Заехать на АЗС, чтобы заправиться, там же захватить кофе и хот-дог, а после — помчаться по своим делам. Это действия, доведённые почти до автоматизма, на которые уходит не больше десяти минут. Постоянный ритуал в череде быстрых событий жизни, а от того — комфортный и как будто бы естественный. Но за этими ощущениями кроется целая философия и стоит большая команда, которая и делает такие вещи по-хорошему незаметными.
В начале сентября в Санкт-Петербурге прошёл финал конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии-2024» среди сотрудников предприятий «Газпром нефти». Работники, ответственные за снабжение потребителей моторным топливом, соревновались в нескольких номинациях. Это именно те люди, которые улыбаются вам на кассе АЗС, в каком бы настроении вы ни были, быстро заправляют баллоны газом и проверяют, чтобы октановое число бензина в баке автомобиля соответствовало нормам.
Конкурс проходит уже 15 лет, но впервые — настолько масштабно. В этот раз в нём приняли участие 190 человек — победители отборочных этапов из России, Беларуси, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Это водители бензовозов, специалисты сети АЗС «Газпромнефть», нефтебаз и лабораторий. Среди них были сибиряки и, конечно, кемеровчане.
На одной из заправочных станций Санкт-Петербурга слишком много людей — они просто стоят и смотрят. Через секунду толпу разрывает нечеловеческий крик. Вроде бы, женский. На асфальте, нагретом не по-питерски жарким солнцем, примерно в пяти метрах от ближайшей бензоколонки лежит девушка. Она держится за ногу, плачет и зовёт маму. Лицо и руки в крови, нога — тоже, из неё торчит кость.
Над девушкой склонился худощавый парень в спецовке «Газпром нефти». Это Вячеслав Кантышев. Обычно он наполняет баллоны газом, но сейчас по воле случая стал врачом. Вячеслав напряжён, его руки немного дрожат, когда он обрабатывает антисептиком страшную рану, после чего накладывает шину — уже более уверенно. Плач девушки постепенно стихает.
Парень собирается звонить в скорую, но слышится громкое: «Стоп!». Люди расходятся. Ещё минуту назад страдавшая от открытого перелома буднично зевает и чешет ногу — это актриса. Наблюдатели удовлетворённо ставят галочки в чек-листе. Один из этапов финала пройден.
Вячеслав довольно уходит в шатёр ждать следующего испытания. Ему 23, в сети АЗС «Газпромнефти» работает всего два года, но уже попал на конкурс, набрав на предварительном тестировании наибольшее количество баллов. На словах это звучит просто, но на деле за каждое такое место ежегодно борются сотни специалистов, и все они — профессионалы в своей сфере.
— Впервые участвую в этом конкурсе и, конечно, волнуюсь. По сути мне просто нужно показать, что я умею, и выполнить свою ежедневную работу — заправить баллоны газом или слить его, проверить документы и провести визуальный осмотр автомобиля, оказать первую помощь, если потребуется, и отработать нештатные ситуации, — говорит Вячеслав Кантышев. — Вообще по специальности я геодезист, учился в КузТАГиС, но так получилось, что после окончания техникума пошёл работать в «Газпром нефть». Честно, когда устраивался, даже не знал о таком конкурсе, но когда рассказали, захотел поучаствовать. Мне интересно посмотреть, как работают люди из других регионов, и продемонстрировать, что умею сам.
Но победители получают не только профессиональное признание и бесценный опыт. Есть награда и более материальная — это денежные призы и ежемесячные надбавки к зарплате в течение одного года. Кроме того, лауреаты могут стать наставниками для молодых сотрудников и войти в кадровый резерв компании, тем самым обеспечив себе карьерный рост.
На вопрос о том, нравится ли ему работа, Вячеслав утвердительно кивает. Немного подумав, рассказывает, что его приглашали работать оператором заправочной станции на той же АЗС. Локация одна, но должности совершенно разные — и он не уверен, что смог бы так много говорить с людьми. А ещё искренне восхищается теми, кто может, особенно к концу смены.
В этот момент в соседнем павильоне свой этап проходил как раз такой человек — кемеровчанка Марина Вдовина, которая восемь лет работает оператором заправочной станции. В конкурсе она участвовала лишь однажды, но не справилась с отборочным тестированием — и вновь решила попытаться только в этом году.
— Четыре года назад я участвовала в отборе, но не получилось. В этот раз тоже не думала, что пройду, но в итоге оказалась здесь. Сильного волнения нет — работаю уже давно, примерно понимаю, что от меня ждут, и знаю, как это отработать, — делится женщина. — А ещё так вышло, что у меня сын поступил в Военную академию связи в Санкт-Петербурге, поэтому мы приехали сюда ещё до конкурса, чтобы посмотреть, как он приносит присягу. Успели немного погулять по городу — здесь чисто и приятно.
Марине и правда надо было сделать свою работу, но с некоторыми нюансами — например, хот-доги она готовила на скорость, товар выкладывала строго в соответствии с промо-презентацией, а каждый клиент оказывался «нештатным». Часть заданий брали из обращений на горячую линию — их до последнего держали в секрете. Это являлось задумкой новой номинации «Лидер клиентоцентричности». Всего номинаций было 17, и за каждую боролись десятки человек.
