Цены на бензин кусаются, количество автомобилей на дорогах растёт, а путь до работы всё дольше. Этим летом в городе стало больше лёгкого электротранспорта: водители в пробках завистливо провожают взглядами райдеров, беспрепятственно проезжающих перекрёстки. A42.RU и федеральный техномаркет «Мототека» предложили людям, никогда не видевшим такой техники, покататься и поделиться впечатлениями.
«Долой коптящий небо двигатель — даёшь экологичный транспорт!» — под таким слоганом могли бы продавать электросамокаты 50 лет назад, если бы литий-полимерные батареи уже изобрели. Самокат с виду обыкновенный, складывающийся, весит 10 кило, легко помещается в багажник или под мышку.
— Главное скрыто внутри, — переворачивает гаджет менеджер «Мототеки» Никита Радостев — в колесе мотор на 200-500 ватт, в платформе аккумулятор и блок управления.
Запас хода в 20-30 километров позволяет ездить на работу, забыв о пробках или битком набитых автобусах, чем молодёжь в мегаполисах активно пользуется. По-прежнему можно устроить себе физзарядку, если есть желание. Но стоит райдеру устать — он ставит обе ноги на широкую доску, давит на гашетку и забывает и про затяжной подъём, и про расстояния. Электромотор без труда разгоняет самокат до 15-20 км/ч. В «Мототеке» продают модели от простых до навороченных — со сдвоенными колёсами, усиленной подвеской, светодиодными фарами и увеличенным запасом хода.
Urban Scooter Sport XZ-E010
Екатерина Ряполова, руководитель отдела экспериментальных продаж:
«Улётные ощущения: отталкиваешься ногой, как на обычном самокате, а он дальше едет и едет, как по волшебству. Я о таком в детстве мечтала».
Эти электроскутеры назвали чопперами за внешнее сходство с любимым транспортом байкеров: длинная вилка, «рогатый» руль, низкое сиденье со спинкой, в котором сидишь вальяжно, как в кресле. Федеральный техномаркет «Мототека» предлагает полдюжины моделей в выставочном зале — в том числе с внедорожной резиной, съёмной батареей, двумя или тремя колёсами. На заказ доступны несколько десятков. Для теста взяли модель CitуСoco Harley: усиленная алюминиевая рама держит нагрузку до 150 килограммов, вилка и сиденье амортизируют удары. Широкие колёса повышают устойчивость и сцепление с дорогой. Двигатель мощностью 1 200 ватт разгоняет чоппер до 50 км/ч, дисковые тормоза спереди и сзади обеспечивают уверенное торможение. Ёмкость аккумулятора позволяет проехать до 60 километров без подзарядки. Бортовой компьютер передаёт на смартфон хозяина статистику и уровень заряда батареи.
— По сравнению с бензиновыми скутерами чоппер неприхотлив, — говорит менеджер «Мототеки» Никита Радостев. — Электромотор проще и дешевле двигателя внутреннего сгорания, привода нет вовсе. Ремонтировать в нём особо нечего, на бензин тратиться тоже не нужно. Аккумулятор полностью заряжается от обычной розетки за 5-6 часов.
Плюсы
CitуСoco Harley
Александр Бессарабов, предприниматель: «Кайфово. Странные чувства: разгоняется быстро, а звука мотора не слышу. Управление легче, чем на мотоцикле, но в поворот с наклоном входить не получится, всё же это транспорт для размеренной езды. Я бы с удовольствием добирался на нём в магазин или на работу».
Пожалуй, каждый велосипедист хотя бы однажды мечтал о ручке газа на долгом подъёме. Некоторые даже её делали: мотор от бензопилы с цепным приводом ужасал звуком и выхлопом, работал недолго, но навыки инженера прокачивал знатно. Первые электромоторы тоже были скорее демонстрацией прогресса, чем реальной подмогой: ёмкости свинцовых аккумуляторов хватало лишь на несколько километров. Не то сейчас. Мотор на 500 ватт разгоняет велосипед до 40 км\ч, а литий-ионные батареи дают запас чистого хода в 30-40 километров.
— Этот вид транспорта сочетает преимущества скутера и велосипеда, — объясняет менеджер «Мототеки» Никита Радостев. — Райдер может вообще не пользоваться мотором, включая его только на сложных участках пути. Кроме того, мотор умеет работать в режиме ассистента, не обеспечивая полной тяги, но облегчая велосипедисту работу педалями. Для здоровых молодых парней не слишком актуально, а вот для людей неспортивных, в возрасте, с больными коленями это настоящая находка.
Фэтбайк Eco Drive V5 500W
Четырёхдюймовые колёса и удвоенные усилия превращают велосипед в свирепый вездеход — ему нипочём песок, грязь и даже снег. Фронтальная фара позволяет игнорировать время суток, двойная амортизация сиденья смягчает удары на кочках. В Казахстане этот транспорт всерьёз облюбовали охотники: кормить «коня» не надо, запас хода с педалями — километров 80, проходимость по пескам впечатляющая.
Критики обвиняют создателей электровелосипеда в потакании лени: мол, он нивелирует все преимущества велосипеда в укреплении здоровья. На деле электромотор лишь делает шире коридор возможностей. А лениться или крутить педали, человек решает сам.
Минусы
Егор Павлов, дизайнер: «Пока на гашетку не нажмёшь, велосипед как велосипед — лёгкий ход, хорошо держит прямую. А вот с мотором это вообще другой расклад, новый уровень. Это такая динамика, такие эмоции — я думал, у меня сердце выскочит, в висках стучало».
Федеральная сеть техномаркетов «Мототека» продаёт гироскутеры, электровелосипеды, электроскейтборды и даже электроролики: колёса с моторчиками привязывают к любой обуви. За электротранспортом будущее: он дешевле, удобнее и бережнее к окружающей среде. В странах ближе к экватору электроскутеры по объёмам продаж уже догнали бензиновых собратьев.
— В Сибири эта тенденция только начинает проявляться, — говорит Никита Радостев. — Из-за климата двухколёсный транспорт менее популярен, и совершенно зря. Пять месяцев в году — это немало. Ведь это пять месяцев свободы, комфорта и искренних эмоций.
ВКонтакте Twitter Одноклассники