навык взаимодействия и понимание, как устроена креативная экономика в целом. А для организаторов — перепись активных творческих горожан и понимание, какой продукт они могут выдать. Все наработки в этой области продолжает аккумулировать «Идентичный Кемерово».
— Мы обратились к сообществу «Идентичный Кемерово», потому что знали, что здесь есть площадка для коммуникации с художниками, которые могут нам помочь, — рассказала Наталья Городецкая, председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России». — Они разработали идентичные открытки для бизнеса, но вообще модель можно применить к разным продуктам — к витрине или, например, упаковке. Когда выезжаешь за пределы региона, это важно — что дарить, чтобы вызывать правильные ассоциации.
Неделя завершилась, а команды теперь продолжают работу. Организаторы выделили им кураторов, которые помогают полностью доделать техзадание и передать его мастерам. Худи, толстовки, экорасчёски и другой мерч уже точно увидят свет.
— В рамках сообщества «Идентичный Кемерово» мы стремимся создать структуру, которая снижала бы входной барьер для людей, которые хотят работать в креативной отрасли, — подчеркнул Роман Жаворонков.
— Обычно неделя креативных индустрий в городе проходит так: приезжают внешние спикеры, а местные просто слушают и фотографируют, — рассказал Святослав Мурунов. — В Кемерове же, как видите, удалось вовлечь 20-30 человек, непрофессионалов в разработке проектов, но они хотят стать ими, и им удалось поработать и выступить. Они готовы что-то делать, брать на себя ответственность, и получили свою порцию внимания, критики и оценок. Город возвращается горожанам именно через такие события.
Внешне финальный день Недели креативных индустрий стал городским праздником с обрамлением в виде палаток с рукоделиями, музыкой, шашлыками, диджей-сетом. Но смысл его был не только в том, чтобы порадовать кемеровчан добротным городским ивентом, но и сформировать среду для пересечений творческого сообщества. Параллельно подведению итогов трёхдневного мастер-класса прошло второе узловое событие недели — выпускной Школы креативных индустрий. Воспитанники представили свои работы в области VR, дизайна, диджеинга, фотографий.
Для руководителей библиотек, музеев и других муниципальных учреждений провели мастер-класс по коммерциализации и возвращению этих пространств на актуальную орбиту культурной жизни — этим занимался Александр Старков, управляющий партнёр мастерской городских изменений «Люди делают место» из Ижевска. Успешные кейсы массовых мероприятий представили режиссер фестивалей в Санкт-Петербурге Евгений Царёв и организатор Grelka Fest в Шерегеше, руководитель новосибирской компании «Энгиро» Никита Гирин.
— Для рынка становится важен культурный код, — подчеркнула Светлана Энгель, президент муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства города Кемерово. — Когда бизнес и общество переосмысляет любой товар — книгу, одежду, мыло — с учётом культурных и исторических особенностей. Общество находится на таком этапе, когда мало просто удовлетворить потребность и купить одежду. Нам нужно, чтобы эта одежда транслировала смыслы. То же касается многих других товаров. Поэтому креативная индустрия становится важна для бизнеса в целом. А создание условий для её развития — строительство культурного кластера, городской инфраструктуры, привлечение новых кадров — повысит конкурентоспособность Кемерова в борьбе за активных, образованных, высококвалифицированных жителей.
«Идентичный Кемерово» не первый раз накладывает свои разработки на городскую среду. Ранее кемеровчане уже прорабатывали технические задания для трёх локаций в районе Рудничного бора и набережной Искитимки. По словам Святослава Мурунова, Кемерово последовательнее других работает над формулированием городской идентичности и созданием условий для развития креативной индустрии.
— С командой, которая здесь уже год работает, мы будем создавать в Кемерове институт урбанистики — как рабочую группу и как сообщество, которое будет методично осваивать и внедрять технологии развития городских пространств, — поделился планами Святослав Мурунов. — Учитывая, сколько вкладывается в Кемерове в культурную инфраструктуру, давно пора начать строить команду, которая будет её «переваривать». Команда уровня региона и федерации, которая освоится за ближайшие три года и сможет проводить события и создавать продукты.
По словам Святослава Мурунова, следующий шаг в этом направлении — проведение школы модераторов и продюсеров, которое уже запланировали на июль. Анонсы и подробности вот-вот появятся в социальных сетях и на сайте проекта «Идентичный Кемерово».
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU
Мероприятие организовано проектом «Идентичный Кемерово» совместно с министерством культуры и национальной политики Кузбасса, учреждениями культуры региона, администрацией города Кемерово и компанией Goodline.
ВКонтакте Twitter Одноклассники