Многотонный бензовоз несётся прямо в стену красного цвета. Мотор ревёт так, что закладывает уши. Водитель словно не собирается останавливаться, но в последний момент всё-таки давит на педаль тормоза. Полуприцеп-цистерна неуверенно виляет, сбивая аккуратно расставленные дорожные конусы. Не успев сбросить скорость, машина врезается в стену — та мягко рассыпается конструктором «Лего».
Это ещё один из этапов финала, но уже для водителей бензовозов. Им необходимо остановиться как можно ближе к импровизированной преграде из пенопластовых блоков, получается не у всех. У неизвестного конкурсанта не получилось — и бензовоз будто бы немного разочарованно отправляется выполнять «змейку».
У ограждения за происходящим внимательно наблюдает другой водитель, который, кажется, искренне болеет за своих коллег. Его зовут Евгений Пищулин, он из Барнаула, в «Газпром нефти» работает почти шесть лет. На конкурс приезжает второй год подряд.
— Перед финалом я проходил похожие испытания — ездил «змейкой», выполнял параллельную парковку, сбивал специальные конусы. Но они были не такими жёсткими, да и машина здесь новая. Надо приноровиться: она по-другому и рулится, и разгоняется, и тормозит, — объясняет мужчина.
Евгений говорит, что любит то, чем занимается, и не понимает, зачем работать там, где не нравится. С профессией водителя связана вся его жизнь — до того, как прийти на нефтебазу, он управлял спецтехникой с гидравлическим механизмом. В свободное от работы время Евгений тоже постоянно в пути, но уже с семьей: путешествует по Алтаю и ездит на юг к границе Казахстана — в места, в которых родился и вырос.
При этом алтайские дороги сильно отличаются, например, от питерских. На трассах между городами встречаются серпантины, перевалы и затяжные повороты, с которым неопытному водителю большегрузного транспорта бывает сложно справиться. Это добавляет ещё больше ответственности — особенно если учесть, что перевозишь не продукты, а взрывоопасное топливо.
— Во время работы я максимально сосредоточен, потому что машина серьёзная и сложная в управлении, — добавляет Евгений. — Но в целом на дороге надо быть внимательным всегда, независимо от того, какой автомобиль ты ведёшь.
Когда Евгений не за рулём автомобиля, он за рулём велосипеда, а с наступлением зимы меняет его на лыжи. Помимо этого, занимается и другим спортом — ходит в бассейн по абонементам, которые выдают на работе. Это, кстати, одно из преимуществ «Газпром нефти»: для сотрудников есть большое количество специальных программ и приятных бонусов — клубы по интересам, которые может организовать каждый желающий, познавательные семинары, различные скидки от партнёров компании, льготные путёвки в детские лагери, доступ к занятиям спортом и не только. Есть даже программа релокации, по которой специалисту и его семье оплачивают переезд в другой регион.
На Николае Сафронове синяя куртка, такие же штаны, белая каска и защитные очки — рядом с ним ещё несколько одинаково одетых человек. Он усиленно тушит условный пожар на нефтебазе, ведь от этого зависит… то, насколько хорошо будет пройден один из финальных этапов конкурса.
Николай работает оператором «Газпромнефть-Терминала» в Кемерове и за свою более чем десятилетнюю карьеру ни разу не сталкивался с подобной ситуацией по-настоящему. Но полностью к ней готов, его безошибочные действия это подтверждают
— Работаю на нефтебазе с 2013 года, но недавно на её месте построили новый топливный терминал, и я принимал в этом активное участие. Его главная особенность в том, что он гораздо технологичнее прошлой нефтебазы, а все процессы там автоматизированы по максимуму. То есть ручного труда почти нет, — объясняет Николай. — В конкурсе, несмотря на свой стаж, участвую впервые. Очень волнительно, потому что хочется показать, на что я способен. У нас, кстати, проходил отдельный конкурс болельщиков, кемеровские заняли первое место. Не хочется их подвести.
Всего пару недель назад Николая наградили медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса». Рассказывая об этом, он улыбается. Говорит, что до последнего не догадывался, а ощущения были такие, будто «просто шёл по своим делам и получил медаль». На вопрос о том, за что именно её дали, отвечает, что просто делает свою работу и любит родной регион. И скромно умалчивает о титаническом труде и ресурсах, которые сам потратил на то, чтобы место, где он живёт, стало лучше.
— У нас недавно построили новую набережную, некоторые по ней гуляют и говорят: «Красиво как в Европе!». А я хочу, чтобы люди гуляли в Европе и говорили: «Красиво как в Кузбассе!». Вот такого принципа я и придерживаюсь. И хочу вложить эту культуру в свою дочку, – добавляет мужчина.
По его словам, самое ценное в конкурсе — не призы, а общение с коллегами из других регионов и даже из соседних стран. Это помогает расти профессионально и получить опыт, а после — применить у себя на малой родине.
На деле это один из принципов, на котором базируется работа в «Газпром нефти» — компания за свой счёт проводит дополнительное обучение для сотрудников, развивает внутреннее наставничество, а мотивационные и образовательные программы дают возможность постоянно узнавать что-то новое. Например, в первом полугодии 2024 года корпоративное обучение уже прошли более 5 800 специалистов предприятий сегмента сбыта моторных топлив. Во втором их будет ещё больше.
Но есть одно важное условие: нужно любить свою работу. Без этого ничего не получится.
Фото: Сергей Новосёлов / «Газпром нефть»
ВКонтакте Twitter Одноклассники