Россиянкам с пышными формами непросто одеваться стильно и качественно — найти в магазине блузу, юбку или платье свыше 52 размера практически невозможно. Впрочем, кузбасским девушкам и женщинам в этом вопросе повезло чуть больше остальных: о том, чтобы они выглядели на все 100%, с начала 90-х годов заботится Анатолий Шугалей — владелец известных магазинов «Фрекен Бок» и EVA collection.
Анатолий Шугалей начинал свою карьеру вовсе не в доме мод, а на заводе строительных деталей, куда устроился слесарем после учёбы в КемТИПП. Дослужившись до старшего механика, понял, что одной, пусть и стабильной, работы недостаточно, чтобы прокормить семью — на дворе стояли «голодные» 90-е, холодильники пустовали. Тогда кузбассовец решил уйти в торговлю и поставлять на рынок региона верхнюю одежду. Он закупил куртки, пальто и пуховики у поставщиков из Китая в Новосибирске, а затем продал их в Кемерове и Ленинске-Кузнецком.
— Как-то раз меня за прилавком заметили знакомые. Очень удивились. Сказали, что не ожидали увидеть торгующим на рынке. Но время было непростое, нужно было искать способы зарабатывать, пусть даже и самые неожиданные, — говорит Анатолий Шугалей.
Спрос на товар оказался высоким, поэтому к новому делу почти сразу же подключилась супруга Анатолия — Ирина. Будучи экономистом по образованию, она взяла на себя решение финансовых вопросов молодого предприятия.
Чтобы расширить ассортимент своего магазинчика, бизнесмен начал сотрудничать не только с китайскими поставщиками, но и с производителями из Эмиратов, Пакистана и Турции. Качество одежды Анатолий оценивал лично — летал в другие страны и делал закупку на месте.
— Я тогда летал на таких самолётах, в которые никто из вас сегодня не решился бы сесть. И вообще, оказалось, что мода — довольно опасный бизнес, — вспоминает Анатолий. — В одну из поездок в Пакистан попал в такую передрягу, из которой, думал, живым не выберусь. Прилетел туда, закупил кожаные куртки у местного производителя и повёз их в карго-доставку. По дороге мою машину неожиданно захватила группа вооружённых бандитов, потребовали денег. Я уже решил, что живым в любом случае не отпустят, однако, получив откуп, головорезы уехали.
Опасности, поджидавшие в чужих странах, постоянные перелёты и кризис 1998 года заставили Анатолия пересмотреть свои деловые контакты и начать работу с российскими поставщиками. Предприниматель закупил партию верхней одежды и наполнил ей свой первый магазин в ТЦ «Крокус».
Постепенно товар, который Анатолий поставлял в Кузбасс, перестал быть дефицитным, на рынке появились сильные конкуренты. Однако предприниматель отметил, что ниша женской одежды больших размеров оставалась практически незанятой. В 2004 году на семейном совете Шугалей решили «переключаться» на plus size** (большой размер**) — так и «родился» известный в Кемеровской области бренд «Фрекен Бок».
Первый магазин, названный в честь импозантной героини известной сказки Астрид Линдгрен, открылся в ТЦ на бульваре Строителей. Позднее его филиалы появились ещё в трёх торговых центрах города. Правда, оригинальное название просуществовало недолго, так как оказалось непривлекательным для молодёжи. Его заменили на более современный вариант — EVA collection.
Супруги Шугалей привозили в бутики самые актуальные модели с модных столичных выставок, куда по-прежнему ездили лично, чтобы проконтролировать качество товара. Работа кипела, но не всё складывалось удачно: так, в 2008 году предпринимателю пришлось закрыть филиал EVA collection в ТРЦ «Планета» в Новокузнецке. Бутик не удалось заполнить товаром — одежду не привёз поставщик, пострадавший от рейдерского захвата. Арендная плата быстро «съела» все вложения и нехитрый заработок точки.
Однако от масштабирования Анатолий всё же не отказался — ещё одна EVA collection открылась в «Променаде-3» в Кемерове, а после и в торговом центре «Облака». Оба бутика работают и сегодня — их активно посещают жительницы города, которые знают, что именно здесь найдут качественную и стильную одежду нужного им размера.
— Сегодня в нашей базе свыше 3 000 клиентов — не только в Кемерове, но и Кемеровской области. Примерный портрет покупательниц — женщины старше 35 лет, состоявшиеся в жизни. Правда, в последнее время он меняется — значительно увеличился приток молодых девушек. Это для нас своеобразная лакмусовая бумажка — раз наша коллекция интересует молодёжь, значит, мы подбираем актуальные модели и хорошо делаем свою работу, — делится Анатолий.
Спустя некоторое время к бизнесу кузбассовца подключилась его дочь Анна, и члены семьи окончательно поделили свои обязанности. Сейчас Анатолий руководит сетью магазинов, решает административные вопросы и отвечает за работу персонала, его супруга занимается закупками, а наследница — продвижением в Сети. Именно Анна создала для сети магазинов информационный сайт-каталог, где клиентки бренда могут изучить актуальный ассортимент и узнать о действующих в EVA collection скидках. По словам предпринимателя, это было сделано для того, чтобы сэкономить время покупательниц — многие из них приходят в магазин с уже готовым списком и примеряют понравившиеся модели.
— Сфера одежды больших размеров претерпела серьёзные изменения с тех пор, как мы в неё зашли. Сначала женщины приходили и просили дать хоть что-нибудь, а сейчас клиентки хотят одеваться не хуже, чем те, кто носит меньшие размеры. Кроме того, многие из них активно строят карьеру, растят детей, постоянно испытывая нехватку времени. Мы делаем всё, чтобы шопинг для них был удачным и комфортным во всех отношениях. Иногда даже идём путём снижения собственной маржи, чтобы повысить доступность товара. Также в ближайшее время планируем создать магазин на Wildberries, чтобы наши вещи можно было купить в любом городе Кузбасса и по всей России, — говорит Анатолий.
Сохранять бодрость духа и высокую работоспособность предпринимателю и его родным помогают довольные покупательницы: если клиентка уходит из магазина с улыбкой, команда понимает, что работает не зря. А ещё семья черпает силу из путешествий по родной Сибири — совместные поездки на Алтай ежегодно заряжают Анатолия, Ирину и Анну на дальнейшее развитие бизнеса.
Фото: Анна Шугалей
Организатор проекта
*При финансовой поддержке администрации города Кемерово
ВКонтакте Twitter Одноклассники