Взыскание алиментов – вынужденная мера для многих одиноких родителей. Как правило, чаще всего к такому способу защиты своих прав и прав ребёнка чаще всего прибегают матери-одиночки. О том, как взыскать алименты в твёрдой денежной сумме и что делать, если второй родитель скрывает свои доходы, рассказывает адвокат и руководитель адвокатской конторы «Защита и Медиация» Василий Тарасенко.
Условно отцов, которые должны платить алименты, можно разделить на две группы: «Овцы» и «Волки».
Сначала коротко об «овцах» – нерадивых отцах, которые сами, отчасти, становятся жертвами закона, поскольку вынуждены платить алименты больше, чем положено по Семейному кодексу. Когда с отца взысканы алименты, например, в размере ¼ доли всех видов заработка, но при этом официально он не трудоустроен, то пристав-исполнитель ежемесячно насчитывает задолженность по алиментам в размере ¼ средней заработной платы по России, это порядка 38 000 рублей. Таким образом, ежемесячно папа должен платить по 9 500 рублей. Парадокс заключается в том, что такие жёсткие меры касаются в конечном итоге обычных «работяг», которые не могут устроиться на нормальную работу и либо вынуждены работать неофициально, либо просто не знают, что работодатель не отчисляет за них налоги.
Порою плательщик алиментов узнает о том, что за него не отчислялись налоги, когда предъявляет справку приставу. Происходит это так: работает себе отец долгие месяцы на одном месте работы, приносит приставу справку, которую ему дали на работе, о том, что его зарплата составляет 18 000 рублей, и думает, что алименты составят 4 500, то есть четверть от заработка. А дальше происходят чудеса: пристав делает запрос в пенсионный фонд и выясняет, что официально за этого алиментщика работодателем ничего не отчислялось, а значит, в понимании закона, он не работал. И пристав рассчитывает ему алименты в размере ¼ не от его 18 000 рублей, а от средней зарплаты по России – 38 000 рублей. В итоге папаша вынужден платить больше половины своего реального дохода. Виноват, конечно, работодатель, однако приставы не будут разбираться в этом.
Теперь к «Волкам». Кто они? Как правило, предприниматели. Почему? При работе по найму у нормального работодателя вся зарплата проходит официально, и тут становится неважно, сколько бы хотел платить отец. Предприниматели сами могут указывать свой заработок и, соответственно, отчислять налоги и платежи в фонды социального страхования и ПФР.
Таким образом, отец этой категории наоборот делает так, чтобы платить меньше, имея при этом значительно бОльшие доходы. Понимая вышеизложенную схему работы закона «Об исполнительном производстве», отец-предприниматель делает так: указывает у себя минимальную заработную плату – примерно 8 500 рублей, от неё отчисляет все налоги и стабильно, каждый месяц платит алименты в размере примерно 2 300 рублей. И к нему никаких претензий со стороны закона и приставов быть не может. Таким образом, родитель законно платит «издевательские» алименты, и они настолько малы, что их не хватает для нормального удовлетворения всех потребностей ребёнка.
Статья 83 Семейного кодекса РФ предоставляет матери возможность взыскивать с такого «порядочного» отца алименты в твёрдой денежной сумме. В законе указано, что фиксированное содержание на общего ребёнка может быть взыскано, когда денежные источники получаются отцом в натуральном или ином виде, когда заработок нерегулярный, а так же если взыскание содержания в долевом отношении невозможно или является затруднительным.
Обращаться с таким иском в суд имеет смысл только в том случае, если вы точно знаете, что у отца ребёнка доходы гораздо больше, нежели он официально заявляет. Косвенным подтверждением этого может считаться наличие дорогостоящего имущества: недвижимости и транспорта. Нередко такие горе-алиментщики выступают учредителями фирм, а доходы любой организации можно посмотреть в интернете – благо такие сведение находятся практически в свободном доступе, это тоже может служить доказательством финансового благополучия алиментоплательщика. Иные письменные документы, говорящие о наличии дополнительного дохода или заработка, так же докажут в суде, что есть факт сокрытия реальных доходов.
Когда самостоятельно сторона не может получить вышеуказанные доказательства, суд по ходатайству стороны вправе запросить сведения в ИФНС, Фонде социального страхования и Пенсионном фонде РФ о предоставлении сведений об уплаченных налогах и отчислениях. Однако надеяться на такие запросы, а тем более, злоупотреблять ими не стоит, если вы не уверены в нужных вам ответах.
Размер фиксированных алиментов определяется исходя из того, сколько денег необходимо на сохранение нормального уровня обеспечения ребёнка. Нужно понимать, если расходы на чадо составляют 10 000 рублей, а отец зарабатывает 200 000, то не факт, что с него будет взыскано 50 000, то есть ¼ от заработка. В суде нужно будет указать, сколько расходов в месяц требуется на ребёнка, и в зависимости от доказанных расходов судом будут взысканы алименты.
Ещё один вопрос, который исследуется судом, – это финансовое положение отца и матери. Если судом будет установлено, что ответчик имеет низкий доход, а у истицы доходы в разы выше, то скорее всего сумма взысканных алиментов будет минимальной. Это связано с тем, что та же статья 83 Семейного кодекса РФ регламентирует, что при рассмотрении дела должен соблюдаться баланс интересов обоих сторон.
В общем и целом, можно сказать, что уплата алиментов при сокрытии доходов – случай нередкий в судебной практике, однако каждый такой случай имеет свои нюансы.
В нашей практике было дело, когда размер алиментов был установлен судом на основании тех расходов, которые уже ежемесячно несёт ответчик. Так, отец указывал, что «денег у него нет» и он платит ежемесячно кредит в сумме 40 000 рублей. При этом его официальная заработная плата составляла 8 000 рублей. Очевидно, что невозможно платить с зарплаты такой кредит. Таким образом, суд пришёл к выводу, что ответчик скрывает свои доходы и с него может быть взыскано 1/4 суммы оплачиваемой за кредит. В том конкретном случае с ответчика было взыскано 10 000 рублей в месяц при официальной зарплате 8 000.
Если говорить о непосредственном предъявлении иска и защите своих прав в судебном заседании, то тут хочется дать один простой совет – подходите к защите своих прав с полной мерой ответственности. Подавая исковое заявление вы должны быть уверены в своей победе, хотя бы отчасти, в противном случае обращаться в суд не стоит.
Неуплата алиментов, а что ещё хуже с точки зрения морали, мизерная издевательская их уплата при наличии возможности платить больше, – это, безусловно, зло. В причинах такого маргинального поведения отцов можно долго разбираться. По нашему мнению, причём тут вообще закон, есть ребёнок – содержи его. Почему он должен страдать?
В оправдание же мужского пола хочется сказать, что в нашей практике неоднократно встречались случаи, когда отцы сами добровольно платят алименты в тех суммах, которые могут, и часто эти суммы составляют действительно львиную долю их доходов. Хочется, чтобы все отцы относились так же к своим детям.
ВКонтакте Twitter Одноклассники