Сотовая связь стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Мы храним в своих мобильных устройствах учётные записи банков, порталов государственных структур и соцсетей. Это всё не только упрощает нам жизнь, но и становится мишенью для мошенников. Зная только номер телефона, они зачастую могут вынудить жертву добровольно отдать свои сбережения или того хуже — заёмные средства.
Пожалуй, сегодня сложно найти тех, кому хотя бы раз не звонили мошенники. Каждая новая схема хитрее и изощрённее предыдущей. Они представляются родственниками, попавшими в беду, сотрудниками государственных служб и ведомств, обещают лёгкие заработки или сказочные компенсации. Итог у всего этого один — потеря денег.
За последние 2 года количество мошеннических звонков выросло в 1,7 раза. Каждую секунду, по данным билайн, в России поступает 94 звонка от мошенников, а похищенные средства исчисляются миллиардами. Оператор связи рассказал, как защищает своих абонентов на территории Новосибирской и Кемеровской областей, а также Алтайского края.
Если вспомнить 90-е годы, то сотовая связь была доступна лишь избранным — из-за своей высокой стоимости. Перемены начались в нулевые, когда связь и телефонные аппараты подешевели — новые контракты стали продаваться миллионами, и операторам, чтобы удовлетворять растущий каждый день спрос, понадобилась помощь посредников. Но гонка за новых потребителей, которая развернулась в нулевые, не остановилась.
— Реальный спрос на сим-карты, по данным экспертов, сегодня не превышает 20 миллионов единиц в год. Обеспечивается он мигрантами, которые приезжают на заработки, и рождаемостью. При этом база четырёх сотовых операторов, которые работают в России, ежегодно прирастает на треть, а то и на две трети — это порядка 100 миллионов. Отсюда и возникает история с незарегистрированными сим-картами, которые может приобрести любой желающий для любых целей в неограниченном количестве, — комментирует региональный директор Восточного региона билайн Максим Шарков.
Этим не могли не воспользоваться мошенники, которые каждый день наживаются на доверчивых гражданах.
— Мы сказали этой теме: «Стоп!». Мы берём на себя ответственность в том, чтобы прекратить эту порочную практику и выйти из этого порочного круга. Мы в ответе за тех, кого подключили, и мы берём на себя ответственность за нашего клиента и за его спокойствие, — говорит генеральный директор билайн Александр Торбахов в специальном фильме-расследовании «Тёмная сторона телекома» (18+).
Каждую секунду в России поступает 94 звонка от мошенников, в сутки эта цифра достигает 8,2 млн. За последние два года количество таких звонков выросло в 1,7 раза. В прошлом году, по данным одного из крупнейших банков страны, у россиян похитили более 250 млрд рублей.
С января по май этого года мошенники хотели обмануть бабушек и дедушек в Новосибирске, Барнауле и Кемерове более 1 миллиона раз. В Кемерове билайн пресёк 400 тысяч звонков мошенников абонентам в возрасте старше 60 лет.
— Мошенническая атака выглядит как бесконечное количество звонков на номер вашего телефона. Даже если вы сбрасываете звонок, то через несколько секунд получаете новый вызов с другого номера. Для защиты абонентов от подобных мошеннических атак мы разработали продукт, который называется «Моя безопасность». В первую очередь он позволяет выявить абонента, на которого началась мошенническая атака, и предупредить его, — поясняет главный эксперт по безопасности клиентов билайн и противодействию мошенникам Пётр Алфёров.
Когда атака началась, билайн временно блокирует входящий трафик абоненту, которому звонят мошенники, и отправляет ему смс-предупреждение, что нужно быть максимально бдительным. С января по май 2024 года система заблокировала 525 тысяч мошеннических звонков в Новосибирске, 1 235 тысяч звонков — в Барнауле, 965 тысяч звонков — в Кемерове. Самая длинная атака в Кемерове длилась 4 минуты, за это время было заблокировано 78 вызовов.
Чтобы добиться своего, мошенники идут на всё. Например, были случаи, когда они не могли обойти систему и под видом клиента звонили в контактный центр, пытаясь отключить услугу.
Конечно, наивно полагать, что мошенник — это какой-то злостный человек с «деревянной звонилкой». В руках у мошенников сосредоточены большие технические активы, которые помогают им совершать десятки звонков на разные номера ежесекундно. Технология работает против технологии, и в этой борьбе задача операторов — победить.
Если мошеннический вызов всё же прорвался, то билайн рекомендует связываться с Группой быстрого реагирования в приложении оператора или по телефону 0611. Это реальные люди, работники колл-центра, которые фокусно занимаются помощью абонентам, столкнувшимся с мошеннической атакой.
— Мы максимально концентрируемся на межотраслевом взаимодействии, так как понимает, что наш клиент является клиентом и других игроков экономики. Он контактирует с банками, Госуслугами, общается в мессенджерах и оставляет свой цифровой след в соцсетях. Поэтому мы должны объединиться, чтобы создать единый контур защиты, — говорит Пётр Алфёров.
Что касается ложных блокировок, то такие случаи бывают крайне редко: алгоритм хорошо отлажен. Вызовы блокируются, когда система на 99,99% уверена, что они исходят от мошенников. В том числе, анализируются поведенческие факторы.
— Один из признаков того, что абонент находится в диалоге с мошенником: абоненту во время разговора приходят смс от Госуслуг или приложения билайн с информацией о смене пароля. Обычно пользователь, который хочет поменять или восстановить пароль, сосредоточен на задаче и ни с кем в этот момент не общается, — отмечает Пётр Алфёров.
Если вероятность мошеннической атаки не очень высокая, то не доводить такой звонок до абонента не совсем корректно. Сложности могут быть с новыми сим-картами, особенно если они принадлежат другим операторам. В этом случае на экране смартфона появляется так называемая этикетка, которая гласит: «Подозрение на спам» или «Подозрение на мошенничество». Тогда абонент сам решает, отвечать ему на такой звонок или нет. В этом клиенту билайна помогает один сервисов «Моей безопасности» — «Виртуальный помощник», который работает как анти-спам фильтр и как личный ассистент. Он предупреждает о звонке от спамеров и мошенников, выводя информацию о них на экран смартфона. Также можно настроить сервис, чтобы он блокировал вызовы от спамеров и мошенников либо только от мошенников — в обоих случаях помощник запишет разговор. Если у клиента базовая версия, то запись будет доступна в приложении билайн в виде аудиофайла. Если версия PRO, то в виде текста в Telegram. Чтобы подключить «Виртуального помощника», нужно зайти в раздел «Моя безопасность» приложения билайн.
— Мы уверены, что идём по правильному пути. И это подтверждают исследования. Так, по данным ComNews Research, билайн сегодня является самым безопасным оператором, — подытоживает региональный директор Восточного региона билайн Максим Шарков.
С развитием искусственного интеллекта, у многих возникают опасения, что мошенники будут «воровать» их голоса, чтобы выманивать деньги у родственников. Однако эксперты билайна уверены, что эта схема относится к разряду будущих угроз: сегодня этот вид мошенничества остаётся достаточно дорогим. В большинстве случаев аферисты прибегают к простым методам — им удаётся поймать нас на наших страхах или потребностях.
Что касается мошенничества в мессенджерах и соцсетях, то чаще всего аферисты «угоняют» цифровую личность жертвы с помощью фишинговых ссылок. В мессенджер приходит сообщение от знакомого с просьбой перейти по ссылке и проголосовать за его дочь/сына в конкурсе. Переходя по ссылке, вы регистрируетесь и дарите мошеннику «ключи» от своего аккаунта.
— Все приложения, мессенджеры, соцсети сами по себе защищены достаточно хорошо. И пробить эту защиту достаточно сложно и дорого. Мы знаем лишь единичные кейсы, когда это действительно удавалось. Однако люди, и наши абоненты в том числе, сами отдают «ключи», и дальше развивать атаку мошеннику очень просто, — отмечает главный эксперт по безопасности клиентов билайн и противодействию мошенникам Пётр Алфёров.
Если вам поступают сообщения с просьбой проголосовать или занять денег, первым делом стоит позвонить этому человеку и сообщить, что возможно его «взломали». Если аккаунт угнали у вас, то не нужно удалять приложение мессенджера и соцсети со своего телефона — так вы только усугубите положение. Лучше сразу связаться с Группой быстрого реагирования билайн, чтобы вам помогли решить проблему максимально оперативно.
Сегодня мобильная связь — это не только цифровая, но и физическая безопасность абонента. Многим родителям важно понимать, где находятся их дети в данную конкретную минуту. И билайн работает над тем, чтобы его абоненты были всегда на связи.
Так, билайн периодичесики расширяет частотную полосу, проводя так называемый рефарминг, что позволяет обеспечивать отличную скорость соединения. Для устойчивой связи в оживлённых местах внедрена технология SON — это система автоматизированной оптимизации, которая в режиме 24/7 анализирует сетевую статистику, этажность, плотность застройки и подбирает индивидуальные настройки сети в конкретном месте и в конкретное время.
Если абонент находится там, где прохождение сотового сигнала может быть затруднено (в подвальных и цокольных помещениях, на подземных парковых и верхних этажах высотных зданий), то связь обеспечивается через WiFi с помощью технологии VoWiFi (голос поверх WiFi). В связке с VoWiFi работает технология VoLTE (голос поверх LTE). Она улучшает качество голосовых звонков, создавая эффект присутствия во время разговора.
4G теперь стал доступен даже в малых населённых пунктах Кемеровской области — связь четвёртого поколения запустили в 18 посёлках, сёлах и деревнях, в большинстве из которых живёт менее 500 человек. Базовые станции установлены благодаря федеральному проекту по устранению цифрового неравенства (УЦН). Как правило, территориальная удалённость, географические особенности, убывающее население, отсутствие наземного канала связи осложняют возможность развития мобильной связи и для достижения результатов требуется объединение усилий операторов и правительства. Благодаря программе УЦН такие населенные пункты получают стабильный мобильный интернет наравне с более крупными соседями.
Пока мошенники не искоренены и придумывают новые схемы, нам, потребителям цифровых услуг, остаётся быть бдительными, не пускать их в свои дома (телефоны) и объединяться. Только совместными усилиями добро победит. А ускорить победу могут законодательные инициативы. В частности, это привлечение в качестве верифицирующего элемента в механизме регистрации сим-карт портала Госуслуг, а также ограничение количества сим-карт, которые выдаются на одни паспортные данные.
ВКонтакте Twitter Одноклассники