Городская модерация и этика диалога: как развивать Кемерово

Сегодня в 10:25

Провайдер Кузбасса Goodline совместно с командой проекта «Идентичный Кемерово» организовал трёхдневную школу модераторов и продюсеров: 34 человека учились вести городской диалог и продюсировать проекты. Кто развивает городское пространство, как подружить корпорации, администрацию и горожан и при чём здесь идентичность — в нашем материале.

Городские пространства и креативная экономика

Проект «Идентичный Кемерово» появился в 2021 году: больше двух тысяч жителей и ста городских активистов поучаствовали в исследовании, которое позволило разработать модель идентичности Кемерова. Идентичность города — это совокупность его уникальных характеристик: смыслы, история, опыт, ландшафт и то, как жители воспринимают свой город и соотносят себя с ним. А модель идентичности — это документ, управленческий инструмент, который помогает найти проблемы городской среды и привязать их решение к запросу живущих на конкретной территории людей.

Опираясь на модель идентичности, участники «Идентичного Кемерова» разработали технические задания для локаций в районе Рудничного бора и набережной Искитимки, наладили выпуск концептуальных сувениров и инициировали Неделю креативных индустрий, отработав технологии взаимодействия, которые помогут строить в регионе креативную экономику.

По словам основателя сети «Центров прикладной урбанистики» Святослава Мурунова, который координировал разработку модели идентичности и последующие мероприятия, одна из задач проекта — создать в Кемерове инфраструктуру для развития креативных индустрий. Учитывая, сколько в Кузбассе вкладывают в культурную инфраструктуру, здесь нужны люди, владеющие современными технологиями управления и социального проектирования, способные проводить события и создавать уникальные продукты федерального уровня.

Очередным шагом в создании такого сообщества стала вторая школа модераторов и продюсеров, прошедшая с 7 по 9 октября на площадке кузбасского интернет-провайдера Goodline. В компании считают, что развитие городской среды отвечает её долгосрочным интересам.

— Особенности новых подходов и сложных технологий — неважно, социальное это проектирование, лин или проектное управление — в том, что каждое слово по отдельности людям вокруг нас понятно, а всё вместе непонятно вообще. Люди понимают язык, но не могут понять культуру. Ведь эти технологии строятся на совершенно иной культуре, на других принципах взаимоотношениях людей, привлечении других инструментов. Для изменения себя и города нам нужно научиться коммуницировать на новом уровне, — подчёркивал на открытии школы генеральный директор Goodline Роман Жаворонков.

Осваивать новые практики в школу модераторов пришли городские активисты, работники культуры, предприниматели, создатели творческих стартапов. 

Зачем городу модераторы

У каждого города, если упростить его до модели, есть физическое, социальное и культурное измерения. Физическое — это всё, что мы видим, от природных условий до архитектуры и баннеров с рекламой. Социальное — это связи между людьми, от родственных и национальных до экономических и культурных. Культурное измерение — самое сложное и глубокое, оно включает сценарии поведения, видение будущего, мечты и идеи.

Изменить физическое пространство — например, построить спортивный центр — проще всего. Изменить пространство идей куда сложнее. Когда они не синхронизированы, случаются казусы: торговые центры не привлекают бизнес, городские праздники не привлекают горожан, вложения корпораций в дорогие проекты не улучшают их имидж и не откликаются в местном сообществе (а порой просто его бесят). По словам Святослава Мурунова, это потому, что основные действующие силы города имеют не только разные интересы и эстетические предпочтения, но и разные форматы коммуникации, которые непонятны другим.

Ключевые персонажи, влияющие на городские пространства, по Мурунову таковы:

  • условная «администрация», под которой понимаются все органы местной и региональной власти;
  • «корпорации», то есть крупный бизнес с финансовыми возможностями и социальными амбициями;
  • «креативный класс» — творческие и образованные люди, городские активисты, малый и средний бизнес, готовые активно менять город.

