На разрезе «Шестаки» прошло испытание карьерного автосамосвала ТОНАР-7501 грузоподъёмностью 60 тонн — первого и единственного отечественного автомобиля подобного класса. Компания «Стройсервис» уже не первый год сотрудничает с подмосковным заводом: ТОНАРы составляют достойную конкуренцию импортной карьерной технике и помогают улучшать экономику угледобычи в России.
После недавно прошедшего Восточного экономического форума подтвердились расчёты местных аналитиков: доля заинтересованных в кузбасском угле регионов не так высока, как считается. Это связано с географическим положением Кемеровской области. Она удалена от основных западных и восточных регионов-закупщиков. Высокую потребность в угле это, впрочем, не отменяет.
Новые самосвалы ТОНАР-7501 выдерживают нагрузку в 60 тонн: это позволяет сократить расходы на доставку угля и повысить конкурентоспособность продукции. Подмосковный машзавод «Тонар» готов предоставить оригинальную технику, аналогов которой в России пока нет.
В мае этого года ТОНАР-7501 представили на ежегодной презентации завода, а в сентябре — широкой публике. Презентовали самосвал на новом перспективном участке открытых горных работ Убинский-1 разреза «Шестаки». Экскаватор в забое загрузил автосамосвал грузоподъёмностью 60 тонн ценным углём марки Ж, который оперативно был выдан на-гора.
— Для нас поддержка государственной программы импортозамещения имеет большое значение, — говорит директор по транспорту ЗАО «Стройсервис» Виталий Петров. — Компания социально и экономически ориентирована прежде всего на поддержку российской экономики. «Стройсервис» заинтересован в том, чтобы машиностроение в нашей стране крепло и развивалось. Это будет выгодно всем.
Поддержка отечественного производителя позволит компаниям существенно снизить затраты на покупку карьерных самосвалов, транспортировку угля, щебня, песка и подобных грузов. Это положительно скажется на конечной стоимости продукта и экономике региона и страны в целом.
— Угольщики «Стройсервиса», не побоявшись рисков, предоставили ТОНАРу возможности для испытания карьерного автосамосвала, — в свою очередь комментирует начальник департамента угольной промышленности Олег Токарев. — В этом деле «Стройсервис» действительно пионер. Благодаря техническим характеристикам самосвала и небольшому расходу топлива происходит удешевление угля. Применение новой отечественной техники очень важно. Поддерживать в первую очередь нужно свою промышленность.
Технический директор завода «Тонар» Юрий Вайнштейн уверен: у самосвала большое будущее. Российские машиностроители использовали лучшие наработки собственных конструкторов и коллег из Австралии, чтобы создать мощную и безопасную модель. Площадку для испытаний на разрезе «Шестаки» предоставила компания ЗАО «Стройсервис» — крупнейший покупатель внедорожных самосвалов «Тонар», активно внедряющая передовые инновационные разработки. Благодаря сотрудничеству специалистов двух компаний удалось адаптировать самосвалы для перевозки большого объёма грузов: обеспечить топливную экономичность, надёжность конструкции и комплектующих, предусмотреть низкую цену на сервисное обслуживание.
В ходе испытаний на разрезе «Шестаки» ТОНАР-7501 показал высокие эксплуатационные характеристики, соответствующие заявленным. Расход топлива оказался даже ниже, чем «паспортный», который составляет 210 литров.
Особенность конструкции самосвала — задняя балансирная подвеска на резиновых упругих элементах. Она надёжна при особо больших осевых нагрузках, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Допустимая нагрузка на каждую ось — 35 тонн, при этом у основных деталей подвески — трёхкратный запас прочности. Подвеска на резиновых упругих элементах конструктивно проста, практически не требует обслуживания и работает при диапазоне температур от -60° до +50°. Передняя подвеска — пневмо-рессорная.
Коробка передач | Allison 4700 с ретардером |
Двигатель |
Cumming QSX15 на 15 литров |
Карданный вал | открытого типа с игольчатыми подшипниками |
Топливный бак | 700 литров |
Кабина |
двухместная с алюминиевым покрытием |
Кузов | цельнометаллический с задней разгрузкой и гидравлической системой подъёма |
Смазка | централизованная автоматическая |
Шины | бескамерные пневматические 16,00R25 |
Перевозка угля на большие расстояния зависит не только от надёжности техники, но и от мастерства водителя. Облегчить его работу на автосамосвале ТОНАР-7501 помогает эргономика систем управления и пневматическая подвеска кресла. В кабине установлены кондиционер и обогреватель, кузов оснащён системой подогрева выхлопными газами, что особенно важно при перевозках в холодное время года. Уровень шума в кабине — 79 децибел, ниже предельно допустимого значения.
Тестирование самосвала ТОНАР-7501 доказало, что машина готова к значительным нагрузкам. Завод планирует обеспечить карьерными самосвалами угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия Кузбасса. К 2022 году «Тонар» намерен стать лидером в сегменте карьерных автосамосвалов грузоподъёмностью 60-80 тонн. Хорошие предпосылки к этому уже есть.
ВКонтакте Twitter Одноклассники