На протяжении 2023 года банк ВТБ нарастил темпы кредитования и привлечения средств населения в различные инструменты сбережения. Сегодня банк делает акцент на удобство использования современных технологий при оформлении и получении банковских продуктов, а также различных инструментов обслуживания, делая банк ещё ближе к конечному потребителю. Вице-президент банка, управляющий ВТБ в Кузбассе Анжелика Рогожкина оценила тренды в потребительском кредитовании, а также подвела предварительные итоги пилотируемого проекта новой модели обслуживания розничных клиентов, который стартовал в Кузбассе в июле этого года.
— С начала года мы достигли значимых результатов на розничном рынке Кузбасса. Этому способствовало поступательное восстановление кредитной активности населения, а также подстёгнутый повышением ключевой ставки потребительский спрос. Мы отмечаем динамику по всем ключевым розничным продуктам банка при сохранении высокого качества портфеля и соблюдения финансовой дисциплины со стороны наших заёмщиков. Среди приоритетов этого года — развитие цифровых сервисов, а также формата «банка на каждый день», чтобы самые актуальные продукты и сервисы были всегда под рукой у наших пользователей. На рынке кредитования доля ВТБ сегодня составляет 17,2%. Кредитный портфель розницы достиг 73 млрд рублей, который вырос на 7%. Портфель привлечения показал динамику в 10%, до 97,5 млрд рублей. Сегодня в Кузбассе мы обслуживаем 365 тысяч частных клиентов. Большая часть из которых — наши зарплатные клиенты, получающие зарплату на карту банка ВТБ, — прокомментировала достигнутые показатели Анжелика Рогожкина.
Эксперт отмечает, что наиболее растущий спрос сегодня на залоговые кредиты – ипотеку и автокредитование. По итогам восьми месяцев ипотечный портфель банка в Кузбассе увеличился на 9% и превысил 35 млрд рублей. Ужесточение к требованиям по льготным жилищным программам, а также серия повышений ключевой ставки ЦБ, привели к ажиотажному спросу на ипотечные займы. В августе банк ВТБ выдал в Кузбассе рекордные 2,2 млрд рублей, из них 58% пришлось на стандартные программы банка, по которым клиенты приобретают в основном вторичное жильё. Жители региона оформили в ВТБ около 3 тысячи жилищных кредитов, более чем на 9,5 млрд рублей. Средний размер одного кредита составил 3,4 млн рублей.
В банке прогнозируют, что на фоне ужесточения требований к льготным программам и серии повышения ключевой ставки, в четвёртом квартале на рынке ипотеки произойдёт «охлаждение». Продажи октября-декабря могут снизится примерно на четверть, по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года. Но несмотря на это, повышенный спрос заёмщиков на протяжении большей части года обеспечит рынку рекордные продажи.
Уход с рынка европейских и японских брендов, замена их на азиатский автопром, а также расширение программ льготного кредитования на отечественные авто, подстегнуло спрос населения на автокредиты. Жители Кузбасса за восемь месяцев оформили 1300 автокредитов на сумму свыше 1,7 млрд рублей, что кратно превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Средний размер одного кредита составил 945 тысяч рублей. Заёмщики отдают предпочтение китайским брендам — каждый второй новый автомобиль, купленный в кредит, производства КНР. Растёт спрос и на подержанные авто. Этот тренд, как отмечают в банке, сохранится и в следующем году.
В части сбережений банк отмечает рост интереса населения к краткосрочным вкладам и накопительным счетам. С учётом общего тренда на дедолларизацию, растёт популярность рублёвых вкладов и вкладов в юанях, которые дают большую доходность. Совокупная доля таких пассивов, как отметил эксперт банка, к началу 2023 года достигнет 93%, а к концу 2025 года — 99%. Таким образом, как прогнозирует большинство аналитиков, постепенно в накоплениях «вымоются» доллары и евро, клиенты банков перейдут на валюты дружественных стран.