Все три силы имеют принципиально отличную систему стимулов, формат коммуникации и представление о желаниях окружающих. Администрация действует в логике контроля, отчётов и целевых показателей, корпорации — опираются на иерархию, жаждут прибыли и беспокоятся об имидже (который тоже в конечном счёте определяет прибыль), а креативный класс иерархию и контроль отвергает, хочет капитализировать свою уникальность и разнообразить возможности. Все три силы необходимы городу, поскольку вырабатывают множество тактических и стратегических решений, влияющих на его развитие. При этом формат коммуникаций каждой не подходит двум другим. 

Как создавать городские пространства, практики, проекты и продукты, которые устроят администрацию, будут выгодны корпорациям и при этом порадуют многообразные группы горожан? Примерно в этот момент на сцене появляются городские модераторы.

Этика городского диалога

Каждая из городских сил пробовала применить свой формат коммуникаций в общении с другими, но он им либо непонятен, либо неприятен. 

— Чтобы перестать друг друга игнорировать или насиловать, нужно наладить технологию городского диалога, — подчёркивает Святослав Мурунов.

Модерация строится на этике городского диалога, в которой неважно, к какой вы принадлежите культуре: если вы существуете в пространстве города, то вправе представить свою позицию и встретиться с другой. Цель модерации — выявить, вскрыть интересы действующих сил и принять эффективное решение. Модерация — это не разовая операция, а регулярная практика, процесс управления коммуникацией.

Модератор не возникает из ниоткуда: сначала в городе должна созреть ситуация, в которой появляется запрос на диалог. Какой бы она ни была — от застройки бора до планирования городских торжеств — есть симптомы, которые указывают на то, что диалог нужен. Когда непосредственный участник говорит что-то вроде  «у нас не пошло», «люди не понимают», «проект встал» — ему наверняка нужен модератор.

Модератор формулирует тему и может участвовать в пригласительной кампании, собирая представителей заинтересованных сторон из разных социальных групп, обеспечивая релевантное соотношение разных интересов. В итоге получается мероприятие на несколько десятков человек, каждый из которых представляет не только самого себя.

Когда люди начинают озвучивать своё представление о ситуации, они часто понимают, что это представление у каждого участника своё. Участники вскрывают стереотипы, находят причины отторжения текущего положения вещей и новое видение путей развития. Модератор управляет процессом, задавая острые вопросы, останавливая и направляя внимание участников. Промежуточный результат модерации — генерация новых идей, путей решения проблем, технических заданий и задач для исполнителей. При этом модератор порой сдерживает поток от отдельных участников, чтобы не победила какая-то одна идея, следит за тем, чтобы все могли выговориться, не согласиться или предложить своё.

Результаты модерации: не просто поговорить

Святослав Мурунов убеждён, что модерация применительно к городской инициативной группе не оканчивается на стадии выработки новых идей. Правильный итог — проектирование способа изменить процесс в реальности. Участники модерации должны сами разделить ответственность, сформировать оргструктуру, буквально распределить роли в рамках конкретного дела. 

— Если группа не берет ответственность, значит, это была игровая ситуация, то есть не та, которая реально волнует людей, — подчёркивает Мурунов.

При этом в процессе модерации важно учесть интересы всех, кого итоговые изменения коснутся в будущем.

Участники школы разбились на команды и на практике прошли модерацию от выбора темы до технического задания на концепцию будущего продукта, сообщества или мероприятия. 

 Среди проработанных тем — концепция новогодних кузбасских сувениров, обложка для паспорта, худи с кемеровскими мемами и даже формирование бизнес-сообщества. Не все, но некоторые из них получат продолжение — так, для разработки концепции кемеровских арт-объектов уже запланировали проектный семинар «Кемерово в образах и символах».

— Нам дали конкретные техники и вопросы, которые надо задавать, и возможность попрактиковаться, когда мы не просто слушали теорию, а разбились на группы и прошли полный круг модерации. Это было наиболее эффективно и полезно. Удивила открытость участников: из разных направлений, кто-то из бизнеса, кто-то из городских площадок, и все нашли для себя пользу, — рассказывает Арина Ткаченко, заведующая городским Центром краеведения и информационного сопровождения туризма.

Главный итог трёхдневной школы — участники получили новые компетенции и смогут применить их в Кемерове, как в рамках проекта «Идентичный Кемерово», так и вне его. Ведь навыки модерации востребованы в самых разных сферах городской жизни.

Фото: Goodline, Елена Царегородцева / A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники