Кемеровские арт-объекты — какие они? Как должны выглядеть, где стоять и что символизировать? Что вообще такое арт-объект? Эти и другие необычные вопросы команда проекта «Идентичный Кемерово» задала самим кемеровчанам. Что придумали горожане и какие новые символы могут появиться в ближайшем будущем — сейчас расскажем.
«Кемерово в символах и образах» — не первый проектный семинар. Форму для кемеровской идентичности искали участники «Недели креативных индустрий»: студенты, культурологи, креативщики и городские активисты — более 100 человек разных профессий и склада ума. Многие присутствовали на мероприятии впервые, и почти все были незнакомы друг с другом. Победить свою природную скромность кемеровчанам помогли участники «Школы модераторов и продюсеров». Вместе с организаторами проекта они «перемешали» людей примерно на десять групп, подсказали, как распределить роли и систематизировать свои мысли.
— Темой идентичности я интересуюсь ещё со времён «Площади кузбасских историй», примерно представлял, что ждёт на семинаре, — рассказывает Степан Замараев, студент КемГИК. — Формат встречи был довольно быстрый, поэтому результат получился концентрированным. Наша команда выдала несколько интересных идей, на которые смотришь и думаешь: это реализуемо.
В качестве референса участникам предложили подумать о хомлинах — маленьких тотемных человечках, которые обитают в Калининграде. Для гостей и жителей они олицетворяют дух города, его уникальность и атмосферу — всё то, что так легко выразить словами, но сложно воплотить в реальности. Это яркий, но довольно условный пример. В каждом городе могут быть свои «хомлины», будь то статуя волка в Тамбове, львы Санкт-Петербурга или самовар в Туле. Когда речь заходит о городе Кемерово, мало какой арт-объект способен вызвать те же эмоции.
— Современная идентичность берётся из вчера, из пустоты ничего не бывает, — делится мыслями Анна Ворушина, сотрудник госархива Кузбасса. — Должны быть смысл, связь со временем, не сердечки и прочее — что-то оригинальное. Кажется, нам не хватает чего-то из прошлого, но актуального сегодня, чтобы было понятно тем же студентам. Потому что они порой не понимают, почему это место так называется, зачем оно тут было и зачем нужно сейчас.
Интересным мнением поделился другой участник семинара — Роман Розанцев, сотрудник Кузбасского центра искусств. По его словам, современные городские арт-объекты не играют важной роли в диалоге между обществом и теми, кто их ставит. Он отметил, что полученный опыт и дальнейшая работа в этом направлении могли бы помочь наладить диалог, вернуть произведениям искусства значимый статус как для жителей, так и для гостей Кемерова.
Так или иначе, вооружившись коллективным опытом кемеровчане начали поиск той самой идентичной формы.
Чтобы докопаться до истины, организаторы задавали участникам фундаментальные вопросы, на которые нет простого ответа. Даже в само значение арт-объекта кемеровчане вкладывают совершенно разные понятия: для кого-то это отражение души художника, а для некоторых — городской мем. Почему мнения кемеровчан такие полярные, но всё равно важные, мы попросили рассказать Никиту Фролова, члена команды «Идентичный Кемерово» и модератора одной из групп.
— Когда горожане продумывают идею, они анализируют, понравится ли объект им самим. Например, мы пришли к выводу, что группе не нравятся рекламные арт-объекты. Гипотеза: большинство горожан также их не жалуют. Кемеровчане лучше знают специфику своего города. И когда ребята что-то придумывали, они интуитивно возвращались к истории города, его смыслам и образам.
Ожидаемо, большинство проектов получились совершенно непохожими друг на друга. Так, одна из команд изобрела концепт «шарманки»: в ней нужно вращать ручку и наблюдать за трансформацией завода в театр и наоборот. По словам кемеровчан, это символизирует переход к постиндустриальному обществу. Обратный процесс напоминает, что любой прогресс можно обратить вспять. Как может выглядеть идея, представили с помощью нейросети.
А вот чего сложно было ожидать — это тесного пересечения идей и смыслов. Сразу две команды придумали концепт кемеровских щеглов: небольших бронзовых птичек, которые должны дополнять своим присутствием разные символические места города. Например, один из щеглов мог бы деловито нашёптывать Михайло Волкову место, где сокрыт уголь.
— Группы дошли до концепции, но впереди большой и долгий путь. Надо оформить все в техническое задание, соотнести идею с дизайн-кодом города, согласовать с администрацией, найти надёжных исполнителей, которые смогут воплотить проект в жизнь, — рассказывает Святослав Мурунов, основатель сети центров прикладной урбанистики.
После в офисе кузбасских IT-компаний состоялась встреча с проектными группами, участники которых хотят довести работу до полноценного технического задания. Впереди их ждёт доработка и защита своего проекта, поиск подрядчиков и инвесторов. Последние также участвовали в семинаре и подтвердили, что готовы помочь новым авторам. Вполне возможно, что уже в следующем году в Кемерове появятся новые уникальные арт-объекты. Какие именно — скоро узнаем.
Фото: Людмила Самусенко
ВКонтакте Twitter Одноклассники