Учитывая эти тренды, а также для удобства управления своими сбережениями ВТБ предложил клиентам вклад-конструктор в рублях и юанях, в котором можно выбрать до шести вариантов сроков размещения — от трёх месяцев до трёх лет. Вкладчики могут выбрать способ начисления процентов, предусмотреть возможность частичного вывода средств, активировать опцию пополнения. И в конечном итоге получить ту ставку, которая подходит под индивидуальные потребности каждого конкретного вкладчика.
— Мы стараемся учитывать все макро и региональные тренды, предлагаем тот продукт, который отвечает требованиям времени. Кузбасс вошёл в число трёх регионов, где проходит тестирование новой модели обслуживания розничных клиентов. Он включает в себя три ключевых момента: предоставление пакета услуг для клиентов с доходами от 15 тысяч рублей, новый формат обслуживания, который соответствует ожиданиями всех членов семьи, а также открытие «лёгких» офисов на территории городов с населением до 50 тысяч человек. Уже 20 тысяч жителей Кузбасса воспользовались новым предложением банка по регулярным зачислениям по карте ВТБ. Именно этот продукт взят за основу для получения преференций от банка. До конца года банк предоставит порядка 100 млн рублей в качестве повышенного вознаграждения тем, кто впервые оформил карту ВТБ, либо активировал ранее полученную карту банка, по которой ранее не совершал транзакции, – рассказала Анжелика Рогожкина.
Проект стартовал в июле, он продлился три месяца. Те жители Кузбасса, кто впервые открыл карту ВТБ, до конца года получат от банка единоразовый кешбэк — до 10% от одного из видов зачислений, либо сумму до 4 тысяч рублей. Бонус от банка придёт на четвёртый месяц использования. Учитываются поступления в виде заработной платы, пенсии, социального пособия либо переводы денежных средств из другого банка.
До конца года в малых городах Кузбасса — Мысках, Гурьевске и пгт Промышленная — ВТБ откроет «лёгкие», безбарьерные офисы. Для удобства они будут расположены в самым проходимых местах города, возле торговых центров или рядом с муниципальными организациями. Сотрудники банка проконсультируют по самым разным продуктам, помогут с настройкой приложения ВТБ Онлайн. Здесь же можно будет воспользоваться услугами банкомата.
Развитие цифровых систем расширяет возможности пользователей банковских услуг. Потребитель всё чаще пользуется банковскими продуктами и сервисами без посещения офиса банка. На базе существующего чат-бота ВТБ запустили онлайн-систему для использования в социальной сети «ВКонтакте», что вдвое сокращает время на финансовые операции. Через сервис можно проверять баланс, делать перевод через СБП сторонним пользователям и между своими счетами, оплачивать мобильный телефон, производить оплату счетов, проверять историю операций.
Начать пользоваться услугой не составит труда: нужно перейти в сообщество ВТБ во «ВКонтакте», открыть диалог с чат-ботом и нажать кнопку ВТБ Онлайн, авторизоваться по номеру телефона или логину. Банк гарантирует безопасность, поскольку данные пользователей находятся в периметре ВТБ и не передаются сторонним сервисам или мессенджерам, все операции проводятся через встроенный интернет-банк ВТБ Онлайн.
– Ещё бы хотелось добавить, что на сегодняшний день наш банк является одним из лидеров по объёму переводов внутри России. По итогам первого квартала 2023 года доля переводов по системе быстрых платежей в ВТБ достигла 80%, к концу 2024 года приблизится к 100%. Это станет альтернативой переводов с карты на карту. Система оплаты через СБП удобнее, безопаснее и позволят проводить платежи без комиссии, что очень важно для клиентов. Помимо переводов между физическими лицами, мы видим растущий объём платежей между физическими и юридическими лицами. Совершая каждый день покупки, клиенты всё чаще бесконтактно оплачивают товар или услуги по QR-коду в магазинах и на маркетплейсах, – добавила Анжелика Рогожкина.
Растёт в ВТБ и количество трансграничных переводов. Розничным клиентам доступны переводы по номеру телефона, по реквизитам, а также на карты национальных платёжных систем. Сегодня можно осуществлять переводы в 12 стран: Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Армению, Беларусь, Вьетнам, Иран и Казахстан и другие страны. До конца года банк намерен вдвое увеличить их перечень.
Фото: ВТБ, A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники