ПАО «Кузбассэнергосбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии в Кемеровской области, и кузбасские компании должны ему 3,3 миллиарда рублей. Почему так получилось и чем это грозит поставщику, его должникам и всем кузбассовцам, разбиралась «Газета Кемерова».
Электростанции производят энергию, сетевые организации транспортируют, а энергосбытовые компании обеспечивают планирование объемов потребления и ведут учёт потребленной электроэнергии. Государство разделило цепочку «генерация» — «передача» — «сбыт» между разными компаниями в 2008 году, ликвидировав монополию РАО «ЕЭС России». Был создан список гарантирующих поставщиков: в каждом регионе есть хотя бы одна организация, которая обязана обеспечивать электричеством любого обратившегося человека или компанию. В Кемеровской области это ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «Металлэнергофинанс».
Кузбасские компании потребили, но не оплатили электроэнергии на 3 миллиарда 298 миллионов рублей. Самая плохая платёжная дисциплина у предприятий ЖКХ — на них приходится 1 миллиард 654 миллиона, то есть больше половины. Большая часть потребителей сферы ЖКХ платит несвоевременно: в среднем предприятия имеют долг более чем за четыре месяца. Некоторые не платят годами — например, одно теплоснабжающее предприятие из Киселёвска должно 129 миллионов, что соответствует начислениям за два с половиной года.
Потому что нельзя остановить турбину гидроэлектростанции или котлы ТЭЦ. Процесс производства электричества является непрерывным, так же, как и процесс потребления электроэнергии. Оплата должна быть своевременной, чтобы обеспечивать необходимую выработку на станциях и безаварийную передачу по электрическим сетям. В экономике это выражается в том, что у сбытовых компаний жёсткий график внесения платежей в адрес генерирующих и сетевых компаний. И если они этот график не выдерживают, санкции очень серьёзные, вплоть до лишения статуса субъекта оптового рынка, то есть прекращения деятельности компании. При этом желающих подхватить этот статус немного. Ведь новый поставщик унаследует тех же самых неплательщиков.
Потому что нельзя отключить отопление в многоэтажке зимой или остановить вентиляцию в шахте: пострадают ни в чём не повинные люди. Котельные, водоканалы, объекты водоотлива угольных предприятий и тому подобные потребители относятся к разряду «неотключаемых»: что бы ни случилось, они должны работать.
— Предприятия ЖКХ больше и быстрее всех накапливают задолженность, пользуясь этим своеобразным иммунитетом, — поясняют в пресс-службе ПАО «Кузбассэнергосбыт». — При этом люди могут исправно платить за коммунальные услуги, но эти деньги не доходят до нас. Предприятия по разным причинам их могут просто не перечислять.
Наибольшие проблемы доставляют компании, которые находятся в стадии ликвидации. Привычной практикой стало накопление долгов, а затем банкротство и ликвидация этих предприятий. На их месте появляются новые, которые уже не несут ответственности по обязательствам своих предшественников. В основном речь идёт о бывших арендаторах объектов тепло- и водоснабжения, особенно на селе.
— Взыскать с них задолженность практически невозможно, так как всё имущество принадлежит муниципалитету, а предприятие его только арендует, — объясняют в пресс-службе. — Оно собирает деньги с населения, не рассчитывается с ресурсонабжающими организациями, потом просто исчезает. К сожалению, такие случаи не единичны, однако органы местного самоуправления не оказывают должного внимания этим ситуациям, несмотря на указания областной администрации о недопустимости подобной практики.
В Кузбассе нет такого района, где бы не было должников за электроэнергию. Ситуация с ростом задолженности предприятий ЖКХ не меняется год от года: за время отопительного сезона компании накапливают многомиллионные долги, после чего некоторые из них банкротятся, и на их место приходят новые фирмы-однодневки. Обращения в суд почти бесполезны: многомиллионные долги, оставленные за прошлый отопительный сезон разорившимися предприятиями, практически невозможно получить.
Защититься от предприятий с ошибками в управлении и откровенных однодневок, которые накапливают долги и банкротятся, можно. Для этого нужно не давать им накопить эти самые долги. Тогда в создании таких предприятий просто не будет смысла.
Поэтому законодатель движется в сторону укрепления платёжной дисциплины. С 29 сентября 2017 года вступило в силу постановление правительства, которое сделало возможным ограничение электроснабжения абсолютно всех типов потребителей, в том числе «неотключаемых». Сейчас все потребители обязаны составить план мероприятий, чтобы быть к этому готовыми. В план они должны включить мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования. Для «неотключаемых» потребителей это в первую очередь установка за свой счёт автономных источников питания.
Проще говоря: не можешь платить за электричество — готовься покупать дизель-генератор. Поставлять бесплатно энергию больше никто не будет.
Основные изменения в порядке ограничения потребления электричества:
Некоторые потребители после введённого по закону ограничения самовольно подключаются обратно. И не впускают сотрудников поставщика на объекты для проверки. В таких случаях «Кузбассэнергосбыт» оформляет и передаёт документы в Ростехнадзор. Этот уполномоченный орган исполнительной власти обращается в суд с иском о нарушении требований административного законодательства. В результате на потребителя налагается взыскание. Как правило, это штраф в пользу государства, размер которого определяется по решению суда. Однако могут последовать и другие санкции, вплоть до дисквалификации руководителя.
«Кузбассэнергосбыту» постоянно приходится брать банковские кредиты на покрытие «кассовых разрывов». Они возникают, потому что розничный потребитель платит по факту использования энергии, а поставщик оплачивает её на оптовом рынке раньше. Возникает ситуация, когда потребитель деньги ещё не заплатил, а их уже нужно отдать. Этот разрыв и прикрывают кредитом — это в целом привычная ситуация. Но в последнее время «Кузбассэнергосбыту» приходится пользоваться кредитами для увеличения оборотных средств из-за роста дебиторской задолженности. Она постоянно растёт, и у поставщика возникают проблемы с привлечением кредитов: банки просто боятся давать деньги компании с дебиторской задолженностью в 3,3 миллиарда рублей. Они снижают объёмы кредитования и увеличивают проценты.
Получается несправедливо: если не платят компании-потребители, почему проценты по кредиту ложатся на поставщика? «Если потребители не могут платить в срок, пусть они и обращаются в банк», — рассудили энергетики. И законодатель их поддержал: с 2017 года «неотключаемые» потребители, затянувшие с платежом более чем на два месяца, обязаны предоставлять поставщику гарантированное обеспечение исполнения обязательств по оплате — финансовую гарантию. Гарантом может выступить не только банк, но и муниципалитет.
Ситуации, когда гарантирующий поставщик под грузом проблем прекращал свою деятельность, в других регионах России были. Статус гарантирующего поставщика переходил к сетевым компаниям, но платёжная дисциплина не улучшалась. Оно и понятно: от того, что обязанности будут переходить от одного поставщика к другому, те же предприятия ЖКХ платить не начнут.
Поэтому огромные долги ресурсников ставят под угрозу надежность электроснабжения всего региона. Они не платят «Кузбассэнергосбыту», тот, в свою очередь, рискует не заплатить сетевым компаниям и генерации, которым необходимы средства для ремонта электросетей и инвестиций. Чтобы минимизировать риски, необходимо вмешательство властей и конкретные меры по налаживанию платёжной дисциплины потребителей. Никакого иного выхода, волшебного способа, при котором всё само собой рассосётся и все останутся при своём, нет. 3,3 миллиарда рублей долгов — это потенциально старые столбы ЛЭП, пропущенный ремонт трансформатора, задержанная зарплата тысяч сотрудников и перебои с энергией. Это то, что нужно предотвратить.
ВКонтакте Twitter Одноклассники